«Бой с тенью» или как создать конфликт литературного произведения
22.01.2019 190 5.0 1


Литературоведы понимают конфликт как столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Психологи определяют его как столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов и тп.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Как видите, определения почти что идентичные. Следовательно, конфликт в литературном произведении имеет много общего с житейскими конфликтами, с которыми каждый из нас сталкивался. Но если в жизни мы стремимся либо избежать конфликтной ситуации, либо как можно скорее выйти из неё, желательно победителем (или как минимум, сохранив статус кво), то во время работы над рассказом или пьесой мы намеренно этот конфликт создаём. В жизни нам важнее результат (или исход) конфликта, а при создании литературного произведения важен не только результат, но и процесс развития конфликтной ситуации. Поэтому знание основ конфликтологии обязательно пригодиться драматургам и прозаикам (и не только в работе).
Начнём с типологии конфликтов. Классификаций существует множество. Во-первых, конфликты можно разделить на внешние и внутренние. Внешний конфликт – это противоречие между отдельными людьми (или группами людей). Например, в повести Пушкина «Капитанская дочка» присутствует конфликт между отдельными лицами (Швабриным и Гринёвым) и между группами (бунтовщиками под предводительством Пугачева и защитниками Белогорской крепости под командованием капитана Миронова). Внутренний конфликт разворачивается в душе героя и представляет собой столкновение противоречивых чувств, желаний, целей, взглядов и т. д. В той же «Капитанской дочке» этот тип конфликта реализуется через переживания Гринёва после получения отцовского письма, в котором Гринёв-старший запрещается сыну жениться на дочери капитана Миронова. Таким образом, сыновья любовь вступает в противоречие с любовью к девушке. Хотя каждый писатель сам решает, включать в произведение внутренний конфликт или не включать. Но наличие внутреннего конфликта делает персонаж более объёмным и живым, а, следовательно, и более интересным.

В психологии выделяют шесть типов внутренних конфликтов:

нравственный конфликт, в котором чувство долга вступает в противоречие с желанием персонажа (Петр Гринёв должен оставаться в гарнизоне осаждающих бунтовщиков екатерининских солдат, в то время как он хочет освободить оставшуюся в Белогорской крепости невесту);

конфликт нереализованного желания, в котором персонаж хочет добиться чего-либо или кого-либо, но обстоятельства не позволяют ему это сделать (Петя Гринёв хочет жениться на Маше Мироновой, но отец не разрешает ему это)

адаптационный конфликт – конфликт между возможностями персонажа и требованиями к нему (Горлум не в силах противостоять власти Кольца, однако хоббиты требуют, чтобы он проводил их в Мордор, то есть помог им уничтожить его «прелесть»);

конфликт неадекватной самооценки (чем ближе Фродо к Роковой горе, тем сильнее он боится, что тяжесть кольца окажется для него непосильной);

невротический конфликт, который возникает в результате длительного внутриличностного конфликта (именно этот конфликт и заставляет Фродо уехать вместе с эльфами);

Теперь рассмотрим структуру конфликта. В каждом конфликте непременно есть субъекты или участники. В конфликтах внутренних субъектами являются противоречивые чувства, желания и т. д. В конфликтах внешних это могут быть люди или иные антропоморфные существа, если вы пишете произведение фантастического или сказочного характера. Например, эльфы и орки у Толкиена или лиса и волк в народных сказках. Но кем бы ни были противоборствующие персонажи, ведут они себя как люди.

Если в конфликте житейском каждый из его участников смотрит на ситуацию, что называется, со своей колокольни, то автору литературного произведения приходиться оценивать происходящее с точки зрения каждого из участников описываемого им конфликта или как писал фантаст Николай Басов, «играть обоими цветами одновременно» (точнее по очереди). А иногда полезно взглянуть на своих персонажей со стороны, подобно тому, как спортивный комментатор наблюдает за боксёрами на ринге. При этом автор может симпатизировать одной из конфликтующих сторон, точно также как комментатор может болеть за кого-либо из спортсменов. Но тот, кто только что нанёс противнику сокрушительный апперкот или джеб, воспринимает происшедшее не так как тот, кто этот удар получил и совсем не так как комментатор, сидящий в своей будке. Таким образом, при смене точки зрения меняется отношение к ситуации. При этом каждый из участников конфликта, как правило, абсолютно уверен в своей правоте, даже если он объективно не прав.
С точки зрения выполняемых функций участники конфликта делятся на основных и косвенных. Основные участники конфликта – это те персонажи, чьи противоборствующие интересы лежат в основе конфликтной ситуации. Так основными участниками конфликта в трилогии Толкиена являются властелин Мордора арон, стремящийся заполучить Кольцо Всевластья и хоббит Фродо, желающий это кольцо уничтожить. А все остальные участники конфликта называются косвенными и среди них можно выделить так называемые группы поддержки. Группой поддержки Фродо являются Хранители во главе с Арагорном, а группу поддержки аурона представляют собой орки. В каждом конфликте непременно должен быть зачинщик (или по научному инициатор) то есть тот, кто берёт на себя инициативу в развязывании конфликта. Зачинщиками могут быть как основные, так и косвенные участники. Больше того, зачинщик может вовсе не участвовать в конфликте. Инициатором конфликта в трилогии Толкиена можно счесть мага Гендальфа, убедившего хоббита в необходимости избавиться от злополучного кольца. Кстати, во время перехода через Морию, этот Гендальф на время устраняется от участия в опасном походе. Также у конфликта могут быть организаторы группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающий общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Такими организаторами толкиеновского конфликта были хранители кольца. У основных участников конфликта могут быть пособникито есть лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. У Толкиена одним из пособников аурона являлся маг-предатель Саруман, но пособничеством могут заниматься не только отдельные личности, но целые группы, например, пособниками Фродо и его друзей выступали, например, Том Бомбондил, эльфы и ристанийцы. В конфликте также могут принимать участие посредники – то есть независимые и авторитетные помощники, призываемые основными участниками конфликта для решения проблемы. Роль посредника в конфликте Гринёва и Швабрина берёт на себя Емельян Пугачёв, позволивший дочери капитана Миронова покинуть захваченную им крепость.

