Ответственность писателя и последствия безответственности
30.08.2019 83 5.0 0


«Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовётся», — писал Фёдор Тютчев в одном из своих произведений без названия. В этих простых строках заложен глубочайший смысл и посыл писателям будущего, которые только возьмут однажды в руки «перо» или ручку, сядут к своим компьютерам или ноутбукам и начнут творить. Очень много споров сегодня ведётся о роли литературы в формировании общественного бессознательного, об ответственности, которую возлагают на свои плечи авторы текстов, о последствиях знакомства с плохими книгами.

Существует огромное количество мнений о том, в чём же эта ответственность, которую так любили упоминать классики, состоит и как ею распорядиться. Но факт остаётся фактом. Каждый поэт или прозаик обязан думать, прежде чем говорить. По сути, врачебный постулат «Не навреди!», который студентам-медикам вкладывают в головы на протяжении шести лет, повторяя снова и снова, должен стать и основным кредо для литераторов. Давайте попробуем разобраться, почему.

Конечно, если предположить, что человек написал книгу и положил её в стол на веки-вечные, мысль о влиянии его на общественное сознание и тем паче подсознание кажется смехотворной. Да только большинство из тех, кто что-то создал, рано или поздно показывают это миру. Естественно, далеко не каждое литературное произведение получает широкий резонанс и миллион читателей. Но иногда даже одного или двух достаточно, чтобы раз и навсегда изменить ход истории. Представьте, автор изложил концепцию новой экономической или политической модели, гипотетически жизнеспособной, но до ужаса жестокой. И вот о ней узнал некто с лидерскими качествами и теоретической возможностью воплотить в жизнь. Что случится дальше? Если подумать, каждый тиран и диктатор прошлого некогда вдохновился именно такой вот книгой. Ну а дальше... читайте учебники.

Безусловно, подобный пример очень радикален и в подавляющем большинстве случаев последствия не столь велики. Но, давайте честно, не велики для кого? Для человечества в целом или для каждого конкретного читателя? За частными примерами вреда от неграмотной книги, написанной безответственным автором, ходить не нужно. Можно вспомнить о произведениях, где пропагандируются наркотики, суициды, сексуальные извращения или экстремистские идеи. Прочитав их, человек с неустойчивой психикой запросто повторит «подвиги» героев. И где окажется?

Подмена чёрного белым и пренебрежение вечными ценностями оказывают пагубное влияние на подсознание. Сперва оно незаметно и вроде бы не имеет последствий, но постепенно укореняется в головах. В итоге мнение одного-единственного автора может перевернуть и исковеркать менталитет целой социальной группы.

Каким окажется результат? Это практически невозможно предсказать заранее. Ведь мысль, переходящая от одного индивида к другому и дальше, имеет обыкновение трансформироваться. А значит, писателю необходимо думать не только о прямом смысле его слов и концепций, но и о том, как их можно будет извратить и переиначить.

Поговорив о глобальном и опасном по-настоящему, можно поболтать и о более насущном. Книги создают настроение. Хочет ли писатель сформировать депрессии, фобии или просто стать причиной неудачного дня? Или он видит свою роль в том, чтобы подарить капельку надежды, позитива, любви и тепла своей изголодавшейся по добру аудитории?

Таким образом, ответственность писателя заключается в том, чтобы помнить: пусть на время, но он становится властителем дум своего читателя. Поселив в его голове хорошие мысли, автор может надеяться пожать урожай правильных дел. Но если вложит в чужое сознание пагубные вещи, только он — и никто другой — будет виновен в личных и социальных бедах, которые настигнут человека или человечество.




Теги:ответственность писателя, Писатель

Читайте также:
Комментарии
avatar