18 Июл 2018
Обрести своё место в жизни

Роман «Подарите мне пуделя» Юлии Каменевой – история воссоединения одной семьи. В книге описано восприятие друг друга трёх поколений по женской линии. Каждая следующая ступень идентична предыдущей. Концентрация происходит вокруг среднего звена, и здесь немаловажную роль играет драма, случившаяся с главной героиней. 

Только благодаря травме к героине возвращаются дочь и забытая где-то на просторах детства мать. Связывают их ранние обиды, которые и Ольга испытывала по отношению к матери и которые она заставляет тлеть уже в своей дочери. Автор говорит, что в семье не должно быть обид.

В обычной жизни травма несёт негативный эффект, в романе же современного автора она имеет позитивное значение. Писательница отмечает её различное влияние на личность и общество. Для личности травма имеет серьёзные последствия, отражаясь и на здоровье, и на психологии, и в делах, тогда как общественно выполняет связывающую функцию, соединяя поколения и незнакомых людей. Таким образом, в современном мире, говорит автор, лишь какие-то проблемы хорошо сказываются на взаимоотношениях людей. И это очень печально, ибо в ожидании, как в примере Веры Александровны, может закончиться жизнь. А жизнь для автора превыше всего.

 «Подарите мне пуделя» содержит бизнес-инструкцию. Советы касаются душевных качеств, которые должен иметь начинающий предприниматель. Виктор, давая советы Ольге, адресует их читателю. Через образ Виктора автор делится своим опытом ведения бизнеса. 

Так возникает мотив учительства. Учителями по жизни могут быть разные люди. Предпринимательский талант, зреющий в главной героине, – результат стремления выбиться из низов. Художник показывает, что необходимо постоянно работать над собой и совершенствоваться во всём.

В настоящее время предпринимательство и учительство мало сочетаются. Совмещая два несовместимых понятия, автор использует приём оксюморона. Учительство имеет ненавязчивый характер, что очень положительно сказывается на читательском восприятии.

Роман Юлии Каменевой – настольная книга для определённой части девушек, как надо жить в шоколаде. При этом Ольгу оттеняют такие персонажи как Настя, желающая развлечься, но на деле оказывающаяся верной женой, и Эля, воспитывающая дочь-инвалида.

Поэтика названия воскрешает мечту, пудель – атрибут счастливой жизни. И мечта преследует героиню всю жизнь, лишь в финале романа, собираясь к дочери, женщина чувствует её реальность. Вместе с тем пудель является элементом богатства, и счастье героиня понимает как его обретение. Но постепенно этот атрибут наполняется иным значением, которое образуется из счастья детей. В эгоистичном сыне Ольга видит себя, поэтому отказывает в квартире. К моменту восстановления настало время жить для себя, и героиня, переосмысляя многие эпизоды жизни, сбывает магазин и отправляется за границу.

Образ пуделя отпугивает серьёзного читателя, поскольку настраивает на гламурный лад. И в какой-то момент, действительно, кажется, что перед глазами типичная беллетристика. Таких эпизодов много в описании жизни главного персонажа. Но внимательный читатель уже с первой главы обнаружит глубокие традиции русской литературы. 

Положение главной героини заставляет вспомнить «Маленькую Грозную» Людмилы Петрушевской, героиня которой, сломав шейку бедра, оказывается на больничной койке и начинает вспоминать жизнь. Поэтому в творчестве Юлии Каменевой значимыми оказываются традиции постмодернизма. Автор заставляет героев шагать в ногу с веком, и они смотрят хоккейные матчи с Касатоновым и Фетисовым, регистрируются в «Одноклассниках».

Отмечается лёгший в основу жанр биографии. Любое художественное произведение – биография, поскольку автор описывает жизни героев. Этот жанр имеет виртуальную структуру, ибо никогда не существовавшие персонажи обретают жизнь, пусть и на страницах произведений.

Ольга стремится дистанцироваться от себя, чтобы лучше понять свою жизнь. Травма служит лишь катализатором того, чтобы начать разбираться. Каждый человек, оказываясь на больничной койке, начинает задавать себе вопросы о смысле бытия. В больнице человек остаётся наедине с собой, и в этот момент важен жанр автобиографии. Тем более наедине с собой человек искренен.

Автор как будто передаёт функцию повествования героине. Перед читателем автобиография, представляющая сознание героя в третьем лице. Таким образом, немаловажную роль играет «поток сознания». Нередко герои отдают друг другу нить повествования. В связи с этим налицо самопознание и самоизучение. Жанр автобиографии как раз и заставляет анализировать собственную жизнь.

Главной в рассказе Ольги является тема любви. Автор представляет гендерные различия в её восприятии. Сама любовь видоизменяется по-разному. Получая удовольствие с Виктором, Антоном, Ольга пытается обрести своё место в жизни. Несмотря на то, что Ольга вполне искренна с Виктором, она скрытна по отношению к подруге, которая и знакомит её с любовником. Значимую роль в романе играет мотив любовников, автор печально отмечает  бытование этого явления в современном обществе. Любовь имеет показательный характер. В образе Виктора представлено, что она платонически обусловлена, автор утверждает, что в деловой среде возможно только логически обоснованное чувство. И поскольку оно строго обдумано, то это уже не любовь. В образе Виктора автор представляет, что любовь уходит из современного мира. Роман затрагивает проблему исчезновения чувства.

Роман имеет также форму исповеди. Главная героиня, оказываясь как будто на церковной паперти, начинает рассказывать о собственной жизни. В связи с этим черты романа тесно переплетаются с элементами повести. В жизни каждого человека бывает событие, которое влечёт за собой рассказ о грехах. Таким образом, роман современного автора уходит корнями в древность, когда были актуальны исповедание и причастие. Они совершались в тот момент, когда человеком ощущалась близость смерти, следовательно, глубоко в христианских традициях имеет истоки экзистенциализм.

Роман современного автора обладает признаками экзистенциализма, в нём прослеживаются христианские черты. Рассказывая о своих грехах, человек осознаёт, что жизнь прошла бессмысленно. Рассказ героини не отличается особой нравственностью, события принимаются за грех.

Налицо также связь с агиографической литературой. Отличие в том, что агиография повествует о жизни святого, а здесь – о жизни грешницы. Из текста явствует, грех теснейшим образом переплетается с добрыми делами, что отражают эпизоды помощи бабушке-инвалиду или рядового сочувствия. Ольга – не типичный грешник, в романе представлен её рост. И, несмотря на связь с женатым мужчиной, в ней сохраняется частицы нравственности и доброты.

Материал подготовил Михаил Калинин

Взгляд критика / 675 / redaktor / Теги: любовный роман, Женский роман, Юлия Каменева / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов