Литературный портал
Моя корзина
Ваша корзина пуста
8 913 429 2503
office@izdat-kniga.ru.ru
Поиск
Категории
Выбор редакции - лучшее [26]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [106]
Самое интересное!
Классики и современники [450]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [811]
Творческая жизнь [317]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [108]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1069]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [508]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [101]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [177]
Архив новостей [80]
ТОПы [97]
А знаете... [67]
Энциклопедия литературы [93]
Интересное:
Архив записей
Главная » 2019 » Апрель » 9 » Народные корни литературных сказок. Тёмный лес
11:38
Народные корни литературных сказок. Тёмный лес

«Что за прелесть эти сказки…», – восхищался в своё время Александр Пушкин. Причем восхищался он не собственными произведениями и не произведениями коллег по перу. Столь восторженное восхищение у поэта вызвали сказки народные, рассказанные ему няней Ариной Родионовной. Эти рассказы любимой няни не могли не оказать влияния на литературные сказки самого Пушкина.
Да и вообще сказки литературные очень многое унаследовали от сказок народных вплоть до заимствования конкретных сюжетных ходов. Эти ходы подробно изучил в своих работах советский ученый-фольклорист Яков Пропп. Он также отмечал тесную взаимосвязь народной сказки с так называемым обрядом инициации. Суть обряда сводилось к следующему: по достижении одиннадцати лет мальчиков уводили в специально предназначенное место, где они подвергались различным испытаниям, символически умирали и воскресали уже взрослыми. Чаще всего обряд проводили в лесу, а если в окрестностях деревни леса не было, детей уводили в кустарник. Отсюда пошла сказочная функция, названная Проппом «отлучкой» и лес как наиболее распространённое место действия во многих сказках.
Тут сразу вспоминается пушкинская мёртвая царевна, которая чудом избежав смерти, блуждала по лесу до зари, пока не набрела на хижину семи богатырей. В лесу также оказывается, спасаясь от разбойников, купец из сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек». И на Герду из сказки Ганса-Христиана Андерсена разбойники нападают ни где-нибудь, а именно в лесу. В лесу же встречается с Михелем-Великаном и Стеклянным человечком угольщик Петер Мунк – главный герой сказки Вильгельма Гауфа «Холодное сердце». В лесу Данила-мастер впервые встречает Хозяйку Медной горы. Лес является вторым по значимости местом действия в пьесе-сказки Тамары Габбе «Город мастеров». Список примеров можно расширять до бесконечности, добавляя в него всё более и более современных сказочников. Но гораздо интереснее понять, почему именно лес стал самым популярным местом действия народных, а вслед за ними и литературных сказок?
Нашим первобытным предкам лес казался своего рода пограничным пространством между этим миром и тем светом. Что и не удивительно, ведь в лесах тогда водилось (да и по сей день водится) множество опасных для человека хищников. Поэтому войдя туда можно было умереть вовсе не символически. С другой стороны в лесу росли съедобные грибы и ягоды, а ещё там можно было подстрелить кого-нибудь, в общем, найти пропитание. Таким образом, лес для древнего человека был одновременно источником опасности и пищи, зла и добра. Потому и лес в сказках как народных, так и литературных – место неоднозначное. Да в лесу темно и страшно, там живут чудовища, но там же обитают и волшебные помощники, готовые снабдить героя тем или иным волшебным средством, которое непременно поможет в дальнейшем пути к взрослению.
Категория: Литературный календарь | Просмотров: 1515 | Добавил: Shmaksya | Теги: сказки | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar