05 Окт 2019
10 правил построения конструктивного диалога
Вести разговор – это искусство. Владеть им должны не только литераторы, журналисты и дикторы на телевидении, но каждый человек, независимо от профессии, если он хочет быть понятым правильно. Иногда в попытке доказать свою точку зрения или просто поведать о событиях из жизни мы используем неправильные слова или выражения, которые вызывают обиду у собеседника и становятся причиной негативных эмоций. Даже спустя много времени остаётся осадок. Возможно, единожды выбрав неверные выражения, Вы лишите себя возможности долгого и продуктивного общения с важным человеком или даже выгодного бизнес-проекта. Мы решили рассказать, как избежать самых частых ошибок и построить свою речь максимально вежливо и эффективно.
1. Часто ли Вы используете союз «но»? Наверняка очень. Можно не сомневаться, что Вам доводилось говорить: «Это прекрасно, но вы должны...» – или что-то в этом роде. Если построить предложение таким образом, то возникает противопоставление. Вы одной рукой даёте похвалу, а другой её отбираете. Собеседник запомнит лишь критику. А всё, что было сказано ранее, забудет. Гораздо эффективнее было бы использовать «и»: «Это прекрасно, и теперь вы должны...»
2. Ещё одно «плохое» с точки зрения создания благоприятного личного образа выражение – «и всё же». «Я слушал Ваши возражения, и всё же я думаю...» От самой этой конструкции веет безразличием к мыслям, чувствам и возможностям оппонента. Говоря «и всё же», человек как бы ставит себя выше других. Союз «и» позволил бы изменить форму, не меняя сути того, что хотелось сказать. Вполне вероятно, не уловив высокомерия в Вашем тоне, собеседник быстрее и лучше выполнит то, что от него требуют.
3. Осторожно относитесь к слову «нет». Все мы понимаем, что умение отказать – важный навык. Однако не следует делать это в категоричной манере. Любой отказ можно смягчить интонацией или добавлением объяснения, почему «нет». Неприятное слово, подразумевающее окончательную точку, можно заменить более мягкими «не так», «не сейчас», «не время», «не будем торопиться» и так далее. Рубить с плеча – плохая идея, как в личной жизни, так и в бизнесе.
4. Категорические «неправильно», «неверно» в речи выглядят так же агрессивно, как просто «нет». «Ты всё делаешь неправильно!» или «Я думаю, тут ты ошибся» – ощущаете разницу?
5. Говоря о категоричности и давлении на сознание оппонента, мы обязательно вспомним ещё один глагол – «должен». Не забывайте, никто никому ничего не должен. А значит, прекратите требовать от себя и от других уплаты каких-то долгов. Помните, Вы не должны! Вы хотите, Вы можете, Вы собираетесь, Вам надо. И то же относится к Вашему собеседнику.
6. Слово «уже» всегда лучше слова «ещё». Почему? Это из серии анекдота про оптимиста и пессимиста с пресловутым стаканом – то ли наполовину полным, то ли пустым. Вот представьте, Вы говорите: «Ты ещё не сделал уроки?» или «Ты уже начал делать уроки?» Чувствуете разницу? В первом случае, используя «ещё», Вы априори выражаете своё недовольство тем, что уроки пока не сделаны. Во втором случае, благодаря «уже», Вы высказываете надежду, что они скоро будут выполнены.
7. Неопределённые местоимения в диалоге говорят о Вас как о человеке неуверенном, сомневающемся, ненадёжном. «Я позвоню Вам где-то в районе шести». Это во сколько: в семнадцать сорок или в восемнадцать тридцать пять? Если речь идёт о звонке другу, подобное допустимо. Но представьте, что Вы общаетесь с партнёром по бизнесу. Тогда уместнее сказать: «Я позвоню Вам ровно в шесть», – и сдержать своё слово с точностью до минуты. Такой же негативный эффект имеют слова «около», «примерно» и так далее.
8. История не пишется в сослагательном наклонении, а значит, и использовать его в повседневном общении не имеет никакого смысла. «Надо бы помыть посуду», «можно было бы купить хлеба». Зачем говорить так, если следует «пойти и помыть посуду», «прогуляться и купить хлеба»? Если Вы хотите, чтобы Вас воспринимали как человека действия, избавляйтесь от дурных привычек и сослагательных глаголов.
9. Чётко выражайте свою мысль. Если Вам нужно что-то уточнить, делайте это смело. «Во сколько я могу за Вами заехать?» Согласитесь, лучше узнать сразу, нежели попасть впросак. То же относится к односложным ответам. Старайтесь пояснять каждую свою мысль, чтобы не возникало недопонимания.
10. Бойтесь, как чёрт ладана, слов-паразитов. Например, «вообще-то» не несёт никакой смысловой нагрузки. Тогда почему Вы говорите его так часто? Ещё хуже, если Вы любите вставлять по поводу и без словосочетание «честно говоря». Вам кажется, что это создаёт иллюзию близости между Вами и собеседником? Вы ошибаетесь! Человек, который Вас слушает, не посчитает, что Вы делитесь с ним какой-то тайной, и не станет относиться к Вам лучше. Напротив, он подумает, будто Вы не слишком-то искренни обычно. Если сейчас Вы с видом заговорщика произносите «честно говоря», не значит ли это, что пять минут назад Вы были куда менее правдивы?
Эти десять правил выполнить совсем не сложно. Они помогут Вам достигать результатов намного быстрее и не оставлять негативного впечатления о себе и своих словах. Не верите? Тогда попробуйте всего одну беседу придерживаться указанных пунктов и посмотрите, что будет дальше.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,