История целого государства
28.05.2019 121 4.5 0


    К числу забытых фигур в русской литературе относится Владимир Алексеевич Гиляровский. Этого человека знает ограниченный круг лиц – журналисты, писатели, филологи, – те, кому по роду деятельности необходимо ведать об ищущих людях. Автор начала XX века много сделал как в творческом, так и в журналистском ключе, а филологов он интересует как часть прозы.
    Книга «Москва и москвичи» по-своему интересна, ибо, как летопись, запечатлевает обыденную жизнь горожан. Для тех, кого описывает автор, а изображает он, большей частью, уголовный мир, прожитый день – целое событие. Поэтому в летописи оригинально течёт история. И для писателя, как для газетчика, один день – целая история.
Книга ориентирована на устный язык, поэтому важным в ней является событие рассказывания. Весьма значим в этом отношении жанр записок, связанный с именами Гоголя, Толстого, Булгакова. Он предполагает избирательность и недосказанность. У Гоголя «Записки сумасшедшего» имеют форму дневника, где на первую линию выдвигается субъективность. Они могут начинаться с середины, не иметь начала или финала. Жанр связан с индивидуальной и относящейся к конкретному человеку мыслью.
Каждое произведение дяди Гиляя, как называли его друзья, можно читать в качестве газетной статьи. Не случайно на титульном листе его первой книги – «Трущобные люди» – стоит обозначение жанра «этюды с натуры». Каждый из них следует воспринимать в рамках очерка. 
Всякий этюд читается как готовое произведение, ибо несёт отдельный сюжет. Удивительными кажутся нравы столицы. Рассказывая о трактирах, писатель замечает чрезмерное обжорство, когда «завтраки, от двенадцати до трёх часов, были модными». Такие нюансы прозрачно напоминают барство Ильи Ильича Обломова. Именно эти нравы вложил в своего героя Иван Гончаров.
    Детали, которые воспроизводит автор, требуют отличной памяти, следовательно, рассказчик характеризуется как носитель крупного багажа знаний, ведь районы и ярмарки он изображает со знанием дела. Это своего рода экскурсовод, который читает лекции о старой Москве. И книга, кроме познавательной ценности, несёт культурный смысл. Рассказчик, от имени которого ведётся повествование, так отражает собственное мышление, его заметки акцентированы на увлечённом народе. В каждом эпизоде из жизни древней Москвы слышится трибунное выступление.
Повествователь напоминает самого автора. Нередко герои обращаются к нему Владимир Алексеевич, как зовут писателя. К тому же он наделён общественными статусами Гиляровского – это литератор, газетчик, актёр, знакомый воров и полицейских. Так отмечается автобиографический характер книги, писатель изображает то, что видел собственными глазами. Поэтому следует отметить искренность того, о чём он говорит.
Автор, словно старик-актёр Иван Алексеевич Григоровский, которого он замечает, говоря о Сандуновских банях, любит «рассказывать о прошлом», и «память у него удивительная», говорит с удовольствием, и охотно все его слушают. Отождествляя древнего актёра и всеведущего писателя, следует заметить, что у них богатейший жизненный опыт. При этом герой, как творческий человек, не хочет поминать о себе и рассказывает только о том, чему был свидетелем. Все эти характеристики по праву можно отнести к Гиляровскому. Не случайно фамилии у них похожи.
    Образ рассказчика свидетельствует также о мемуарном характере книги. Перед читателем воспоминания творческого человека. Нередко письма, воспоминания, дневники характеризуют автора  с интимной, неофициальной, стороны, в  них он предстаёт рядовым жителем творческой страны. И в таком же виде в очерках Владимира Гиляровского показана неприглядная жизнь древнего города.
Наблюдая глазами художника, а он пишет только о том, что его интересует, районы старой Москвы, современный читатель удивляется, как город, населённый пьяницами, убийцами и обманщиками, дожил до нашего  времени? Автор изображает не всё, но количество преступников заставляет усиленно работать читательское сознание.
    По книге можно проследить архитектурный облик «третьего Рима»: одни здания сносятся, появляются другие. Такова, например, участь дома Ромейко в Лубянском проезде, деревянного балагана на Лубянской площади, на месте которого в дальнейшем возвысился Политехнический музей.
    Вместе с тем в книге отражено развитие тех или иных служб. Автор говорит, например, об истории пожарной охраны, начиная с тех пор, когда службу эту составляли не регулярные части, а добровольцы, и не было электрических звонков.
    Интересны также лингвистические рассуждения о нюансах слов «пожарные» и «пожарники»: пожарные – это те, кто занимается организацией тушения пожаров, а пожарники – «что-то мелкое, убогое, обидное». Такое же различие закреплено и в современной литературной норме: правильно – «пожарные», а «пожарники» – некультурно.
    Говоря о театрах, банях, Гиляровский изображает противоположность жителям Хитровки и Сухаревки. В полярной картинке заключается целостное восприятие большого города, это и есть Москва и москвичи. Так отражается поэтика названия. Писатель это делает, чтобы не быть субъктивным, ибо нередко, читая строки о неимущих, возникает мысль, что он анализирует город как-то однобоко. При всём том «Москва и москвичи» – история целого государства, ибо глубинка берёт пример со столицы.



Теги:критика, Гиляровский, Михаил Калинин

Читайте также:
Комментарии
avatar