Чем больше оппонент может влиять на ход противоборства, тем выше становиться его ранг. Скажем, ранг Сэма ниже, чем у Фродо, но выше, чем у Мэрри или Пина. Этот ранг непосредственно связан с социальным статусом участника конфликта – положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью. Но чтобы конфликт литературного произведения получился по-настоящему захватывающим, необходимо наделить основных участников примерно равными возможностями. Мало какому читателю будет интересно читать о конфликте, где один из участников значительно выше другого по рангу, потому что исход подобного конфликта заранее предсказуем. Другое дело, когда заведомо более слабый противник получает некое (часто волшебное) средство способное резко повысить степень влияния на ход событий. Кто такой Фродо по сравнению с могущественным властелином Мордора? Всего-навсего маленький хоббит. Но как только в руки к этому маленькому созданию попало в руки кольцо, способное уничтожить власть Саурона, так степень влияния Фродо на окружающую действительность резко повысилась. Всё будущее средиземья с этой минуты зависит только от того, как же поступит этот «невысоклик», и уже неважно как сильно Фродо уступает Саурону в физическом и социальном плане ведь по степени влияния они практически равны.

Итак, с участниками мы более или менее разобрались. Теперь переходим к предмету.

Под предметом конфликта психологи понимают всё то, по поводу чего возникло противоборство. Например, предметом конфликта в трилогии Толкиена «Властелин колец» является Кольцо Всевластья, которое стремиться уничтожить Фродо и хранители кольца, и которым жаждут завладеть Саурон с приспешниками. Однако предмет конфликта может быть и только материальным но и психологическим. Часто в произведениях сказочно-фантастического характера материальный объект становиться олицетворением какого-либо отвлечённого понятия. Так кольцо из трилогии Толкиена является воплощением власти, следовательно, настоящим предметом конфликта является не кольцо как таковое, а именно власть. То есть конфликт возникает тогда, когда стремление Саурона захватить власть над всем Средиземьем наталкивается на нежелание народов Средиземья его власти подчиняться.

Кроме того, каждый из участников конфликта должен иметь достаточно серьёзную причину для участия в конфликте или, как говорят психологи, мотивацию. В основе любых действий, в том числе конфликтных, обязательно лежит тот или иной мотив, что в равной степени касается и литературы и жизни. Под мотивом понимается обычно то, ради чего совершается определённые действия. Ради чего ваш персонаж участвует в конфликте? Что он хочет в результате получить? Мотивацией могут служить не только деньги (и тому подобные материальные объекты), но и нечто отвлеченное, например, любовь. Вы, возможно, спросите: в чём разница между мотивом и предметом? Как уже упоминалось выше предметом конфликта в трилогии Толкиена «Властелин колец», является власть, олицетворяемая кольцом. Главный мотив всех действий Саурона – это стремление к власти: если я завладею кольцом, то буду властелином всего Средиземья. Главный мотив действий Хранителей – избежание неприятностей, связанных с приходом к власти Саурона: если мы уничтожим кольцо, то владычеству Саурона придёт конец. Как ни странно, но в первом случае мотивация положительная, потому что в основе её получение награды, а во втором – отрицательная, потому что основана на страхе наказания. Как видите, предмет у конфликта один, и он одинаково значим для всех его участников, однако мотивация у них различная. При этом отрицательная мотивация может привести к положительным поступкам (и наоборот). Кстати, мотивация реального исторического лица Емельяна Пугачева, не сильно отличается от мотивации вымышленного властелина Мордора, обоими руководит стремленье к власти. И вообще количество мотивов ограниченно, по крайней мере, с точки зрения психологов. Помимо вышеупомянутого мотива власти ими выделяются такие мотивы как

мотив самоутверждения, то есть стремление утвердить себя в социуме, связанное с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.

