18 Дек 2018
Случайность и время в творчестве Георгия Кавсехорнака

Сборник рассказов Георгия Кавсехорнака «Своё время» только на первый взгляд может показаться обычной книгой, в которой перемешались между собой два наиболее популярных сегодня литературных жанра фантастика и фэнтези. Автор — человек, который много внимания уделяет размышлениям на вечные темы и разгадкам тайн мироздания, решил представить свои выводы на страницах своих произведений, сделав их не просто приключенческими, необычными или психоделическими, но глубоко философскими и поучительными.

Тема времени интригует писателя более всего. Традиционно его символом являются часы. Уже в первом рассказе «Алиса» мы видим персонажа, который достаёт из своего костюма-тройки старинные часы на цепочке и во многом благодаря им становится участником необычной ситуации, которую можно представить плодом разыгравшегося воображения или принять за чистую правду. В конце концов, в «Стране чудес» всё возможно. Там и Чеширские (ну или Чешировы) всякие водятся (коты или не коты — судить только читателю), и странные девушки встречаются, и люди по имени Туз Карлович. Сказка да и только! Сказка, в которой каждая секунда на счету.

Время в историях Георгия Кавсехорнака можно замедлять или убыстрять. Его можно остановить, меняя тем самым настоящее, главное — чуточку везения, немного умения и подходящий для целей инструмент: «Это необыкновенные часы, они могут замедлять время для окружающих, именно поэтому я… мы успели». Прошлое и будущее могут объединяться или накладываться друг на друга, растворяя жизнь в безвременье, и тогда каждый, кто попадет в зону наслоения, обернётся в невидимку, обитающего не здесь и не там, а где-то, в огромной вселенной, которую пытается охватить разум автора: «Зелёное сияние стало ярче. Весь мир вокруг дёрнулся и погас. И даже от звёзд остались только их меркнущие во времени очертания, будто меловые линии вокруг хладных тел, которых покинул когда-то живой, но такой авантюрный дух. Во всей вселенной остался один чёрный кубик. Всё исчезло. Куб плыл в абсолютной темноте… как невидимка».

Понятие о времени в представлении писателя намного шире и глубже, чем представление о сроке жизни человека или даже целой эпохе. Масштабность мышления Георгия Кавсехорнака проявляется в его концепции бесконечного множества миров, постичь которую, доказать её существование или вступить во взаимодействие с другими цивилизациями невозможно: «Вы верите в существование других цивилизаций?» — «Я допускаю такую возможность. Но если следовать теории времени, вероятность того, что мы встретимся с другими разумными существами, практически равна нулю. Ведь, в сущности, время существования нашей цивилизации на фоне даже существования нашей планеты — всего лишь миг. И я не думаю, что этот «миг» может совпасть по времени с жизнью на какой-нибудь другой планете».

Таким образом, время и линейно, и нелинейно одновременно. Время может стать слугой, помогающим достичь цели, или препятствием на пути, которое не преодолеть. Время — это минуты, по которым расписана наша жизнь, и нечто глобальное, непредставимое, нечто способное держать, словно в особом, мистическом коконе, целые миры. И, наконец, название, подобранное в соответствии с основной концепцией сборника, находит свое объяснение на страницах. «Своё время» или тот момент, когда чему-то суждено случиться, обретает буквально сакральный смысл. Сочетание множества случайностей делает возможным невозможное, превращает обычного человека в героя невероятной, абсолютно фантастической истории, меняет мир навсегда.

Любовь к случайностям и их переплетению сочетается в творчестве Георгия Кавсехорнака с любовью к детализации. Каждый рассказ содержит в себе множество мелочей. Незначительных, казалось бы, не первостепенных для сюжета, но попавших в книгу вовсе не случайно. Во-первых, они создают атмосферу. Во-вторых, помогают автору найти и выразить свой собственный уникальный стиль. А в-третьих, обостряют внимательность, позволяя подмечать нюансы, интонации и оттенки, соотносить малейшие стечения обстоятельств, создающих неустойчивые связи в действительности, приводящие в итоге к главному сюжетному повороту, той неожиданности, что превратит обычный день в особенный: «Я ехал в машине. Нежно-голубого цвета. На переднем пассажирском сиденье. Солнце прекратило слепить и отошло вбок. Мы мчались по горному серпантину. Сзади был слышен разговор, голоса моих друзей — Лёшки, Славки, Валерки. Они смеялись. За рулем… Ксюша. Её светлые волосы спадали на плечи. Она сосредоточилась на вождении, но тоже улыбалась. Лето. Справа в окне внизу синее море. А какое у нас ещё может быть море? Чёрное? Но оно тоже синее. Какая благодать».

