Добро пожаловать на литературный портал Регистрация Вход

Меню сайта

Стань партнером

Художественный мир Анны Плехановой

«Перед тобой всего лишь море. Но, поверь, через него просвечивает совсем другой мир. Всё просматривается настолько ярко и отчётливо, что даже пугает. Здесь… расположены самые настоящие джунгли. Они тянутся так далеко, что непонятно, где заканчиваются. Деревья очень высокие, с широкими листьями. Растения, цветы просто огромные. Мне кажется, что я чувствую даже запах».

Эти строки взяты из романа «Иномирье» талантливой современной писательницы Анны Плехановой. Она приглашает заглянуть за грань привычного, в особый мир, где краски ярки, запахи крепки, звуки глубоки, а чувства обострены до предела. В надежде, что читатель сумеет увидеть то, что скрыто от глаз других, она гостеприимно распахивает перед ним двери.

Произведения А. Плехановой возрождают мечту о соприкосновении с иными разумами и цивилизациями, что было свойственно фантастике шестидесятых и семидесятых годов прошлого века. Примечательно, что и пейзажи писательница рисует столь же яркие и гротескные, с избытком света и цвета, непривычных форм и рельефов: «Зелёное небо с синими облаками казалось похожим на огромный бескрайний океан. Красные стволы деревьев, усыпанные серебристой листвой, смотрелись на его фоне выразительно и ярко. В воздухе разносились сладостные ароматы, убаюкивающие и полностью расслабляющие». Существа, которыми населены страницы, тоже далеки от типичных для современного фэнтези, в основу которого чаще всего ложится народный фольклор и мифы разных народов. Они ничуть не похожи на гномов, эльфов или вампиров, а напоминают знаменитых зелёных человечков с Марса, которые давно уже стали притчей во языцех, например, «серые люди с длинными конечностями». При этом писательница внимательна к деталям. Она прорисовывает своих персонажей с точностью художника, не забывая придавать их облику эмоциональную окраску: «Оглянувшись, он заметил ярко-желтое создание, внимательно разглядывающее его из-за кустов зелёными глазами эллипсоидной формы. Ростом с обычного человека, оно имело три длинных щупальца с каждого бока и казалось вполне безобидным».

Концепция многомирья подразумевает мультикультурализм, без которого не обошлось в этом романе. Разные традиции и особенности многочисленных народов по своей сути являются отражениями разных периодов развития Земли, начиная от эпохи динозавров («Если мы пройдём через обелиск, то окажемся в многомиллионном прошлом Земли. Другими словами, попадём во времена динозавров»), продолжая языческими временами («Я спросила про пещеру и птицеподобных. Она ответила, что все жители поклоняются скульптурам. Потому что это их боги. А хранители их потомки, обладающие неимоверной силой. Им нельзя прекословить, иначе умрёшь»), с их варварскими обычаями и ритуалами жертвоприношений («Дхама в сопровождении двух охранников, держащих серебряную чашу, подошла к пленнику. Вскинув нож, она победным взглядом обвела присутствующих. Затем перерезала жертве горло. Его кровь лилась в приготовленный сосуд, а сам несчастный бился в последних конвульсиях, прощаясь с жизнью. Жуткое зрелище вызвало улыбки и ликование присутствующих. Серокожие по очереди опускали руки в серебряную чашу и с дикими криками прислоняли их к собственным лицам»), и вплоть до будущего, к которому мы, современники, стремительно приближаемся («Очутившись на многолюдной площади, завоеватель принялся вводить план порабощения в жизнь. Удивительно, но это оказалось легче, чем он себе представлял. Мужчины и женщины не реагировали друг на друга. Поглощённые гаджетами и в огромной толпе, они выглядели уединённо и обособленно»).

Большинство миров Анны Плехановой — это антиутопии или утопии, которые вряд ли смогли бы выдержать проверку реальностью. Однако общая гротескность повествования вполне допускает использование таких миров-схем. Особенно это заметно при путешествии на планету Ланденара, где живёт один из главных злодеев романа — гениальный учёный, научившийся создавать киборгов и добившийся иллюзии бессмертия. Это один из тех антиутопических миров пугающего будущего, в котором люди лишены воли и подчинены некой общей для всех и мало кому по-настоящему понятной идее. Только в отличие от большинства подобных саг здесь пропагандистская «промывка мозгов» дополняется внедрением вполне техногенного компонента, в прямом смысле слова подчиняющего сознание.

