Добро пожаловать на литературный портал Регистрация Вход

Меню сайта

Стань партнером

Творческие советы. 7 способов раскрытия сеттинга Вашего мира

.О чём бы ни писал автор, какой бы жанр не избрал, о каких бы событиях не повествовал, он всегда сталкивается с понятиями сеттинга (среды, в которой происходит действие) и целостности мира или места, где развивается сюжет. Особенно трудно приходится создателям фантастики и фэнтези, ведь порой от них требуется с нуля создавать целый новый мир, выстраивая в нём свои уникальные законы, правила и традиции, аналога которых не существует в реальности. Магические способности, сверхвысокие технологии, необычные существа, быт представителей неземных рас – всё это и многое другое должно быть пронизано строгой логикой и иметь под собой прочный фундамент. В противном случае может пострадать сюжетная часть, получив, так называемые, «дыры в сюжете».

Кропотливая работа с концепцией литературного мира важна в любом жанре, не только в фантастике. Если книга предполагает описания жизни поваров, то автору необходимо знать устройство ресторана и кухни, а также специфику их профессии, если врачей – то больницы, если полицейских – то участка или отделения. Непонимание всех важных особенностей собственного сеттинга может вызвать недоверие у читателя, испортив его впечатления от книги, и отбив желание познакомиться с историей до конца. По этой причине необходимо уделять внимание всем деталям и добротно прорабатывать эту «канву», не боясь столкнуться с трудностями и необходимостью переписать книгу несколько раз.

После того, как общая концепция продумана, детали и мелочи учтены, исключения обособлены, а герои помещены в привычный или же совершенно новый мир, писатели сталкиваются с новой проблемой: «а как грамотно подать устройство этого мира?». К примеру, как объяснить читателю в простой и интересной форме, что нельзя смешивать красное и синее вещество при низких температурах, или что двигатель на ториевой тяге может погубить всех героев, или что заклинание требует целого набора специальных навыков и подготовки? Ведь мало кому будут интересны сноски или строгое энциклопедическое описание, внедрённое прямо в середину повествования. Как поступить? Как погрузить читателя в свою Вселенную мягко и ненавязчиво?

Есть несколько основных способов.

  1. Самый распространенный – это введение персонажа, который знакомится с новым миром и ничего о нём не знает так же, как и читатель. Это может быть некий новобранец на государственную или военную службу, студент, только поступивший на факультет, случайный и самый обычный землянин, попавший в другой мир или на корабль к пришельцам. Подобный ход очень удобен, так как такой герой может периодически задавать вопросы, касательного любого происходящего события, чем шаг за шагом раскроет концептуальную составляющую окружающего мира. Это всегда выглядит логично и правдоподобно.

 

  1. Если нет возможности использовать несведущего главного героя, на помощь могут прийти рассуждения персонажей, хорошо «ориентирующихся» в созданном автором мире. Такие герои могут размышлять вслух, спрашивая друг друга разные советы относительно дальнейших действий, оспаривать эти решения, приводя в пример факты из истории их мира, опровергать или подтверждать разные теории, опираясь на свой опыт. Главное, чтобы это общение было естественным и правдоподобным, не переходящим в нелепый комментарий к каждому движению героев.

 

  1. Разобраться в сеттинге хорошо помогают откровения. Когда случается неожиданный сюжетный поворот, выводящий из равновесия душевное состояние одного из персонажей, то такой герой может поведать своим соратникам, а заодно и читателю, историю своего прошлого или давно хранимый им секрет. Такой рассказ не только раскрывает характер, но и показывает дополнительные особенности окружающего мира, о которых автор по каким-либо причинам не успел поведать ранее.  

 

  1. Некоторые сюжетные линии могут начинаться с того, что главный герой лишился памяти и пытается вспомнить своё прошлое, чтобы разобраться в настоящем. Подобная задумка сама по себе является отличным приёмом для изучения сеттинга непосредственно с точки зрения основного действующего лица, дополненной его эмоциями, переживаниями и мыслями.

 

  1. Если у автора нет возможности поместить своего героя в кому или как-то ещё травмировать воспоминания, то можно поступить иначе – «подбросить» персонажам таинственный дневник или блокнот. Приём, связанный с записями загадочного гения или исследователя, хорош тем, что он не требует от основных героев специальных навыков или знаний – всё необходимое они смогут узнать из имеющегося дневника. С помощью такой «реликвии» можно раскрыть и глубоко рассмотреть любой необходимый аспект сеттинга.

 

  1. В описании концептуальных элементов также помогают случайные события, прямо или косвенно связанные с сюжетом. Герой может стать свидетелем некоего происшествия, познакомиться с второстепенным персонажем, найти или увидеть незнакомую для себя вещь. Всё это даёт возможность описать мысли персонажа, связанные с происходящим на данный момент сюжета, воскресить воспоминания о его прошлом или спровоцировать эмоциональное потрясение. Через собственные рассуждения или диалоги герой может помочь читателю взглянуть на вещи шире и лучше понять мир книги. Самое важное здесь – сделать события действительно «случайными» и натуральными, чтобы не создавать ощущение обнаружения «рояля в кустах».

 

  1. Наконец, самый обычный и классический метод – описание элементов сеттинга словами автора. Это простой и распространенный способ, который подойдёт всегда и везде, особенно если нет возможности использовать что-то из вышеперечисленного. Очень важно, чтобы всё происходило естественно, и автор рассматривал свой мир вместе с героями. Описаний не должно быть слишком много, их нельзя отрывать от повествования, и они не должны тормозить сюжет. К примеру: «Машинами такого типа исследователи пользовались ещё до изобретения кристалло-синтеза. Татьяна (имя героини) это знала, ведь когда-то и она работала с подобной техникой, изготавливая топливо для списанных летательных аппаратов». Такое описание хоть и сделано со слов автора, всё же создаёт ощущение того, что указанный факт читателю рассказала сама героиня. В последствие также не возникнет вопросов, почему «Татьяна» умеет пользоваться техникой, упоминаемой автором.

Разумеется, способов раскрыть концепцию и сеттинг может и быть и больше, здесь лишь перечислены наиболее часто встречающиеся и проверенные временем. Какой-то один используется крайне редко, писатели стараются комбинировать эти методы, объединяя их единым стилем написания.

Какие подойдут именно Вашей книге – решать только Вам. Главное позаботьтесь о том, чтобы книга читалась легко, интересно и в ней отсутствовали сюжетные «провисания».

Успехов Вам и Вашему творчеству!

Игорь Языков, автор книги "Герои планеты Земля I. Запретные порталы"

avatar
1 kraft4cola • 12:11, 11 Янв 2019
А вот это реально полезно...
avatar

Вход на сайт

Информация

Просмотров: 1707

Комментариев: 1

Рейтинг: 5.0 / 1

Добавил: webmanya в категорию Лайфхак для писателя

Оцени!

Категории

Выбор редакции - лучшее [26]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [104]
Самое интересное!
Классики и современники [431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [804]
Творческая жизнь [281]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1067]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [500]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [100]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [156]
Архив новостей [80]
ТОПы [50]
А знаете... [66]
Энциклопедия литературы [93]

Статистика


Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0