И ведь слушают, и улавливают нечто особенное в дыхании природы наши авторы, и не перестаёшь удивляться их особому видению.
Завораживают нежные и задумчивые произведения Алика Ахмадуллина:
«Берёзке, дрожащей средь поля под ветром,
где снежной порошей засыпана ширь
Про алые росные зори рассвета
однажды пел песню залётный снегирь.
И вмиг стало тихо в той снежной округе.
А песня звала мысль озябшую вдаль.
Мелодии этой чарующей звуки,
как светлую грусть, слушал даже февраль»
И вот вроде бы уже ни одно столетие в русской литературе живут устойчивые образы, которые ассоциируются с определёнными природными явлениями, но современные поэты и прозаики вновь и вновь продолжают находить что-то совершенно особенное.
Послушайте, как рождаются снежинки у Даниэлы Долиной.
«И над землёй резцом не больше, чем микроб,
В цеху огромном и прозрачном, и воздушном
Их вырезают и складируют в сугроб
…. Потом огромный, наподобье пылесоса,
Снежинки втягивает в гулкое нутро Снегогоняльщик.
Оглядевшись, шморгнув носом,
Он рапортует: «Упаковано, патрон»
В дальневосточном крае Тамары Воронцовой
« …ветер, нахлобучив малахай,
…. приглашает небо на ночлег
И небо опускается охотно,
И всё оно – огромный мягкий зверь,
Лежит ничком, обняв земную твердь,
Уткнувшись в тишину холодной ночи»
Пульсирует вселенная над ним…»
А у Татьяны Поповой идёт самая настоящая генеральная уборка.
«Проснулась весёлая Солнце-хозяйка,
Взяла в руки тряпку и швабру -«лентяйку»
И, фартук надев, принялась за работу –
Смахнуть снег с планеты, а с ним и дремóту»
Так из чего же состоит наш весенний сборник?
Из новых образов в строках Светланы Вараксиной, АлёныДолининой, Татьяны Шпилёвой, Юлии Барко, Ларисы Муравьёвой, Ольги Вобликовой, Марины Зейтц, Маргариты Вассаби, Игоря Стебенкова,Александра Ерохина,Татьяны Носовой,Марины Киссер.
Из красивых пейзажных зарисовок Татьяны Богдан и Светланы Глазуновой, из познавательной прозы Галины Самусенко, ВалентиныВоробьёвой, Анастасии Хабаровой, Валерии Румянцевой, Марины Силиной, Игоря Дженжеры и Валентины Бычковой.
Из трогательных строк о родном крае и ностальгии по детским годам в стихотворениях Надежды Вамуш, Зои Видрак-Шурер, Александра Галяутдинова, Светланы Глазуновой, Алёны Долининой, Жанны Зиминой, Татьяны Поповой, Натальи Шариной, Владимира Шишкова.
Из неожиданных рассуждений на лунную тематику Ольги Логачёвой, из описания чудес в произведениях «Зимняя радуга» Ольги Любчиновой и «Дерево-зонт» Натальи Шариной.
Из философских произведений, посвящённые творчеству самых разных художников – волжского пейзажиста Якова Вебера, загадочного испанца Сальвадора Дали, польского художника-иллюстратора Гжегожа Птака. ... Живопись, как форма выражения, всегда идеально подходила для воплощения своего видения мира. А живопись в союзе с поэзией – это такой мощный по выразительности инструмент (визуализация, мысли, чувства), который мастерски обволакивает читателя атмосферой сопричастности к содержанию картины, но для этого поэт должен владеть Словом в совершенстве. И мне кажется, что наши поэтессы прекрасно справились с поставленной перед собой задачей. Единственно жаль, что нет возможности напечатать в нашем сборнике иллюстрации данных картин в цвете.
«Я давно наблюдаю за небом, болит голова,
Даже сердце сжимается в ужасе: может, участье
От меня ожидается? Дверь в запредельное счастье...
Я хочу, и боюсь, не могу. И влечет синева»
(Зоя Видрак – Шурер)
«Не будем, дети, раскрашивать лошадь,
пусть немного побудет белой…
«Ведь все равно, как лучше ни делай –
облапают, шерсть взъерошат...»
(Ольга Гусева)
Особняком в сборнике стоят стихотворения о человеческом равнодушии и жестокости – «Так безбожники след заметают»Жанны Зиминой,«Волчица»Светы Лучик, «По саваннам хмельным…»Владимира Шишкова, и пронзительное стихотворение Юлии Санниковой «Отзвенела капель рассветная».