мотив идентификации с другим человеком, то есть стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.).

мотив саморазвития, то есть стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию

мотив достижения, то есть стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности

мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми (именно этот мотив руководит Гриневым, когда он возвращается в Белогорскую крепость, захваченную бунтовщиками, то же самое чувство долга перед государыней императрицей не позволяет ему присягнуть на верность Пугачёву).

мотив аффилиации, то есть стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними

процессуально-содержательный мотив, то есть стремление выполнять ту или иную деятельность, просто потому, что деятельность эта человеку нравится.

мотивы избежания неприятностей то есть стремление избежать возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности

  • конфликтам мотивация бывает внутренней и внешней. Внешняя мотивация обусловлена не желанием самого персонажа, а окружающими его людьми и обстоятельствами.

Теперь рассмотрим, как обычно зарождается и развивается конфликт. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации, которая создает предпосылки для будущего конфликта. Причем довольно часто она возникает ещё до того, как начинает разворачиваться сюжет. Именно так происходит в трилогии Толкиена. Сначала Саурон теряет кольцо вместе с пальцем, впоследствии его находит Горлум, потом сей символ власти переходит к Бильбо, а от него – к Фродо. И если бы Саурон не лишился кольца, а Бельбо не «нашёл» его, то конфликта описанного в трилогии бы не было (или был, но с другими предметами и участниками). В то же время проблемная ситуации может и не перерасти в конфликт. Горлум нашёл кольцо раньше, чем Бильбо и Фродо. Однако Саурон не попытался отобрать его у несчастного братоубийцы, так как Горлум не стал для явной угрозой для Властелина Мордора. Чтобы проблемная ситуация переросла в реальную опасность, её необходимо осознать (и это осознание является вторым этапом первого латентного периода развития конфликта). У Толкиена первым осознает опасность и угрозу, что исходит от кольца, Гендальф. После осознания проблемы стороны могут предпринять попытки разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами. В жизни одна из сторон может пойти на уступки другой, желая избежать конфликта. В литературном же произведении все попытки решить дело миром если и имеют место быть, то обязательно заканчиваются провалом. И конфликт перетекает в следующую стадию, проблемная ситуация превращается в предконфликтную. У Толкиена это происходит спустя шестнадцать лет после осознания Гендальфом проблемы, именно тогда Саурон узнаёт, у кого сейчас находиться Кольцо Всевластья. Если на стадии проблемной ситуации конфликта ещё можно избежать, то в ситуации предконфликтной взрыв практически неизбежен, поэтому психологическая напряженность резко возрастает. Потенциальная угроза превращается в непосредственную. Одна из сторон предпринимает активные действия против другой (то есть возникает инцидентпервое столкновение сторон). Гэндальф велит Фродо идти в Ривенделл, а Саурон посылает назгулов в Шир. Если одна из сторон обладает большим количеством сил и ресурсов, для разрешения ситуации в свою пользу, то инцидентом весь конфликт и ограничивается. В жизни такое иногда бывает. Но в литературе конфликт обязательно развивается дальше как череда столкновений. Процесс этот носит название эскалации и характеризуется нарастание психологического напряжения, увеличением количества участников (переход межличностного конфликта в междугрупповой), применением насилия.

В литературе эскалация обычно переходит в кульминацию (момент наивысшего напряжения), после которой конфликт, так или иначе, разрешается. Во многих (особенно сказочно-фантастических произведениях) разрешение конфликта окончательно и, как правило, в пользу добра. Глобальный литературный конфликт зачастую снимается физическим уничтожением антагониста, особенно если тот воплощается собою вселенское зло. У Толкиена это происходит при уничтожении кольца, за которым следует смерть Саурона. В житейском же конфликте эскалация обычно переходит в так называемое сбалансированное противодействие, в ходе которое интенсивность противоборства снижается. Обе стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не даст результата, и переходят к поиску решения проблем. Наилучшим, хотя и не всегда возможным разрешением конфликта могут стать взаимные уступки или компромиссы. После того как решение найдено, конфликт вступает в финальную постконфликтную стадию, в ходе которой наступает сначала частичная, а затем полная нормализация отношений между участниками конфликта. После этого конфликт считается исчерпанным. Осталось только коротко пересказать, как сложилась дальнейшая жизнь основных персонажей, и можно отложить написанную рукопись, чтобы на свежую голову заняться её редактированием.


Теги:конфликт, властелин колец, литературный, мир в твоих руках

Читайте также:
Комментарии
avatar
Интересно написано! Придётся заменить поэзию на детектив. С улыбкой.
avatar