«Давно ли вы в последний раз считали звезды»?
02.08.2018 59 5.0 0


Жизнь, словно река, все время мчится вперед. Сумасшедший ритм повседневных будней, бесконечные дела, которые нужно сделать, проблемы, требующие безотлагательного решения, не дают возможности остановиться, задуматься, оглядеться по сторонам и просто увидеть тех, кто находится рядом и, быть может, нуждается в помощи. Тех, чье сердце, возможно, преисполнено боли и страдания, стремлений и желаний. Чтобы выдержать огромный стресс, приходится абстрагироваться от окружающей действительности, насильно сковывать свою душу цепями равнодушия, откладывать все лучшее и худшее в долгий ящик, постепенно забывая о существовании и того, и другого. В результате жизнь, которая могла бы быть прекрасной, полной оттенков и полутонов, превращается в бледное подобие самой себя – в некую пустую оболочку, лишенную глубинной сути и смысла. Но многие ли хотя бы замечают это? 
Элла Залужная на страницах книги «Точка невозврата» на примере героев, которыми являются самые обычные люди, постаралась показать, как мы сами превращаем свою действительность в бесплодную серую пустыню. Как мы бредем по ней изо дня в день, не смея поднять взор к небу и увидеть мерцание звезд, дарующих надежду. Как мы теряем сперва свои мечты, потом самих себя и, как следствие, то, что еще недавно называли важным, совершенно необходимым, абсолютно незыблемым. И вот в один прекрасный день человек, на месте которого, увы, может оказаться каждый читатель, вдруг понимает, что «выстроенная с таким трудом линия жизни увела его так далеко от самого себя, что он даже не может вспомнить какую музыку ему нравилось слушать, какой нравился цвет, есть ли любимое блюдо… Зато в памяти бережно хранятся стопки с отчётами, все контрольные цифры, время каждой встречи, срок исполнения договоров». А, если разобраться, то и «лето мало отличается от осени или весны, разве что немного от зимы – меньшим количеством одежды и отсутствием колкости в носу от редкого мороза». 
Разве кто-либо хочет жить так? Разве кому-то нравится бесконечная промозглая мгла такой вот действительности? Но многие ли могут с уверенностью сказать, что эти строки, столь метко подобранные писательницей, не имеют никакого отношения к нему самому? Достаточно ли осталось тех, для кого каждое утро начинается с радуги, каждый день готовит сюрпризы, а каждый вечер преисполнен радости от грандиозных свершений? Элла Залужная просит своего читателя задуматься, пересмотреть свои приоритеты, отыскать в своей душе лучик света, способный озарить унылую пустыню. Нужно лишь понять эту просьбу за историями героев, углядеть суть за историями, заимствованными из наблюдений за обывателями, не воспринимать описанные на страницах ситуации как нечто само собой разумеющееся и неизменное, как некую константу, над которой мы не властны. Но если не мы, то кто?
Рассказы Эллы Залужной – это философская лирика в прозе, это фрагменты, взятые из жизни разных людей, которые, собранные вместе, рисуют целостную картину современной действительности. Той реальности, которая подспудно пугает многих из нас, зачастую становится причиной бесконечной тоски, заставляет постоянно искать виноватых в чувстве собственной неполноценности, несовершенности своего бытия. А кто же виноват на самом деле в том, что мы оказались в тупике, заблудились в лабиринте дорог и судеб? В ком причина всех бед и неурядиц, сыплющихся на грешные головы, словно из рога изобилия? Кто своими руками создал серость и рутину на месте, предназначенном для мерцающего калейдоскопа красок и событий? Ответ на этот вопрос есть у писательницы, которая умеет заглянуть в самую суть, проникнуть в потаенные уголки души, вытащить из них все самое сокровенное и давно позабытое и разглядеть редкие яркие штрихи на однотонном фоне. 
Много внимания писательница уделяет бичу современности – офисной работе, столь монотонной, однообразной и, по факту, пустой, что люди, оказавшись втянутыми в нее, чувствуют себя рыбами, попавшими в сети и неспособными высвободиться. Они тонут в океане бумажек, колонок и столбиков, слепнут от света компьютерных экранов, сходят с ума от отсутствия понимания, вызванной разобщенностью и невозможностью простой близости между людьми, что особенно сильно проявляется в критических, выходящих за рамки ситуациях. Автор пытается объяснить, как малосущественны мелочи, возведенные в квадрат современным обществом, как пусты цели и стремления среднестатистического обывателя. Она призывает проявлять больше заботы, выказывать больше любви, не проходить мимо страждущих. Картинки, вырванные из жизни героев, демонстрируют ту реальность, которую мы все знаем и не хотим замечать. Мы не хотим думать о том, как тяжело живется людям пожилым, каким грузом ложатся на плечи условности и догмы, как пренебрежительно мы относимся к природе, как губителен для душевного и физического здоровья воздух мегаполисов, в каком болоте тонет глубинка, как страшна алчность и к каким последствиям приводит корысть, управляющая многими сердцами. Но как мы не хотим поднимать для себя важные вопросы, прислушиваться и присматриваться к другим, так и другие не желают этого тоже. Как и мы к ним, они отказываются прислушиваться к нам самим, избегают сочувствия, как опасной болезни. Так и рождается одиночество в толпе. Вот и выходит, что «никто из окружающих не был счастлив, а если и был, то только какое-то определённое время и нёс этот заветный клочок памяти через всю свою жизнь».