Далёкими отголосками перекликаются между собой «Кошкин день»Виктора Бойкова, «Хочу стать кошкой» Ольги Гультяевой и «Девушка-кошка»Ольги Гусевой.
А некоторые стихи, благодаря присутствующему в них мелодичному песенному ритму и искусству аллитерации, так и хочется не прочесть, а пропеть.
«Заворкуется – птахам раздолие.
Занеможится старой зиме.
А она залихвацким удолием
О себе па творит, о весне.
Затанцуется в вальсовом вихре,
Зацелуется спутник де Март.
Зачарует капель-изобилье,
В восхищении леди Весна»(Татьяна Александровская)
«Как однажды над горою
Звёзды с утренней зарёю
Заводили хоровод.
Всё смеялось, всё смешалось
То сверкалось, то смеркалось,
Содрогая небосвод»(Вера Серёжкина)
И конечно, у доброй половины авторов в их проникновенных произведениях природа присутствует в контексте личных переживаний, и иногда даже является частью лирического героя.
«Я к тебе ещё вернусь.
Жизни путь пройдя, как Данко.
Но однажды спозаранку
Вдруг в старушку превращусь.
И тогда уже сама/У окошка тихо сяду.
И молчанью буду рада.
Отпусти меня, Зима!»(Елена Фарафонтова)
«Вчера ещё был шелест слабый слышен…
Но окончанье срока в спину дышит.
И оторвавшись вдруг осенней нотой,
Листочек жёлтый начал жить в полёте…
А я стоял и слушал это пенье –
Длиною в жизнь к земле прикосновенье»(Сергей Берестов)
«Мои вёсны ушли, летний полдень давно уже в прошлом,
Лучик света застыл в листопадной осенней поре...
Скоро будет зима! Оказалось совсем невозможным
Календарик судьбы обмануть, завершив в ноябре»
(Ирина Авакова)
«Лишь угольными пятнами грачи
На тополях ведут большую стройку.
Я не люблю весну, но чту, поскольку
С неё ты счёт ведёшь годам своим» (Галина Безменова)
«А ветер дует в спину,
А жизнь проходит мимо,
Когда-нибудь я сгину,
Лицо омыв от грима....
Ну а сейчас в окошко
На мир живой смотрю,
И радуюсь, как Кошка,
И всё боготворю»(Рина Давыдова)
«Тонет в тумане далёкое поле
Талая струйка за ворот бежит...
Чуточку жаль, что кончается повесть,
Повесть моя, под названием – жизнь» (Юрий Терещенко)
Приятного вам прочтения, дорогие наши читатели! И позвольте вместе с замечательной поэтессой Мариной Киссер пожелать вам:
Марьям, здравствуйте! Я всё жду и жду свой экземпляр сборника, но что-то он до меня никак не дойдёт. Может быть, Вы мне что-нибудь скажете по этому поводу? С уважением, Галина.
это вам не у Марьям надо спрашивать, а заходить в отчет своих публикаций. Да и в ЛС вам приходят сообщения с номерами почтовых отправлений. Сборник вам отправлен. Номер почтового отправления 65404459034543
Татьяна! Конечно, произведения в сборнике самого разного уровня, но в каждом хочется что-то отметить - образ, удачную рифму, и даже одно единственное удачное слово…. И это совсем не значит, что я пою дифирамбы, как Вы написали, «плохим стихам" и «прохожу» мимо хороших. Согласна с Вами по поводу того, что в этой рецензии нужно было либо отметить всех, либо включить в неё «самое-самое»…...фамилий и на самом деле получилось много. Спасибо Вам за это замечание, на будущее учту обязательно. А вот по поводу "я здесь оказалась случайно, вроде той копейки,что не хватало до рубя" ...пожалуйста,не горячитесь. Стихи у Вас достойные, как и у многих-многих других авторов в этом сборнике. Если невольно обидела,искренне прошу прощения!Мне, на самом деле, очень жаль, что заставила испытать Вас такие неприятные чувства. С теплом и уважением,Марьям
Марьям Аверина,если Вы не нашли пару слов для всех авторов,то зачем печатать заведома плохие стихи. Беря книгу в руки,где вы поете дифирамбы одним и не замечаете других. Испытываю неприятное чувство... Что я здесь оказалась случайно, вроде той копейки,что не хватало до рубя. С сожалением,Таня.
В сборнике участвует 61 автор. Пара слов для каждого - это уже 122 слова. Не кажется ли Вам, что это будет перебор? И обижаться из-за того, что чье-то имя не указано во вступительной статье, по меньшей мере, глупо. А оказались Вы в сборнике, надо полагать, потому, что подали заявку на публикацию, а не на то, чтобы попасть в редакторский обзор.