Поиск Бога в творчестве Марии Жигловой

Поиск Бога в творчестве Марии Жигловой

Сборник рассказов и повестей Марии Жигловой — это книга, в которой внутренние переживания затмевают внешние события и выходят на первый план. Творчеству автора присущи драматизм и психологизм, дополненные размышлениями о смысле жизни, поиске Бога и самого себя. Истории, рассказывающие о разных героинях, связаны между собой доминирующей тематикой — попыткой обрести внутреннюю гармонию, найти баланс между духовным и материальным, разобраться в законах мироздания и, наконец, обрести истину.

Одной из основных мыслей, которые писательница рассматривает с разных сторон, является единство человеческого и божественного. «Бог — это высшее, главное в мире существо, которое, как некоторые считают, создало мир. Некоторые верят в это, некоторые — нет», — говорит Мария Жиглова устами одного из своих героев и на практике, рассматривая судьбу за судьбой, пытается показать разные точки зрения на проблему. Она вводит в сюжеты тех, кто «верит», и тех, кто «не верит». При этом автор не даёт готового ответа, кто в итоге прав, ибо «ни я и ни кто не знает, есть теперь Бог или нет. Но Рок есть, это правда». В то время как одни хотят найти и непрестанно ищут путь к Храму и новый смысл бытия, другие остаются равнодушными, пребывая в убеждении, что «Бога нет! Это еще Кант доказал, Ленин, Маркс и Энгельс». Пока одни обретают веру и находят в ней духовную силу, покой и умиротворение («Знайте, люди, что я жива чудом Христовым и, наверное, верой в Него и в себя, как одинокого самостоятельного человека среди нелюдей в форменной одежде»), другие разочаровываются («Да что за наказание на меня было! Сколько времени потрачено на молитвы? Восемь с половиной лет, ежедневно. Сохранил ли бог мой разум? Все же сохранил. Только жаль этих лет немного») или даже становятся жертвами обмана, причём наиболее уязвимы люди, потерявшие внутреннее равновесие и пребывающие в состоянии эмоциональной лабильности («На субботу был назначен чин пострижения. Я приехала на известную мне улицу и не увидела монастыря. Вместо обилия деревянных строений я обнаружила глухой забор. На заборе висело приклеенное скотчем большое объявление: «Уважаемые члены массовки! Съемки закончены. Деньги за участие в фильме «Святая Русь» можно получить по адресу: Мосфильмовская 11»).

Почему человек, который вырос в советском атеистическом обществе, обращает свой взор к небесам? Что толкает его на этот шаг? Мария Жиглова предлагает пройти по нескольким дорогам, неизменно полных терний и сомнений. Каждая из них заставляет задуматься о чём-то большем, чем есть перед глазами. Материалистический подход к миру противоречит как концепции книги, так и внутренней сути её создательницы. А духовность подразумевает множество вопросов и поиск смыслов. «Мне надоело ходить некрещёной и искать смысл жизни в себе и муже. И я отправилась в С. монастырь — единственный, куда мне сказали дорогу», — признается одна из женщин на страницах. Однако не каждый просто «дозреет» до состояния, когда вопросы становятся неотъемлемой частью бытия. Поэтому Мария Жиглова ставит своих персонажей в условия, стимулирующие рост и развитие, вынуждающие барахтаться в океане бесконечных «зачем?» и «почему?». Так, Марина, героиня первой повести, задумывается о крещении, прочитав сложную книгу об ужасах ГУЛАГа. А персонаж последней повести попадает на самое дно общества, чтобы там постараться найти Бога или потерять… Как бы противопоставляются этим героиням те, кто растёт с верой в сердце и никогда не сомневается в истинности религиозных постулатов, пока судьба не подкидывает ему испытания. В этом случае автор отражает трудную дилемму, разрывающую изнутри. И нужно подтвердить или опровергнуть взгляды, ставшие давно неотделимой частью внутреннего «я».

Верит ли сама писательница в Господа? Почитает ли его? Вероятно, ответ положительный. Неоднократно персонажи книги говорят, что самое страшное — лишиться Бога. И неважно, как это произошло, — по доброй воле, под гипнозом или под воздействием обстоятельств, а может, после испытания несправедливостью, столкновения с человеческой жестокостью, запредельной душевной или физической болью. В то же самое время Мария Жиглова не стремится никому внушить мысль о необходимости непременно идти в Храм и отдавать свое сердце служению Богу. Более того, она убеждена, что фанатическая вера — вовсе не источник силы и счастья, а путь, ведущий в никуда, разрушительный и губительный для души и тела. «По некоторым данным, неумеренная молитва действует на неподготовленную психику как укол опия», — предостерегает автор, оставляя за читателем право решать, как именно он должен воспринимать Господа, какие слова произносить, обращаясь к нему («А ничего, что неканоническая молитва?» — «Ничего, бог простит»), какие обряды и ритуалы соблюдать, каким традициям и как строго следовать. И ощущение этой двойственности, некоторого вполне очевидного противоречия присутствует от первой до последней страницы книги, то вводя в искушение, то указывая путь к искуплению, то демонстрируя светлую сторону религии, а то открывая тёмную и мрачную. При этом выбор самой веры остается на усмотрение героев и читателей. Католицизм, иудаизм, православие — совершенно неважно. Ибо смысл общения с Господом — поиск источника высшей силы, который станет вдохновением.

