Художественный мир Анны Плехановой
27.02.2019 201 0.0 0


«Перед тобой всего лишь море. Но, поверь, через него просвечивает совсем другой мир. Всё просматривается настолько ярко и отчётливо, что даже пугает. Здесь… расположены самые настоящие джунгли. Они тянутся так далеко, что непонятно, где заканчиваются. Деревья очень высокие, с широкими листьями. Растения, цветы просто огромные. Мне кажется, что я чувствую даже запах».

Эти строки взяты из романа «Иномирье» талантливой современной писательницы Анны Плехановой. Она приглашает заглянуть за грань привычного, в особый мир, где краски ярки, запахи крепки, звуки глубоки, а чувства обострены до предела. В надежде, что читатель сумеет увидеть то, что скрыто от глаз других, она гостеприимно распахивает перед ним двери.

Произведения А. Плехановой возрождают мечту о соприкосновении с иными разумами и цивилизациями, что было свойственно фантастике шестидесятых и семидесятых годов прошлого века. Примечательно, что и пейзажи писательница рисует столь же яркие и гротескные, с избытком света и цвета, непривычных форм и рельефов: «Зелёное небо с синими облаками казалось похожим на огромный бескрайний океан. Красные стволы деревьев, усыпанные серебристой листвой, смотрелись на его фоне выразительно и ярко. В воздухе разносились сладостные ароматы, убаюкивающие и полностью расслабляющие». Существа, которыми населены страницы, тоже далеки от типичных для современного фэнтези, в основу которого чаще всего ложится народный фольклор и мифы разных народов. Они ничуть не похожи на гномов, эльфов или вампиров, а напоминают знаменитых зелёных человечков с Марса, которые давно уже стали притчей во языцех, например, «серые люди с длинными конечностями». При этом писательница внимательна к деталям. Она прорисовывает своих персонажей с точностью художника, не забывая придавать их облику эмоциональную окраску: «Оглянувшись, он заметил ярко-желтое создание, внимательно разглядывающее его из-за кустов зелёными глазами эллипсоидной формы. Ростом с обычного человека, оно имело три длинных щупальца с каждого бока и казалось вполне безобидным».

Концепция многомирья подразумевает мультикультурализм, без которого не обошлось в этом романе. Разные традиции и особенности многочисленных народов по своей сути являются отражениями разных периодов развития Земли, начиная от эпохи динозавров («Если мы пройдём через обелиск, то окажемся в многомиллионном прошлом Земли. Другими словами, попадём во времена динозавров»), продолжая языческими временами («Я спросила про пещеру и птицеподобных. Она ответила, что все жители поклоняются скульптурам. Потому что это их боги. А хранители их потомки, обладающие неимоверной силой. Им нельзя прекословить, иначе умрёшь»), с их варварскими обычаями и ритуалами жертвоприношений («Дхама в сопровождении двух охранников, держащих серебряную чашу, подошла к пленнику. Вскинув нож, она победным взглядом обвела присутствующих. Затем перерезала жертве горло. Его кровь лилась в приготовленный сосуд, а сам несчастный бился в последних конвульсиях, прощаясь с жизнью. Жуткое зрелище вызвало улыбки и ликование присутствующих. Серокожие по очереди опускали руки в серебряную чашу и с дикими криками прислоняли их к собственным лицам»), и вплоть до будущего, к которому мы, современники, стремительно приближаемся («Очутившись на многолюдной площади, завоеватель принялся вводить план порабощения в жизнь. Удивительно, но это оказалось легче, чем он себе представлял. Мужчины и женщины не реагировали друг на друга. Поглощённые гаджетами и в огромной толпе, они выглядели уединённо и обособленно»).

Большинство миров Анны Плехановой — это антиутопии или утопии, которые вряд ли смогли бы выдержать проверку реальностью. Однако общая гротескность повествования вполне допускает использование таких миров-схем. Особенно это заметно при путешествии на планету Ланденара, где живёт один из главных злодеев романа — гениальный учёный, научившийся создавать киборгов и добившийся иллюзии бессмертия. Это один из тех антиутопических миров пугающего будущего, в котором люди лишены воли и подчинены некой общей для всех и мало кому по-настоящему понятной идее. Только в отличие от большинства подобных саг здесь пропагандистская «промывка мозгов» дополняется внедрением вполне техногенного компонента, в прямом смысле слова подчиняющего сознание.

