Классик русской литературы XIX века Иван Александрович Гончаров оставил после себя небольшое творческое наследие. Но все его произведения обладают огромным философским потенциалом. В них писатель стремится постичь смысл русского бытия.
Все романы И. А. Гончарова начинаются на букву «о». Их у него не так уж и много – «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Писатель будто был верен своему герою, широко известному Илье Ильичу Обломову.
Своей округлостью буква «о» похожа на большой души человека, любящего лежать и размышлять о принципах устройства жизни, но не живущего ею. Перекличка фамилии героя с именем его возлюбленной Ольгой предопределяет невозможность воскрешения. Шестнадцатая буква алфавита обуславливает некоторую лень и апатию, которую читатель и наблюдает в романе «Обломов».
Но я хотел бы добавить популярности менее известному роману И. А. Гончарова – «Обыкновенной истории». Автор запечатлевает столкновение двух мировоззрений – западного прагматизма и восточной сердечности. Не берусь судить, что из них лучше, плюсы есть как в разуме, логически выстраивающем жизнь, так и в чувствах, раскрашивающих её в разноцветные краски. Раскрывают эти позиции два героя – дядя и племянник: Пётр Иваныч и Александр Фёдорыч Адуевы. Первый по отношению ко второму выполняет наставнические функции, стремясь перевоспитать подопечного в новых для него условиях. Пётр Адуев – олицетворение Европы, а Александр – патриархальной России. В первом романе И. А. Гончаров выступил общественным психологом. Он сумел уловить главные черты различия Запада и России. Художника глубоко волновала судьба Родины. В этом отношении показательны диалоги Петра Иваныча с племянником. Они говорят, что разум и чувство никогда не поймут друг друга, ибо не понимают друг друга Пётр Иваныч и Александр Фёдорыч.
Провинция и Петербург… Глубинка и столица… Они реализуют отношения России и Запада. Продвинутая столица всегда отличается коренным образом от уездных и губернских городов. Взаимодействие Руси и западной цивилизации характеризуют отношения Адуева-старшего и Адуева-младшего. Две части света тесно соприкасаются, но каждая при этом хочет учиться на собственных ошибках. Европа, как самодостаточный, самостоятельный организм, не нуждается в учителях. Это показано на примере Петра Иваныча. Россия же несамостоятельна и постоянно слушает чьи-то указки, но поступает всё равно по-своему. Александр Фёдорыч – яркое тому подтверждение. Европа никогда не поймёт Россию, ибо презирает её за необразованность и дремучесть. Но с другой стороны, автор утверждает, что в России сосуществуют и Восток и Запад. Но они изолированы друг от друга, и одно никогда не проникнет в другое. Хотя герои преображаются: Адуев-старший приобретает восточные черты, а Адуев-младший – западные.
Деревня Грачи, откуда уехал Александр Фёдорыч Адуев, олицетворяет собой восточно-чувствительную Россию. Глушь характеризуется ребячьим сознанием: люди живут и мыслят по-детски. Становясь стариками, они всё равно ведут себя как большие дети. Для них характерны мечты, грёзы. Они и живут в придуманных мирах. Но Восток не так уж и плох. Не будь у представителей восточного мира горячего сердца, свет забыл бы о том, что такое сопереживание, помощь ближнему. В этом отношении восточная Россия является носительницей традиций великих тихоокеанских цивилизаций. Убогое развитие Востока связано с тем, что дети постоянно нуждаются в чьей-то помощи. Сами они усовершенствуют свою жизнедеятельность весьма слабо. Поэтому Адуев-младший является маленьким ребёнком. Его жизненное развитие сравнимо с весной, когда всё находится в зародышевом состоянии. Физиологически он уже состоялся, но социально не адаптирован. У него всё впереди.
Петербург – средоточие западного менталитета. Город – образ огромной гидры, пожирающей романтичных провинциалов. Его характеризуют логически выстроенные суждения, как улицы, выверенные с математической точностью, и разумный подход к любым делам. Столица в этом отношении является оппонентом провинции в споре за первенство. Запад отличается холодным суждением. Ярким представителем этого мира и является Адуев-старший. Иногда его холодный разум кажется племяннику серым цинизмом и скептичностью по отношению к самой жизни. Ему не присущи ни страсть, ни любовь, ни сожаление, ни переживания. Александра это повергает в шок. Ломаются привычные стереотипы. Мир рушится! Но как отмечает Пётр Иваныч, того требует век. Лицемерное отношение к людям, беспечность и легкомыслие приносит время, в которое живут герои. Для Петра Иваныча, находящегося в столице более десяти лет, это в порядке вещей.
Столкновение столицы и провинции характеризует противоборство двух литературных направлений той эпохи – реализма и романтизма. Адуев-младший – герой-романтик, а Адуев-старший – реалист. Актуальности роману И. А. Гончарова добавляет сегодняшнее расслоение центра и периферии. Сегодня в жизни так же есть место романтике и реализму. Об этом свидетельствуют разные отношения к людям со стороны бюрократов и рядовых граждан. Мечты, возникающие в сознании простого народа, разбиваются о серые камни нынешней жизни.
В финале происходит передача эстафетной палочки. Пётр Иваныч с годами приобретает детские черты. В нём просыпается не видимая до того романтика. Александр же Фёдорыч становится чёрствым, получает холодный ум и утрачивает пылкое сердце. Он начинает жить по расчёту.
Финал романа показывает, что абсолютно всё человечество идёт по пути рационализма. По мысли автора, этих превращений не избежит никто. Обыкновенная история в том и заключается, что Адуев-младший повторяет судьбу своего дяди. В повсеместности подобного взаимодействия периферии и центра нарисована универсальность романа.