Религиозная тема в творчестве Марии Жигловой носит немного мистический характер. Всех героинь непременно посещают видения. Эту деталь можно назвать одной из главных особенностей книги. Некоторые из видений отправляют в глубокое прошлое и дают представление о библейских сказаниях, как бы позволяя заглянуть за пелену времен и попытаться понять суть событий, отделённых от нас тысячелетиями, но имеющих огромное влияние на ментальность и культуру современного общества. И тогда, заинтригованный, поддавшись религиозному порыву, ты «молишься о прощении и о даровании дальнейших видений». Другие служат предзнаменованием и сбываются наяву: «Кто говорил со мной, предсказывая мне события — и они сбывались день в день, на другой, на третий раз?… От политических казусов, от аварий на небе и на земле, актов болезни и смерти — от Черномырдина до Любы, соседки и подружки, которая, постоянно бывая за границей, каждый раз снабжала меня модными журналами по шитью и вязанию…» Третьи являют не Бога, а дьявола во плоти, беса-искусителя, приносящего муки телесные и духовные («К тому времени я уже поднаторела в православной литературе, и в «Патериках» я читала, что к монахам — были достоверные случаи — приходили бесы… Бог наказывал таких обознавшихся, принявших их за людей монахов болезнью, обычно временной потерей зрения или параличом»). Четвертые становятся болезненным отголоском, идущим из глубины сознания, травмирующим, пугающим, сводящим с ума: «Мне казалось, что я занимаюсь сексом постоянно — меня окружали, как я называла их, «блудные образы», главным их героем был почему-то отец. Однако религиозная тема преобладала». Пятые и вовсе похожи на горячечный бред человека, который давно и прочно потерял связь с реальностью и с собственным разумом. И вот уже невозможно понять, где быль, а где небыль. Где пророчества, посланные свыше, где происки нечистого, а где просто параноидальный бред.

Нужно отметить, что персонажи Марии Жигловой — обладатели очень сложных характеров. Они склонны беспрестанно мучить себя вопросами, искать ответы на страницах классических произведений (стихи Пушкина и романы Солженицына приводятся в качестве примеров, отражающих душевное состояние), в общении с близкими и в собственных думах, что в конечном итоге не только приводит их в Церковь, но частенько доводит до болезни физической или психической. Все женщины похожи между собой, и легко ошибиться в процессе чтения, подумав, что речь от начала и до конца, в обеих повестях и во всех рассказах, идёт об одном человеке и разных этапах его существования. Кроме того, каждая героиня получает имя Мария, когда приходит к Господу. Оно появляется раз за разом не просто так, а служит воплощённым символом Богородицы, защиты и покровительства у которой просят эти ослабленные, смущённые, потерянные души.

Практически каждой героине приходится пройти через ад на Земле, и не всем удается воскреснуть из пепла. Тема психиатрических заболеваний и атмосфера специализированных клиник с их ужасами является сквозной в творчестве писательницы, что действует удручающе на сознание читателя и заставляет его сомневаться в каждой выдвинутой на страницах сентенции. Ведь никогда нет уверенности, кто из героев был здоров, а кто находился за гранью сумасшествия, когда делал тот или иной вывод, принимал то или иное решение. В результате мозг начинает буквально кипеть. Оформленные словно дневники, полные обрывков, частенько расположенных не в хронологическом порядке, или вообще оторванные от обычных событий и сконцентрированные на переживаниях, истории этих несчастных девочек и женщин, подвергшихся самому серьезному из всех испытаний — испытанию безумием, отказываются соединяться между собой в единую линию, никак не обретают сюжетную целостность, но при этом имеют целостность иного характера — смысловую, идейную, пугающую более, чем любой фильм ужасов или самый трудный для восприятия триллер.

Тяжело читается эта книга. Не под каждое настроение подходит. Мрачные мысли остаются послевкусием. Беспокойство охватывает каждую клеточку тела. Напряжение не отпускает. Вопросов, которых и прежде было много, становится ещё больше. И главный из них: есть ли Бог на небесах или всё-таки нет? А потом, последовательно вытекая из первого, в голову приходит второй: кто Он? И третий: что за сущность имеет? И далее… далее… Чего ждет от нас, детей своих? Решайте сами: готовы ли Вы поверить на слово служителям церкви или убеждаете себя, что поднимался за облака Юрий Гагарин (и многие после него), да так ни одного ангела и не встретил…

Л. А. Калинина, канд. филол. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический

институт имени В. Г. Короленко»

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети