Шесть способов преодолеть творческий кризис от писателя Сигиты Ульской
02.02.2019 177 5.0 0


Многие писатели сравнивают появление на свет книги с рождением ребёнка. Чтобы написать роман, требуется много времени. От пришедшей в голову идеи до момента, когда поставлена точка, человек успевает пережить множество эмоций, которые находят своё отражение в сюжете. Нередко рукопись неузнаваемо меняется в процессе, ведь каждое событие в жизни автора отражается на жизни героев.

О том, как пишутся книги, хотели бы узнать многие читатели. Сегодня мы решили задать этот вопрос талантливой писательнице Сигите Ульской. В конце прошлого года в новокузнецком издательстве «Союз писателей» был опубликован её роман «Золотые жёлуди». В нём рассказывается история женщины по имени Тесс. Она умеет видеть будущее. В её жизни пришло время поделиться знаниями с учениками, как некогда завещала ей наставница. Прочитав знаки, Тесс берётся найти подходящих людей. А пока она занимается поисками и обучением, что само по себе уже приключение, в её жизни происходит ряд очень значимых событий. Любовь и ненависть, месть и поиски счастья – на страницах есть буквально всё.

Книга написана очень тонко и душевно. События развиваются динамично, контрастируя с пасторальными пейзажами вокруг. Ненавязчивая магия дарит ощущение соприкосновения с чудом. А после прочтения остаётся пряное послевкусие, как после вдыхания благовоний.

Итак, как родился роман «Золотые жёлуди»? Давайте послушаем человека, подарившего миру немного волшебства.

Екатерина: «Как пришла идея написать этот роман?»

Сигита: «Как появляются книги? Каждый писатель берёт лучшие краски, которые у него есть в душе, и старательно рисует картину.  А потом показывает её миру. Палитра цветов души каждого человека разная. На её состав повлияли характер и жизненный опыт: беды и радости, которые нам неведомы. Кстати, именно осознавая это, я редко критикую чьи-то произведения. Мне может не понравиться, но кто-то вложил в эти строчки частицу себя. Возможно, я просто не готова к её восприятию, или смотрю на жизнь под другим углом, поэтому его картина кажется мне пустой и безжизненной. А кому-то она перевернёт сознание…

Роман «Золотые жёлуди» я написала, накопив двадцатидвухлетний опыт работы парапсихологом. Эта профессия окружена мифами и суевериями. Хотелось немного показать её изнутри, снять шлейф таинственности. Но гораздо больше хотелось поделиться  выводами, которые возникают, когда из года в год анализируешь человеческие судьбы. Жизнь у каждого разная, а ошибки одинаковые».

Екатерина: «Если кратко, о чём Ваша книга?»

Сигита: «Мой роман создан в жанре магического реализма. И он обо всех нас. О законах нашей жизни. О том, как стать счастливым, несмотря ни на что… Он также о настоящей магии, о которой вы редко где почитаете без домыслов и бредней. И о том, как применять её в своей судьбе себе на благо. Он о сильных чувствах: любви, ненависти, дружбе…»

Екатерина: «Что Вы хотели донести до людей на страницах своей книги?»

Сигита: «В своём романе я показываю многогранность каждого человека. Нет людей только белых или только чёрных. Все мы очень субъективны. Многие на цветной мир смотрят через призму собственной души и делают безапелляционные выводы. Если человек ведёт себя так, как они того ожидают, то он им мил и хорош. Если его поступки не соответствуют ожиданиям, то он плох.  Хотя это далеко не так.

Ещё незабвенный Фрейд говорил, что человек ассоциируется с домом. Вы видели мультфильм «Небесный замок Лапуты» Хаяо Миядзаки? В моём представлении, каждый из нас – не дом, а, скорее, такой вот замок. С тайными комнатами, скелетами в шкафах, с нагромождениями лет и непонятными для других лестницами-переходами… И прежде всего надо разобраться в себе и полюбить себя. Тогда и окружающий мир, и другие люди, представляющие из себя такие же замки, не будут тебя пугать. Ведь мы боимся и нападаем только на то, чего не знаем или не понимаем. Хочется, чтоб люди перестали искать причины вовне.

Наш внутренний мир – только наш. Мы сами за себя в ответе. Мы все разные, но в то же время судьба каждого человека подчиняется одним и тем же законам. И их не так много. Если их знать и понимать, то жить становится проще.

Если ваш мир кто-то или что-то сотрясает снаружи так, что дребезжит и лопается посуда внутри вашего замка, то надо понять, что это ваша проблема – уйти, отодвинуться от источника боли. Иначе стабильные удары в одну и ту же точку окончательно вас уничтожат. Но если стены замка души хорошо вами укреплены, то никакие люди и ураганы обстоятельств вас не разрушат. Возможно, потреплют, но не уничтожат.

Хорошо, когда мир внутри тебя. Это лучшее состояние. Даже если снаружи буря. Человеку должно быть комфортно в его замке. И он должен хорошо разобраться в его тайнах и переходах. Если же он этого не делает, ему безумно страшно остаться наедине с самим собой. Он боится себя. Он цепляется за жизни родственников, знакомых, заглушает сознание алкоголем… Если тебе комфортно в твоём внутреннем замке, никакие искусственные стимулы, подавляющие сознание, будут не нужны.…

Когда ваша душа и жизнь от невзгод развалилась, вам могут помочь подобрать осколки близкие,  друзья или психолог. Из доброты, любви к вам или за деньги. Но собирать и снова заводить свой замок вам всё же придётся самим. Да, иногда внешний мир нам создаёт невыносимые пробоины. Но только вы можете их починить окончательно.

