Избегайте «актрис с страстными взглядами»…

Избегайте «актрис с страстными взглядами»…

Уважаемые писатели! Конечно же, вы узнали один из примеров неблагозвучия речи, приведённый М. Горьким, и догадались, что речь пойдёт о звуковой выразительности текста.

Читая произведение, мы всегда обращаем внимание на его язык, стиль, образность, фонетическую организацию, отмечаем, насколько лёгок или тяжеловесен слог писателя. 

Как известно, в гармонично устроенном, благозвучном произведении соблюдается звуковая пропорция: около 60 % согласных звуков и 40 % гласных. Вспомним чеканную, отточенную прозу И. А. Бунина или стройную, мелодическую поэзию А. С. Пушкина:

Поля, холмы, знакомые дубравы! 

Хранители священной тишины! 

Свидетели моей тоски, забавы! 

Забыты вы... до сладостной весны!

А. С. Пушкин «Осеннее утро»

В этих строках на 98 звуков приходится 42 гласных и 56 согласных, то есть пропорция соблюдается.

Второе условие звуковой выразительности — тексты не должны содержать скопления гласных (классический пример — «письмо у Оли и Игоря») или согласных фонем (уже упомянутые в названии «актрисы с страстными взглядами»). Не рекомендуется сталкивать в предложении слова, на конце и в начале которых встречается два и более согласных (гласных): «добр, правдив, встревожен».

Звуковой повтор (ассонанс, аллитерация) может быть уместен, если он выполняет изобразительную функцию, то есть если автор намеренно использует звукопись, например, для того, чтобы передать настроение, образ, картину. Особенно убедителен этот приём в поэзии. Непревзойдённым мастером звукописи, на мой взгляд, является К. Бальмонт. Достаточно вспомнить «Чёлн томленья», «Ангелы опальные», «Влага» и другие его поэтические произведения.

В прозе звуковой повтор используется нечасто. Более того, автор, работая над книгой, старается избежать подобных случаев. Приведу несколько примеров неблагозвучия, требующих правки: 

Его взгляд говорил лучше всяких слов. Вскоре вошла женщина вполне почтенного возраста… — неоправданный повтор звуков [в]/[ф].

…волны по-прежнему лизали прибрежный песок… — слова по-прежнему и прибрежный имеют тождественный набор звуков. Такого соседства лучше избегать.

…вернулся от верной подруги… — неблагозвучны употреблённые рядом слова вернулся и верной

Благозвучие — это внешняя сторона выразительности текста, часто не осознаваемая читателем, но всегда отмечаемая им как гармония, лёгкость стиля. Такое произведение хочется читать и возвращаться к нему спустя годы. Благозвучие (в числе прочего) говорит о речевом мастерстве писателя.

1 Комментарий
  1. ludmila-kanina Спам

    "Убийства и ужасы в угрюмой усадьбе...»
    «Вполне можно обойтись без насекомых...»

    07 Сен 2018, 19:23

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети