Каждый автор мечтает, чтобы его рукопись была издана и, желательно, не в количестве 10 экземпляров, а настоящим, большим тиражом. Платить за такую публикацию тоже не хочется. Это дорого и, по мнению многих, особенно начинающих писателей, снижает ценность самого события. Они размышляют примерно так: не эксперты признали их талант, а сами они как бы напросились на признание. Таким образом, есть только один способ получить желаемое: принять участие в каком-то конкурсе или гранте, надеясь, что рецензенты поставят высокий балл и дадут новинке дорогу в свет.
И вот свершилось! Оценки выставлены, решение принято, рукопись поступила в работу, проведены корректорская и редакторская правки, сделана вёрстка, нарисована обложка. По готовому макету отпечатана красивая книга с интересным сюжетом, которую наверняка захотели бы прочитать многие библиофилы. Новинка появилась на полках магазинов, и автор, потирая ручки, ждёт, когда появятся первые продажи, отзывы и гонорары. В своём воображении он уже видит себя новой Джоан Роулинг или хотя бы Стефани Майер, представляет мировую славу со всеми причитающимися бонусами и чуть ли не пишет заявление на увольнение с основной работы.
А потом мечты и фантазии отступают под ледяным натиском реальности. Произведение, которому полагалось стать бестселлером, пылится на полках и складах, никем не замеченное. Люди проходят мимо, отдавая предпочтение намного худшим книгам как по оформлению, так и по содержанию. Почему так происходит?
Большинство писателей, немного поразмыслив, начинают винить издательство, неспособное реализовать их шедевр. Они строчат гневные отзывы, пишут возмущённые письма менеджерам и, надеясь обрести хоть немного запоздалой славы, выкладывают свои творения в сеть, размещают произведения на сторонних ресурсах или переиздают в других компаниях. В итоге первое издательство утилизирует тираж как не уникальный, вызывая новую волну негодования от писателя, который первым нарушил условия соглашения, превратив работу многих людей, вложивших свой труд в публикацию, в пустую трату времени. А слава, столь долгожданная, так и не приходит. Ибо другие магазины и другие издательства также оказываются бессильны.
В чём же корень неудачи одних и успеха других? Ответ банален и прост, хотя не так-то легко осознать и принять его. Проблема не в книге, не в издательстве, не в магазине, а в самом авторе. В человеке, который надеется, что всё в его жизни случится по щучьему велению и чужими стараниями. Он забывает народную мудрость, которая гласит, что без труда не вытянуть и рыбку из пруда. И труд этот не заканчивается написанием произведения и поиском издательства. После публикации начинается самая сложная и длительная работа – реклама.
Современный покупатель (а читатель – это тот же покупатель, то есть потребитель товаров и услуг) не имеет времени, чтобы изучать каждую новинку. Он хочет, чтобы ему рассказали, что он должен приобрести и почему, привлекли его внимание, заинтриговали возможностями. То есть необходимо предоставить всю возможную информацию о своём товаре, в том числе о книге, на блюдечке с голубой каёмочкой, да в приправленном сладким соусом виде. Здесь нужно идти двумя параллельными путями.
С одной стороны, воспользоваться помощью профессионалов в области пиара, которые помогут продумать кампанию, подготовят рекламные материалы, расскажут о произведении на разных площадках максимально широкому кругу людей. Естественно, это требует дополнительных вложений, что отталкивает иных писателей. С другой стороны, важно принимать в процессе личное участие. Рекламировать новинку в социальных сетях, участвовать в конкурсах и розыгрышах, устраивать творческие вечера в библиотеках и дарить им книги. И это далеко не все ступени лестницы, ведущей на творческий Олимп. Тут уж волей-неволей о лени придётся забыть. Ибо ни одна печь такой подъём не выдюжит.
То есть, если имеется цель превратить свою книгу в бестселлер, нельзя полагаться на других и пускать ситуацию на самотёк, а потом винить издательство в несостоятельности. Пока читатели не узнают о новинке, они её не купят. А чтобы они узнали, придётся изрядно попотеть, подключить к процессу рекламы максимальное количество людей, как профессионалов, так и просто знакомых, но главное, самому неустанно действовать, не боясь быть навязчивым и не страшась слова «самопиар».
Так и только так, совместив личные усилия с усилиями работников издательства, получится воплотить мечту в жизнь. А любые попытки метаться между разными издателями и площадками для публикации приведут лишь к тому, что тиражи будут утилизироваться, издательства понесут убытки, а писатель приобретёт имидж ненадёжного человека и невыгодного клиента, с которым лучше не связываться.
В результате слава придёт к кому-то другому. К тому, что умеет ценить своё и чужое время, кто не страшится труда и отличается постоянством. Для прочих превратится в призрак, маячащий на горизонте нереализованными амбициями и пугающий своими гротескными формами. Такой ли судьбы Вы хотите для себя и своего детища?
[Юрий Терещенко]
То,