19:00 Почему не стоит соединять воедино единое, или ещё раз о том, что солить суп солёной солью вредно не только для здоровья | |
Со школьных времён мы помним о коварной тавтологии. Она незаметно подкрадывается к пишущему и неотступно следует за ним, настойчиво нашёптывая такие предсказуемые (не выстраданные!) варианты. Не в силах отказать приятной во всех отношениях даме, автор уступает: Вечереет вечер. (А что, есть даже народная песня об этом. Чем мой рассказ хуже?) Цветы цветут… (разве можно здесь вместо «цветут» употребить другое слово?) …разными цветами и волнующе пахнут сладкими запахами. (Хм, повтор, но ненавязчивый, скорее всего, читатель его не заметит.) Редактор Иванов сидит за столом и редактирует… (а как же иначе — редакторы ведь редактируют?) …рукопись; чай остывает в чайнике (да, не скажешь же, что в кофейнике или молочнике!), масло… (нет-нет, я помню, что «масляным» называть его нельзя!) …стоит на столе в маслёнке. Обрадованный тем, что так легко идёт написание рассказа, автор решает изменить жанр и дорастить его до романа…
Как известно, тавтология в большинстве случаев определяется как лексическая ошибка, вызванная бедностью словарного запаса пишущего. При редактировании рукописи автор стремится выделить и исключить примеры неоправданного повтора однокоренных слов: …торжественно вручил в руки парня подарок… Я и не собиралась ничего делать, только сделала вывод о мужском непостоянстве… Я подошёл к проходной. Там я никого не нашёл… Безусловно, такие примеры требуют правки. Однако тавтология может быть приёмом и использоваться как стилизация под устное народное творчество, а также как средство усиления, подчёркивания смысла. Рассмотрим их.
…хочешь не хочешь, а надо… Попрекать не попрекала, но на сердце держала… У всех ребятишки как ребятишки, а эти наказанье божье. Жизнь есть жизнь. В исследованиях языковедов для квалификации подобных примеров используется термин «редупликация». Редупликация — это «полное или частичное повторение корня, основы или слова как способ образования слов, грамматических форм, фразеологических единиц». Такие конструкции ошибкой не являются.
Таким образом, если автору удастся приручить тавтологию и заставить работать на стиль и содержание текста, то он (и текст, и автор) может только выиграть. И всё же… Тавтология — опасная спутница писателя. Л. А. Калинина, канд. филол. наук, доцент | |
|
| |
| Всего комментариев: 1 | |
|
| |