Взаимоотношения между людьми, разучившимися слушать и слышать, занимают главенствующее место в книге. Между людьми, которые прячут свои эмоции, скрывают лучшие чувства, запирают все самое прекрасное внутри, не позволяя вырваться на свет, словно стыдятся как некого порока, отвратительной слабости или недостойного деяния. Чувствуя боль, они не признаются в ней, а станут успокаивать себя, повторяя, как мантру: «Значит, всё будет хорошо или придется в это поверить». И в конечном итоге верят, воспитывая в себе холодность, культивируя цинизм, потворствуя своему и чужому эгоизму. 
На страницах книги обязательно живет любовь – неотъемлемая составляющая бытия, неискоренимая даже в эпоху инновационных технологий. Любовь искренняя, вечная противопоставляется Эллой Залужной сиюминутной или, что еще страшнее, превратившейся в привычку. Герои, уставшие переживать, терзаться, страдать и не видеть отклика, хотели бы нарисовать любовь с начала. С чистого листа... Но можно ли это сделать? Да и нужно ли? Ведь современники очень часто не знают не только как исправить уже содеянное, починить сломанное, но и использовать внезапный шанс, подаренный судьбой. Шанс прекрасный, но, скорее всего, ненужный. Шанс, которому суждено пропасть втуне.
Эллу Залужную заботят не только проблемы людей и острые социальные вопросы. Она видит и катастрофическую ситуацию, которая стараниями человека имеет место в природе. Она выступает как защитник животных в нескольких очень разных по направленности и атмосфере рассказах. Пытаясь привлечь внимание читателя к проблемам окружающего мира, она не стремится навязать ему свою точку зрения, к чему-либо принудить. Она просто показывает те перемены, которые произошли в душе ее героев и заставили иначе смотреть на вещи, еще недавно привычные и ничем не примечательные. Возможно, в некоторых сердцах чувства, неожиданно светлые, найдут отклик.
Каждая история, которая вошла в книгу «Точка невозврата», – это драма. Некоторые из них содержат в себе нотки мелодрамы, другие – фантастики, третьи – приключений. Все они не лишены романтики и широты души. Все оставляют простор для фантазии, так как Элла Залужная не хочет ограничивать своего читателя, навязывая ему готовые однозначные концовки. Она предоставляет ему шанс пофантазировать, задуматься, поставить точку в том месте, где подсказывает личный опыт, собственное мировоззрение. Такие вот размышления уводят далеко от книги, из плоскости воображаемой переходят в плоскость реальную и находят там свое приложение. Можно смело сказать, что шаг за шагом, история за историей, каждый, кто готов воспринимать слова другого и относиться к книгам как чему-то большему, нежели легкое чтиво после трудного рабочего дня, обязательно встанет перед необходимостью переоценить свою жизнь и попытаться понять, где находится его собственная «точка невозврата». Когда мечты «стать русалкой» или «цветком» превратились в осознанную необходимость стать клерком. Когда фраза «грязь – это всего лишь грязь, если её не впускать в своё сердце» утратила смысл, так как стерлось представление о том, что есть та самая «грязь». Одним словом, когда путь был выбран, судьба предрешена, конец очевиден, а отрезок пути от рождения и до смерти превратился в прямую и пыльную дорогу, на которой не встречается ничего настоящего. 
Читатель! Открой книгу Эллы Залужной «Точка невозрата», устройся поудобнее в своем мягком кресле, переведи дыхание, отбрось свои представления о современной реальности и загляни за запертые двери чужих домов, чужих душ. Посмотри на мир глазами других людей, возможно, своих соседей или коллег. Почувствуй себя частью этого мира, одетого «в фальшивые одежды», и постарайся сорвать их с себя вместе с пропыленной тогой равнодушия. И тогда ты поймешь, что одиночество – мираж, который развеется, если дать себе труд подойти к нему достаточно близко. Ибо никто из нас не может быть уникален в своей боли, в своем страдании. И только вместе мы можем решить проблемы, о которых так любят говорить с трибун и экранов. Только вместе и никак иначе... вооружившись мечом добра, пробудив в себе давно забытое сочувствие, разорвав оковы повседневности, вспомнив, кем мы когда-то были, и залечив свои крылья.

Екатерина КУЗНЕЦОВА



Читайте также:
Комментарии
avatar