Мистика идёт рука об руку с фантастикой и фэнтези. Это закон жанра. Не стала исключением и эта книга. Важное место наряду с проблематикой времени и буквально демонизацией случайностей, складывающихся в цепочку событий с непредсказуемым и, на первый взгляд, абсолютно нереалистичным результатом, занимают видения, преследующие героев. Эти видения не имеют ничего общего с призраками в типичных фэнтезийных сагах или предсказаниями будущего, они не похожи на неведомые голоса из драм, возвещающих о наступлении безумия. Скорее, они становятся толчком для переосмысления жизни. Поводом разобраться в себе, своих истинных желаниях и предназначении. Они являются героям на краю смерти и показывают жизнь, которой никогда не было, но о которой, возможно, втайне мечталось. Так происходит с одинокой девушкой Светой, узревшей себя в роли жены и матери со всеми радостями, а также тяготами такого положения. Вернувшись в действительность, она вдруг ощущает вкус свободы и старается поймать мимолетное ощущение счастья. Видения становятся побудительным толчком для свершения перемен и принятия важных решений. Они могут направить в будущее или заставить в корне изменить свой жизненный путь. Такова история кондуктора Леши. Человека, чей образ появился на страницах не просто так, он является собирательным и может считаться отражением типичного представителя современного общества — того самого безликого и равнодушного офисного «хомячка», сумевшего всего добиться без труда, а потому не способного оценить того, что имеет: «А ведь троллейбусом может оказаться что угодно: предприятие, организация, компания, банк, наконец. Много ли таких амёбных Лёш ещё «трудится» в стране? Оставим этот вопрос без ответа, просто будем чаще поглядывать по сторонам, чтобы обезопасить себя от таких вот лиц». Эти видения, которые автор ставит во главу угла целого ряда произведений, по своей сути становятся художественным выражением человеческих сомнений и загадочного внутреннего голоса, звучащего столь отчетливо и громко в ночной тишине, но заглушаемого гулом окружающего мира днём.

Четкие формы в книге обретают не только тайные желания, но и страхи — вечные спутники каждого человека от рождения до смерти: «Все люди снаружи так или иначе сопровождались существами, похожими на людей… в коричневых костюмах и в тёмно-синих галстуках. Кто-то шёл с ними рядом. На ком-то они сидели и обхватывали голову человека руками. Кому-то вцепились в ноги и волочились. Девочка шла за ручку с мальчиком. Мальчик был в коричневом костюме и тёмно-синем коротком галстуке». Страхи, которые прячутся в тени, поднимая голову лишь время от времени в моменты опасности или при определенных обстоятельствах, но исподволь, незаметно сковывающие каждое наше движение, влияющие на каждое решение: «Когда человек рождается, у него нет никаких страхов. После первого своего крика, для того чтобы ребёнок расправил лёгкие и смог дышать, появляются они. Кураторы растут вместе со своими подопечными, меняют их, когда те умирают. Возможно, для того, чтобы обезопасить людей. Но страх закрывает нам рот, когда мы хотим сказать, возможно, самые главные слова в жизни. Страх прижимает ладони к нашим ушам, когда мы хотим слышать что-то важное. Прикрывает нам глаза, чтобы мы не видели то, что должны видеть. Сковывает нас в бесстрашных действиях. Самый безрассудный страх — это боязнь перед неизвестностью, страх перед смертью».

Вот так незаметно, в сумрачной реальности, которая полнится тенями и тайнами, в мистической атмосфере, электризующей воздух, в загадочных событиях, увлекающих читателя, Георгий Кавсехорнак растворяет философские истины, проводит границы между Добром и Злом, Светом и Тьмой. Он ищет эти противоборствующие субстанции в каждом своём герое, в каждом человеке. Наделяет новыми красками обыденные моменты и наполняет смыслом, казалось бы, бессмысленные вещи. Автор подталкивает к размышлениям на серьёзные темы, оставляя в финалах простор для фантазии, и «иногда… как это… на стыке времён с помощью «волны жизни» забрасывает сюда людей с ярко выраженными чертами характера. Сюда, на станцию «Метроном». И там сказано, что есть дежурный по станции, который решает, кого освободить, а кого оставить, тем самым разрешая те или иные пороки и добродетели в будущем человечества». И пока писатель выполняет роль Высшей Силы, читателю предстоит взглянуть со стороны на самого себя, найти свои пороки и добродетели, чтобы одни оставить в бурных водах реки времени, признав негодными и вредоносными, а другие вынести обратно на берег жизни.

Л. А. Калинина, канд. филол. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический

институт имени В. Г. Короленко»


Сборник рассказов Георгия Кавсехорнака «Своё время» вы можете приобрести в магазине #Книга

Взгляд критика / 1099 / Shmaksya / Теги: Рассказы, сборник, статья / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов