02 Сен 2018
Окраины искусства
Литература представляет такую же «человеческую» модель: в ней есть периферийные писатели и находящиеся в центре внимания авторы. Также центральными и периферийными могут быть темы и мотивы. О последних иногда забывают, и они остаются неосвоенными.
Во все времена находятся авторы, вынужденные околачиваться на периферии литературных подмостков. Это происходит из-за яркого и всепоглощающего свечения ранее взошедшей звезды. Писатели вошли в литературу, но остались в сенях большого дома. Именно эти авторы порой разрабатывают оригинальные и неповторимые мотивы. Об их существовании никто не подозревает, поэтому эти коллизии остаются неосвоенными у находящихся в центре внимания литераторов. За недостаточностью кругозора о «периферийных» писателях так никто и не узнаёт. Почитателями их творчества становится узкий круг людей. Но говорить о том, что эти художники лишние и ненужные, ни в коем случае нельзя. Они просто оказываются неосвоенными, неузнанными. В этом не беда писателя, это беда читателя. Поэт, занимаясь собой, не ориентируется на мнение окружающих.
По «человеческой» модели строится любое произведение. В нём есть главные и второстепенные персонажи. Любая деталь в литературном произведении несёт смысловую нагрузку. Важно понимать взаимосвязь всех винтиков с главным персонажем или темой. Как в человеческом теле важны и печень, и селезёнка, и лёгкие, так и в романе, повести, рассказе важно всё: какого цвета носки, как повязан галстук, начищены или нет ботинки.
Тема является кровью литературного произведения, связывая всякого персонажа с центральным образом. Сердце произведения могут составлять и несколько героев. Тогда всё остальное вертится вокруг них.
Владимир Одоевский, пережив многих своих современников, так никогда и не жил в собственной литературной эпохе. Но прихлебателем и конформистом его никак нельзя назвать. После гибели Пушкина в литературу пришёл Лермонтов. Его эпоха длилась всего четыре года. За это время он успел создать многое. Первая публикация Лермонтова состоялась ещё в 1828 году, но известность и всеобщую популярность ему принесло стихотворение «Смерть Поэта».
1840-е годы были под властью так называемой «натуральной школы». Это было интенсивное десятилетие в литературе, публицистике и общественной жизни.
В 1850-е годы в литературу вошла новая плеяда талантливых авторов. Век не благоволил старым писателям, выдвигая на первый план мощных психологов и философов. Поэтому проза Одоевского оказалась не у дел. Писатель был похож на древность со своими сказками.
В сознании каждого человека, думаю, сказка ассоциируется с детством. Она возникает на заре письменной деятельности человека и может быть соотнесена с детским периодом развития. В. Одоевский, разрабатывая мотив сказки в своей первой книге, отмечает много нового в литературе. Тема отдельного существования души и тела характерна для «Сказки о мёртвом теле, неизвестно кому принадлежащем». Холод символизирует смерть. Относящееся к телесному – мёртво, а душа – жива. Мотив мертвенности характеризует убогое состояние общества. «Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» выявляет те же самые настроения автора. Здесь также появляются мёртвые и живые люди. Эта сказка показывает, что люди в современных условиях превращаются в марионетки. Автор подчёркивает, что человеком играет случай. Вот как замечательно об этом написано:
Злодеи воспользовались этим мгновением, вынули из неё сердце и опустили его в свой бесовский состав. Долго, долго они распаривали бедное сердце русской красавицы, вытягивали, выдували, и когда они вклеили его в своё место, то красавица позволила им делать с собой всё, что было им угодно. Окаянный басурманин схватил её пухленькие щёчки, маленькие ножки, ручки и ну перочинным ножом соскребать с них свежий славянский румянец и тщательно собирать его в баночку…
Содержание всех произведений В. Одоевского связано с загробным миром. Смерть – достаточно грубое продолжение бытия. Жуткими картинами наполнен художественный мир писателя. Сказки и повести носят не совсем ласковый характер.
Все произведения В. Одоевского написаны в русле романтизма. В те времена очень велико было влияние эпохи на личности. Да и сегодня бытие по-прежнему определяет сознание. Мы до сих пор не научились управлять событиями. Человек – игрушка в руках природы.
