16 Ноя 2018
Синдром самозванца
Что психологи вкладывают в это понятие?
Синдром самозванца - довольно распространенное состояние, связанное с неспособностью человека правильно толковать свои достижения. Как правило, присущ он самым умным и талантливым людям. Они убеждены, что их достижения не имеют значения. То, за что хвалят их другие, преувеличено и переоценено. А на самом деле они - пустое место, те самые "вороны в павлиньих перьях" или попросту самозванцы.
Подобные мысли терзают известных артистов и спортсменов, некоторые из которых, как например Эмма Уотсон, признавались в своих слабостях журналистам. Они мучают успешных бизнесменов, глав крупных международных корпораций и политиков. Примерно две трети студентов Гарварда страдают этим синдром, несмотря на то, что каждый из них сумел поступить в один из престижнейших ВУЗ-ов в мире.
И, конечно, неприятное состояние не обходит стороной писателей. Более того, люди творческие в большей степени, чем кто-либо еще, подвержены сомнениям и самобичеванию. Написав книгу, вложив в нее свою душу, раскрывшись миру, они убирают рукописи в стол, боясь показать их даже самым близким. Кому это нужно? Отмахиваются они от доброжелателей и продолжают пребывать в безвестности, отвергая саму возможность того, что в их столе лежит потенциальный шедевр, способный однажды стать классикой. Ситуация осложняется, если писателю довелось услышать нелестную критику или получить отказ от издательства. Впрочем, "синдром самозванца", как ясно из вышесказанного, запросто может настигнуть и того, кто сумел опубликовать свою книгу (а, может, и не одну) и получает хорошие отзывы.
Чем опасен "синдром самозванца" для писателя?
Самая большая опасность заключается в том, что человек, неуверенный в своих силах, не может заставить себя говорить о своей работе, рекламировать ее. Даже рискнув выйти из тени, даже опубликовавшись, он считает чем-то постыдным навязывать другим свое творчество. Да-да, именно навязывать! Это неприятное и некрасивое слово используют большинство авторов, отказывающихся от саморекламы.
И что мы видим в итоге? К сожалению, мы живем в век маркетинга. Без рекламы невозможно даже умирающему от жажды продать глоток воды. Такова реальность двадцать первого столетия. Хотим мы или нет, мы должны с этим считаться, если надеемся достичь успеха. Конечно, можно заплатить немалые деньги литературным агентам, пиар-менеджерам и маркетологам, чтобы они продвигали новую книгу. Вероятно, это принесет немалые плоды и задуматься над вопросом стоит в любом случае. Однако, без помощи самого писателя даже самый опытный специалист в области маркетинга и рекламы не сможет ничего сделать. Помните народную мудрость, которая гласит, что под лежачий камень вода не течет? Если автор превращается в такой вот "камень" - на его литературной карьере смело можно ставить жирную точку.
Читатели хотят больше узнать о книге. О том, как она появилась. Что подтолкнуло к ее созданию. Зачем автор решил ее написать. В условиях тотальной компьютеризации, им не хватает живого общения. И общение с писателем может стать буквально спасительным и, конечно, заинтересует. Автор должен сам выходить на контакт в социальных сетях, писать в пабликах, вести блог. Ему необходимо проводить творческие встречи, презентации, автографсессии. Организовать все эти мероприятия помогут пиарщики и агенты. Но выступить вместо писателя, вызвать живой отклик у публики, ответить на все вопросы они не смогут!
Не секрет, что лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал. "Синдром самозванца" мешает даже попытаться воплотить в жизнь мечту. Необходимо отбросить угнетающие мысли, побороть комплекс неполноценности, сохранившийся с подростковых времен, стать наконец взрослым и сделать шаг по направлению к творческому Олимпу. Помните, если его не сделаете Вы - за Вас его не сделает никто. И только время покажет, кто был гением, а кто им лишь казался.
Статью подготовила Екатерина Кузнецова.
Фото Alexey V. Matveev
|
Всего комментариев: 1 | |
| |
[Юрий Терещенко]
То,