Приключенческая часть, включающая разбойников, ограбления (ведь проходить между мирами и забирать то, что плохо лежит) и месть, придает повествованию динамичности. Герои постоянно находятся в движении и регулярно оказываются в опасности, что добавляет остроты и помогает держать читателя в напряжении. Роман построен по принципу связанных между собой квестов, у каждого из которых своя цель и своё логическое завершение. Общая интрига сохраняется благодаря не отпускающему ощущению глобального заговора, которое иногда выходит на первый план, но чаще остается где-то на грани сознания. Организация, которая контролирует тех, кто видит проходы в другие миры или открывает их, преследует какие-то цели и ограничивает свободу своих адептов. «...Ты обладаешь удивительными способностями. Я бы назвала их божественным даром. К сожалению, среди людей есть такие, кто легко может обратить твои возможности против тебя и окружающих», — буквально звенит в ушах читателя. И невольно задаешься вопросом: а кто же те самые злодеи, которые хотят использовать одарённых? Уж не те ли, кто похищает их из родных домов и запирает в странной школе?

Романтические линии — сильная сторона творчества Анны Плехановой. Автор не склонна драматизировать, старается избегать лишних сантиментов и пролонгированных сцен с акцентом на переживаниях и внутренних конфликтах, связанных с чувствами. Однако она дает множество намёков, через диалоги и фактические ситуации показывает разные стороны отношений, рисует по-настоящему крепкие сердечные связи, которые развиваются постепенно, неожиданно для героев и проходят проверку множеством испытаний, начиная от банальной измены, ссоры и разлук и заканчивая фантастическим старением одного из персонажей.

Писательница изображает целый спектр состояний влюблённого человека. Это и тихая нежность: «И лишь когда вспоминала Сэма, на сердце становилось тепло и уютно. Именно рядом с ним я ощущала себя по-настоящему счастливой. И в его объятиях мир казался намного светлее и радостнее». Это и всепоглощающая страсть: «Больше не сдерживая себя, Сэм ласкал меня, блуждая руками по всему телу. Осыпал поцелуями, и это было прекрасно. Я будто купалась в любви так неожиданно пробудившейся во мне. Она текла от меня к Сэму и обратно. Всё закружилось в чудесном танце и наполняло нас светом и счастьем. Освободившись от одежды, мы стали ещё более раскованными и свободными. Никаких преград, условностей или запретов. Границы стёрлись, и открылся совсем иной мир. Мы стали единым живым организмом. Мифическим существом, полным желания и страстей. Лиловый рай, жителями которого мы стали по воле случая». Чувства, отношения, настроения присутствуют на страницах, но без занудства, присущего многих женским сагам, и без пошлости, отличающей иные мужские произведения. Психологические аспекты, связанные с отношениями, раскрыты не слишком подробно, но весьма показательно. Могут ли двое, познав лишь друг друга, не испытать искушение и не предать свою любовь? Что важнее — внешность или душа избранника? Что случится, если непредвиденная трагедия сделает не такой привлекательной внешность любимого, лишит его прежних сил? Читая книгу, каждый имеет возможность поразмыслить над этими вопросами, примерить их к своей жизни и прийти к какому-то заключению.

Философия Анны Плехановой — это философия толерантного человека, считающего одной из основных ценностей свободу воли. Роман «Иномирье» отражает не столько путь героев от приключения к приключению, от квеста к квесту или поиск романтического счастья, сколько долгий путь обретения себя и смысла бытия. И свобода является тем ключиком, с помощью которого открывается дверь в заветное «долго и счастливо». Свобода физическая противопоставляется рабству — так создаётся яркий контраст. Свобода духовная не столь очевидна и в рамках романа имеет несколько аспектов. Пропаганда, принуждение, контроль разума или растворение в системе — все это разные проявления несвободы, с которой от страницы к странице борются герои, сталкиваясь с разными народами и их культурами, при этом сами являясь частью сокрушительной системы.

Роман Анны Плехановой «Иномирье» — это фантастика в лучших традициях, которая вобрала в себя яркость декораций, многообразие локаций, экшн, романтику, мультиконцептуальность, мультикультурализм, психологизм и философичность. Книга являет собой захватывающее дух остросюжетное чтиво, не оставляющее равнодушным и подталкивающее к размышлению. Локации, как кадры в кино, сменяются перед мысленным взором, увлекая в неведомые дали, где нет ни намека на серость и однообразие.

 

Л. А. Калинина, канд. филол. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический

институт имени В. Г. Короленко»

avatar

Вход на сайт

Информация

Просмотров: 1337

Комментариев нет

Рейтинг: 5.0 / 1

Добавил: lubkalinina в категорию Взгляд критика

Оцени!

Категории

Выбор редакции - лучшее [25]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [104]
Самое интересное!
Классики и современники [430]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [803]
Творческая жизнь [279]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1066]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [500]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [100]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [156]
Архив новостей [80]
ТОПы [47]
А знаете... [66]
Энциклопедия литературы [93]

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0