Приключенческая часть, включающая разбойников, ограбления (ведь проходить между мирами и забирать то, что плохо лежит) и месть, придает повествованию динамичности. Герои постоянно находятся в движении и регулярно оказываются в опасности, что добавляет остроты и помогает держать читателя в напряжении. Роман построен по принципу связанных между собой квестов, у каждого из которых своя цель и своё логическое завершение. Общая интрига сохраняется благодаря не отпускающему ощущению глобального заговора, которое иногда выходит на первый план, но чаще остается где-то на грани сознания. Организация, которая контролирует тех, кто видит проходы в другие миры или открывает их, преследует какие-то цели и ограничивает свободу своих адептов. «...Ты обладаешь удивительными способностями. Я бы назвала их божественным даром. К сожалению, среди людей есть такие, кто легко может обратить твои возможности против тебя и окружающих», — буквально звенит в ушах читателя. И невольно задаешься вопросом: а кто же те самые злодеи, которые хотят использовать одарённых? Уж не те ли, кто похищает их из родных домов и запирает в странной школе?

Романтические линии — сильная сторона творчества Анны Плехановой. Автор не склонна драматизировать, старается избегать лишних сантиментов и пролонгированных сцен с акцентом на переживаниях и внутренних конфликтах, связанных с чувствами. Однако она дает множество намёков, через диалоги и фактические ситуации показывает разные стороны отношений, рисует по-настоящему крепкие сердечные связи, которые развиваются постепенно, неожиданно для героев и проходят проверку множеством испытаний, начиная от банальной измены, ссоры и разлук и заканчивая фантастическим старением одного из персонажей.

Писательница изображает целый спектр состояний влюблённого человека. Это и тихая нежность: «И лишь когда вспоминала Сэма, на сердце становилось тепло и уютно. Именно рядом с ним я ощущала себя по-настоящему счастливой. И в его объятиях мир казался намного светлее и радостнее». Это и всепоглощающая страсть: «Больше не сдерживая себя, Сэм ласкал меня, блуждая руками по всему телу. Осыпал поцелуями, и это было прекрасно. Я будто купалась в любви так неожиданно пробудившейся во мне. Она текла от меня к Сэму и обратно. Всё закружилось в чудесном танце и наполняло нас светом и счастьем. Освободившись от одежды, мы стали ещё более раскованными и свободными. Никаких преград, условностей или запретов. Границы стёрлись, и открылся совсем иной мир. Мы стали единым живым организмом. Мифическим существом, полным желания и страстей. Лиловый рай, жителями которого мы стали по воле случая». Чувства, отношения, настроения присутствуют на страницах, но без занудства, присущего многих женским сагам, и без пошлости, отличающей иные мужские произведения. Психологические аспекты, связанные с отношениями, раскрыты не слишком подробно, но весьма показательно. Могут ли двое, познав лишь друг друга, не испытать искушение и не предать свою любовь? Что важнее — внешность или душа избранника? Что случится, если непредвиденная трагедия сделает не такой привлекательной внешность любимого, лишит его прежних сил? Читая книгу, каждый имеет возможность поразмыслить над этими вопросами, примерить их к своей жизни и прийти к какому-то заключению.

Философия Анны Плехановой — это философия толерантного человека, считающего одной из основных ценностей свободу воли. Роман «Иномирье» отражает не столько путь героев от приключения к приключению, от квеста к квесту или поиск романтического счастья, сколько долгий путь обретения себя и смысла бытия. И свобода является тем ключиком, с помощью которого открывается дверь в заветное «долго и счастливо». Свобода физическая противопоставляется рабству — так создаётся яркий контраст. Свобода духовная не столь очевидна и в рамках романа имеет несколько аспектов. Пропаганда, принуждение, контроль разума или растворение в системе — все это разные проявления несвободы, с которой от страницы к странице борются герои, сталкиваясь с разными народами и их культурами, при этом сами являясь частью сокрушительной системы.

Роман Анны Плехановой «Иномирье» — это фантастика в лучших традициях, которая вобрала в себя яркость декораций, многообразие локаций, экшн, романтику, мультиконцептуальность, мультикультурализм, психологизм и философичность. Книга являет собой захватывающее дух остросюжетное чтиво, не оставляющее равнодушным и подталкивающее к размышлению. Локации, как кадры в кино, сменяются перед мысленным взором, увлекая в неведомые дали, где нет ни намека на серость и однообразие.

 

Л. А. Калинина, канд. филол. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический

институт имени В. Г. Короленко»




Теги:рецензия, Анна Плеханова, Иномирье, критика, Любовь Калинина, фэнтези

Читайте также:
Комментарии
avatar