Надеюсь, мой роман поможет людям разобраться в себе и в своей жизни. Если он заставит кого-то изменить себя в лучшую сторону, поможет навести порядок в отношениях, то, значит, он написан не зря…

Недавно я получила отзыв от одной из читательниц. Она писала, что для неё эта книга стала глотком свежего воздуха. Словно она побывала на семинаре и вспомнила давно забытые истины… «Я получила невероятную встряску и желание перевернуть весь мир!» – написала она в конце. Читать это было приятно. Хорошо, что для неё книга стала полезной».

Екатерина: «Писали ли Вы план?»

Сигита: «Нет. Роман сам сложился у меня в голове. Я знала начало истории и конец.

Многие ключевые сцены были написаны в самом начале работы над романом. Например, сцена рождественских закупок Тесс – она возникла одной из первых… Или встреча Тесс с Робертом. Она тоже была создана раньше всех остальных встреч…

Во время работы над романом я много читала, как писали другие. Меня волновал вопрос: как же вообще пишутся книги? Почему они могут получиться одинаково хорошими и у профессионала с филологическим образованием, и у домохозяйки? Я читала лекции и монографии, изучала инструкции и алгоритмы, штудировала критические статьи. Но вот парадокс, к которому приходишь в итоге: надо соблюдать некие правила написания, однако же те, кто нарушал эти правила, тоже порой входили в историю. Вывод я сделала один – узнай, как надо, и пиши по-своему».

Екатерина: «Что показалось в написании самым интересным?»

Сигита: «Написание – это же тоже вид творчества. И творить для меня всегда увлекательно и захватывающе. Разве не удивительно? Перед тобой лежит лист бумаги, и ты из сочетаний слов, предложений, абзацев создаёшь на нём многогранный мир».

Екатерина: «Кто стал прообразами героев Вашего романа?»

Сигита: «Конечно же, люди, которых я встречала. Каждый, с кем сводила меня жизнь, оставил большой или малый след в моём романе».

Екатерина: «Вам интересно было бы увидеть иллюстрации к своей книге свободными художниками?»

Сигита: «Да, конечно. Иллюстрация – это отклик. И было бы интересно взглянуть, как главных героев видят другие. Писатель создаёт калейдоскоп. И всегда любопытно, что, взглянув в него, видят другие.

Но больше всего мне хотелось бы увидеть фильм по книге. Или даже, скорее, участвовать в его создании».

Екатерина: «Что делать, если возник творческий кризис? Можете дать советы начинающим авторам по преодолению этого неприятного состояния?»

Сигита: «Мне кажется, что творческий кризис – незыблемая часть творчества. Нельзя всё время только выдыхать, надо также и вдыхать. Так что иногда надо просто позволить себе отдохнуть.

Но если кризис затягивается, то у меня есть шесть подсказок, как  его преодолеть.

Во-первых, можно пойти путём многих именитых плодотворных писателей и просто сказать себе: «НАДО. Кризис, не кризис. Но пять страниц в день – и точка». Даже если эти пять страниц будут шлаком, и автор сам их потом вычеркнет. Именно упорством такие писатели добывают свои бриллианты, перерабатывая тысячи кубометров «пустой породы».

Во-вторых, писатель – всегда творческая личность. И если застой затянулся, попробуйте сменить вид творчества. Нарисуйте картину, создайте мозаику, сшейте шторы, испеките пирог… Это может дать толчок и в дальнейшем написании рукописи.

В-третьих, получите новые эмоции. Поездка, новая экскурсия, новые люди, новые ситуации и чувства всегда подталкивают к созданию чего-то нового. Попробуйте поучиться. Или заняться самообразованием, почитав лекции. Например, по филологии, или статьи по литературоведению… В конце концов, такая учёба вам поможет поднять качество творчества,

Четвёртый способ: попробуйте себя в новом жанре. Если вы фантаст, попробуйте написать журналистский очерк. Или стихи. Участвуйте в литературных конкурсах. Даже если это конкурс сказок, а вы их никогда не писали.

Пятый… Погрузитесь в мир главного героя. Если ваш главный герой студент, то попробуйте сходить в университет и «подышать его воздухом». Если это капитан звездолёта – пришло время побывать на выставке Космоса или хотя бы почитать об этом…

И шестой способ… Читайте хорошие книги. Может, даже совершенно не «ваших авторов». Чужое творчество, несомненно, вам даст толчок. Иной раз одно предложение из рассказа будет для вас зерном, из которого вырастет прекрасный роман, стих или эссе...»

Екатерина: «Спасибо, Сигита. Очень интересно. Уверена, Ваши советы помогут многим писателям вновь обрести вдохновение. Удачи Вашей книге».

Купить роман «Золотые жёлуди» можно в интернет-магазине «#Книга».  

Статья подготовлена Академией литературного успеха

Источник

 




Теги:как побороть кризис, лайфхаки для писателей, Сигита Ульская

Читайте также:
Комментарии
avatar