Чьими руками творилась Октябрьская Революция? Кто своим потом и кровью создавал социалистический строй? Простые люди - рабочие и крестьяне! - не задумываясь ответит тот, кто вырос в эпоху СССР и с ранних лет затвердил наизусть принятые постулаты. Однако, все мы понимаем, что любому движению нужны лидеры. Для каждой войны необходимы немалые средства. Но, прежде всего, идея, даже самая благая, нуждается в активном пиаре. И только тогда, получив деньги, поставив толковых людей во главу и обеспечив поддержку со стороны общественных деятелей, можно начинать переворот.
Октябрьская революция не стала исключением из правил. Но оставим в стороне экономическую и политическую подоплеку. Не будем говорить о пролетариях, положивших жизни ради достижения своей цели. Забудем так же о царях, дворянах и отцах церкви, оказавшихся по ту сторону баррикад от народных масс. И уделим немного времени и внимания тому, как осуществлялась одна из самых больших пиар-компаний в истории, а также тем, кто непосредственно был в ней задействован.
Еще задолго до наступления кульминационного момента началась пропаганда идей, который в дни Российский империи называли свободомыслием. Прежде всего проповедовали их отнюдь не крестьяне и ремесленники, а дворяне и интеллигенты, зачастую приближенные ко двору. Многочисленные общественные деятели, среди которых было немало журналистов, писателей, публицистов, педагогов, организовывали кружки, в которых обсуждали свои устремления и социалистические мечты. По сути, подготовка к будущему кризису началась еще в восемнадцатом веке и привела тогда к Французской революции.
Когда последовавшая за свержением власти Бурбонов война с Наполеоном закончилась, люди в Европе уже не смогли вернуться к привычной жизни и принятым прежде ценностям. В разных странах стали разгораться мятежи и протесты против существующей власти. Обыватели устали от гнета власть имущих и хотели поменять свою жизнь. А во главу подобных движений зачастую вставали военные и политики, занимавшие видное положение в обществе. Подливали масло в огонь книги и газетные публикации, которые создавались теми самыми общественными деятелями из различных свободомыслящих кружков. То есть, непосредственно те, кто формировал народное мнение и гарантировал определенную репутацию тому или иному начинанию. Выражаясь современным языком, это были люди, которые осознанно или нет проводили пиар-акции.
К началу двадцатого века в большинстве стран ситуация утихомирилась и пришла в некое равновесие. Но только не в России. Здесь революционные движения набрали обороты и постепенно, путем долгой пропаганды, которая осуществлялась сперва исподволь, а потом и открыто, была создана база для последующих событий. Огромное значение приобрели журналисты и писатели, чьи произведения читали граждане, увлекаясь их энтузиазмом и заражаясь верой в успех, казалось бы, априори гибельной затеи. Естественно, когда Гражданская война канула в лету и воцарился новый режим, поэты и прозаики, кто добровольно, как поэт и журналист Ефим Увражин, а кто под давлением, как Алексей Толстой, стали проповедовать новую идеологию, укрепляя представление о ее правильности в сознании масс. То есть, продолжили заниматься пиаром (зачастую черным) недавно родившегося строя, расписывая его в положительном свете, выставляя на показ хорошее и игнорируя плохое.
Ефим Увражин появился на свет 7 апреля 1887 года в Вятской области. Его малая родина - деревня Каменный Ключ. При рождении мальчик получил имя Ефрем Силантьевич Коморьев, однако широкой общественности этот простой деревенский парень стал известен именно под псевдонимом.
Маленький Ефрем был выходцем из обыкновенной работящей семьи. Он получил образование в церковной школе и после ее окончания трудился поочередно на мельнице, на фабрике и на стройке. В возрасте двадцати пяти лет молодой человек увлекся поэзий. Его стихотворение "Луч надежды", которое по признанию автора стало первым, датировано 1912 годом. По своему смыслу оно является революционным и отражает не только отношение поэта к грядущим переменам, но так же и общественные настроения эпохи:
"В измождении, чуть дыша,
Сухожилья срывая в клочья,
Миг свободы дешевле гроша,
Утро сделал кровавой ночью…"
К творчеству Увражина вдохновил Ленский расстрел, а его первое же произведение попало на страницы газеты "Правда". В душе амбициозного молодого человека вспыхнула новая надежда - он захотел стать журналистом и открыто говорить с миром о том, что лежит на сердце.
В смутные времена самые неожиданные мечты имеют обыкновение сбываться. Уже в 1914 году Ефим Увражин начал работу в газете «Рабочий голос», потом перешел в журнал «Пролетарская культура», писал для газет "Правда" и "Рабочий путь". Он был членом партии большевиков, а в 1917 году не смог остаться в стороне и принял активное участие в торжестве революции.
Всю последующую жизнь, занимаясь журналистикой, Увражин не переставал писать стихи, которые активно публиковались. Он был типичным представителем своего времени, что отразилось на поднимаемых в произведениях темах и стилистике стихов. Смыслу тогда отдавалось предпочтение перед формой, а обычный пролетарий неизменно становился лирическим героем. Он неустанно трудился и, конечно, разделял воодушевление писателя по поводу случившихся перемен. Увражин, который искренне верил в социалистические идеи, искренне и не таясь выражал через строки свой восторг:
"Сердце встало у вождя,
В сумраке столица.
Звон печатного гвоздя
В тишину вонзится.
Букв недвижный монолит
Строгим шрифтом – ЛЕНИН.
В каждом сердце он гремит,
Значит - он нетленен!"
Можно только предположить, сколь сильный отклик поэт находил в сердцах своих читателей, которые стремились построить легендарное "светлое будущее". А ведь он был далеко не единственным из тех, кто открыто говорил о том, о чем потом все стальные думали.
По сути, рассмотрев знаменательнейшие события прошлого столетия с позиции пиара, мы видим, что при грамотной кадровой политике и своевременном размещении информации в СМИ, можно добиться процветания любой начинания и буквально совершить невозможное. По сути, это является прямым доказательством эффективности пиара в любой области, в том числе далекой от политики.Так почему же всегда находятся сомневающиеся, те, кто считает рекламу злом в чистом виде и не готов уделить немного времени собственному продвижению, когда речь заходит, например, о современных книгах? Давайте задумаемся о том, что без поддержки в печати и мнения, высказанного видными общественными деятелями, даже такая глобальная вещь как Октябрьская революция вряд ли имела бы шанс состояться. Как же тогда читателю найти своего писателя, если он банально не будет знать о его существовании и уж точно ни не догадается, о чем конкретно тот пишет?