Ещё одна «звезда разрозненной плеяды» – Евгений Баратынский. На его творчество наложила отпечаток биография. Будучи военным, Баратынский направлен в расквартированный в Финляндии полк. Там он прожил около пяти лет. Отсюда в его поэзии и звучит финская тема. Она связана с присоединением в 1809 году северного соседа к Российской империи. Освещения в литературе требовало освоение новых территорий. Прошло совсем немного времени, прежде чем появились любовные признания, обращённые к новой части российской территории. Созерцая вековые граниты, поэт восхищается северной страною. Отождествляя Финляндию со Скандинавией, он использует скандинавскую мифологию. Это звучит прекрасно и великолепно. Страна в сознании поэта сливается с природным ландшафтом:
Как всё вокруг меня пленяет чудно взор!
Там необъятными водами
Слилося море с небесами;
Тут с каменной горы к нему дремучий бор
Сошёл тяжёлыми стопами,
Сошёл – и смотрится в зерцале гладких вод!
Баратынский никогда не жил в своей литературной эпохе. Начав печататься в 1818 году, он так и не занял центральной ниши в литературе. Пережив Пушкина и Лермонтова, его литературная звезда так и не стала сиять ярче и не превратилась в центр литературной эпохи. Но в это же время Е. Баратынский был фигурой оригинальной и самобытной.
Художник показывает взгляд рядового солдата. Будучи исключённым из пажеского корпуса за шалость, он получил рекомендации прибыть в Финляндию не офицером, а рядовым.
В стихах видно отражение времени – многие стихотворения посвящены современникам. Появляются Дельвиг, Вяземский, Денис Давыдов. Обращаясь к поэтам своего времени, Баратынский отмечает духовную связь с ними.
В современный период тоже существуют поэты, обитающие на периферии литературы. «Окраинными» лириками оказываются Жданов, Холин, которых знают немногие. Игорь Холин принадлежал к так называемой лианозовской группе, центр которой располагался на железнодорожной станции. Она характеризует страннический образ жизни. Литература формируется не вокруг определённых журналов, а в неопределённом пространстве. Поэзия Игоря Холина обусловлена физическим положением на окраине.
Холину было свойственно самобичевание. Развиваемые поэтом темы присущи только ему. Стихи этого автора целостны и самобытны.
В минуту душевного неравновесия писатель теряется для литературы. В такую минуту он обязан по-прежнему думать о своих читателях. Ещё в начале 1820-х годов потерялся для литературы Батюшков. Это было связано с его сумасшествием. Хотя именно он довёл внешнюю форму стиха до совершенства и подготовил гений Пушкина. Мопассан провёл последние годы жизни в «жёлтом» доме. Это ни в коем случае не отменяет его заслуг в искусстве. Превосходные романы и новеллы запечатлевают его имя в истории французской и мировой литературы. Ещё один сумасшедший гений – Фридрих Ницше. Его заслуги в литературе велики, хотя и он провёл некоторое время в сумасшедшем доме.
Различие гения и таланта приводит к дифференциации адекватности и неадекватности к обстоятельствам. Талант обладает огромными способностями к обучению, а гению даётся свыше править балом.
Гений и талант отличаются степенью погружённости в ту или иную тематику. Гений проявляется достаточно рано, а талант нарабатывается с течением времени. Первые иногда не понимают своей избранности, они уверены в посредственности своего дара. Пушкин в «Моцарте и Сальери» показывает эти два типа. Моцарт как раз и не понимает своей гениальности.
Жизнь самого Пушкина может быть рассмотрена как путь гения. Первое его произведение появилось в печати стараниями друзей. Это произошло, когда Александр Сергеевич был тринадцати лет от роду. Возможно, именно поэтому художник относился к своему творчеству как к лёгкому занятию. У гения слишком широк внутренний мир, чтобы жить внешними обстоятельствами. Вспомним, как для того же Моцарта в трагедии Пушкина встреча с таинственным незнакомцем послужила лишь поводом к величайшему творению – «Реквиему».
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,