Реклама на Руси от Средневековья к 21 веку

Реклама на Руси от Средневековья к 21 веку

В девяностые годы прошлого века, после распада СССР, в жизнь среднестатистического россиянина ворвалась реклама. Конечно, и до этого встречались информационные афиши и, время от времени, даже плакаты с объявлениями, которые призывали людей что-то купить. Но такого бума, как после перестройки, конечно, не было. Многочисленные организации, работающие в самых разных областях, заполонили своей информацией радио и телевидения. Показ фильмов и даже новостей стал прерываться, чтобы продемонстрировать очередной завлекательный блок, состоящий из множества ярких роликов, обещающих высшее счастье, блаженство, успех, если прямо сейчас приобрести правильную вещь. 

Из-за столь резкого перепада многие обыватели решили, что реклама пришла к нам с "разлагающегося" Запада, является одной из характеристик буржуазного общества и, вообще, представляет собой сплошной обман и надувательство. Однако, не стоит забывать, что желание продемонстрировать свой товар родилось не вчера и было присуще людям с глубокой древности. До современников не дошло точных упоминаний о том, как проводились рекламные компании в античности, в эпоху раннего Христианства или в начале Средневековья. Но доподлинно известно, что Русь была "громкоголосой". Что же это значит? 

По всей стране разъезжали глашатаи, которые оповещали населения о новых указах свыше и последних новостях. При этом информация, преподносимая ими, чаще всего ставила перед собой цель настроить публику на определенный лад. То есть, мы имеем полное право утверждать, что речь шла о неких пиар-компаниях, которые имели другую, нежели сегодня, форму, но ту же суть. Можно вспомнить и рекламу мелких товаров. Каждый торговец на рынках и площадях неизменно кричал, привлекая внимание прохожих. Он доказывал, что именно его пирожки самые вкусные, его молоко самое свежее, его инструменты самые надежные. Разве это не реклама?

Первое достоверное упоминание о рекламе на Руси относится к шестнадцатому веку. Именно в это время в Москве возле Спасской башни было организовано особое место, где раздавались листовки, тематические картинки, рукописные книги. Это стало настоящим прорывом, так как отныне простые люди могли наряду с дворянами и членами царской семьи получать информацию. Дело в том, что до семнадцатого века информирование общественности в стране находилось на очень низком уровне. А небольшое количество существовавших печатных изданий работали исключительно на нужды двора и до народа (часто безграмотного) просто не доходили. 

Начиная с семнадцатого века газеты и журналы начали издаваться более или менее регулярно и тут же стали использоваться как для пиара известных личностей и их идей, так и для банальной рекламы товаров. Создание выгодной репутации в печати оказалось очень важным и многие, в том числе консерваторы и их извечные противники революционеры, научились использовать новые возможности по максимуму, перетягивая общественное мнение на себя, словно одеяло.

В качестве примера рекламы в обычной газете девятнадцатого века можно привести информацию о выходе романа Пушкина "Евгений Онегина". 4 апреля 1833 года, всего на следующий день после официального выхода целой книги, на страницах газеты "Северная пчела" появилось объявление такого содержания: "Поспешаем известить любителей отечественной словесности, что «Евгений Онегин», коего главы изданы были отдельными книжками, нынче отпечатаны особо, вполне. Радуемся за всех читателей".

Примечательно, что газета, в которой помимо новостей литературы публиковалась информация политического толка, относилась к числу консервативных и прославилась своими резкими высказываниями в адрес перемен, происходивших в это время в Европе. Попытки ограничить монаршью власть любыми способами редакторами не приветствовались, а потому всякие конституции и парламенты подвергались жестким критикам. Более того, даже творчество французских романтиков рассматривалось через политическую призму, называлось разрушительным для существующего строя последышем революции. В то же время Пушкин вращался в кругах людей, отличавшихся вольнодумием, а потому не приходится удивляться, что в последующие годы "Северная пчела" не уставала печатала о поэте негативное мнение. 

Однако, факт остается фактом, заметка про "Евгения Онегина" была в газете! Это говорит о том, что даже великие классики не пренебрегали возможностями, которые дают средства массовой информации, и положительно относились к такому полезному явлению как реклама. Сегодня, когда общество стало еще более конкурентным, авторам необходимо серьезно думать над тем, как донести до широкой аудитории информацию о себе и своем творчестве. К пиар-компании, включающей рекламу, следует относиться ответственно, планируя каждый ход и не жалея ни сил, ни времени. Согласитесь, раз уж сам Александр Сергеевич не брезговал подобными методами ради достижения славы, то почему мы, современники, должны стесняться или бояться говорить о себе и о том, что явилось плодом наших трудов?

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети