Со школьных времён мы помним о коварной тавтологии. Она незаметно подкрадывается к пишущему и неотступно следует за ним, настойчиво нашёптывая такие предсказуемые (не выстраданные!) варианты. Не в силах отказать приятной во всех отношениях даме, автор уступает:
Вечереет вечер. (А что, есть даже народная песня об этом. Чем мой рассказ хуже?)
Цветы цветут… (разве можно здесь вместо «цветут» употребить другое слово?) …разными цветами и волнующе пахнут сладкими запахами. (Хм, повтор, но ненавязчивый, скорее всего, читатель его не заметит.)
Редактор Иванов сидит за столом и редактирует… (а как же иначе — редакторы ведь редактируют?) …рукопись; чай остывает в чайнике (да, не скажешь же, что в кофейнике или молочнике!), масло… (нет-нет, я помню, что «масляным» называть его нельзя!) …стоит на столе в маслёнке.
Обрадованный тем, что так легко идёт написание рассказа, автор решает изменить жанр и дорастить его до романа…
Как известно, тавтология в большинстве случаев определяется как лексическая ошибка, вызванная бедностью словарного запаса пишущего. При редактировании рукописи автор стремится выделить и исключить примеры неоправданного повтора однокоренных слов:
…торжественно вручил в руки парня подарок…
Я и не собиралась ничего делать, только сделала вывод о мужском непостоянстве…
Я подошёл к проходной. Там я никого не нашёл…
Безусловно, такие примеры требуют правки.
Однако тавтология может быть приёмом и использоваться как стилизация под устное народное творчество, а также как средство усиления, подчёркивания смысла.
Рассмотрим их.
…хочешь не хочешь, а надо…
Попрекать не попрекала, но на сердце держала…
У всех ребятишки как ребятишки, а эти наказанье божье.
Жизнь есть жизнь.
В исследованиях языковедов для квалификации подобных примеров используется термин «редупликация». Редупликация — это «полное или частичное повторение корня, основы или слова как способ образования слов, грамматических форм, фразеологических единиц».
Такие конструкции ошибкой не являются.
Таким образом, если автору удастся приручить тавтологию и заставить работать на стиль и содержание текста, то он (и текст, и автор) может только выиграть.
И всё же… Тавтология — опасная спутница писателя.
Л. А. Калинина, канд. филол. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический
институт имени В. Г. Короленко»
| |
Просмотров: 1033
Комментариев: 1
Рейтинг: 5.0 / 2
Добавил: lubkalinina в категорию Лайфхак для писателя
Оцени!
Выбор редакции - лучшее
[26]
Обзор новых материалов на сайте
|
Новости литературы
[104]
Самое интересное!
|
Классики и современники
[431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
|
Новости издательства [804] |
Творческая жизнь
[281]
Новости и события писателей-современников
|
Читающая семья
[107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
|
Книжные новинки [1067] |
Книги для детей [210] |
Конкурсы и публикации [500] |
Психология творчества
[31]
В помощь писателям.
|
Лайфхак для писателя
[100]
В помощь начинающим авторам
|
Взгляд критика
[65]
Критические разборы литературных произведений
|
Литературный календарь
[49]
Памятные даты в истории литературы
|
Комната отдыха
[146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
|
Разное [156] |
Архив новостей [80] |
ТОПы [50] |
А знаете... [66] |
Энциклопедия литературы [93] |