Тонкости написания исторических романов. Ответы на частые вопросы

Тонкости написания исторических романов. Ответы на частые вопросы


Когда автор впервые начинает писать книгу, у него возникает множество вопросов. Они зависят во многом от выбранной тематики, так как каждый жанр имеет свои особенности и камни преткновения. Но, наверное, одним из наиболее сложных литературных направлений является исторический роман. Здесь недостаточно богатой фантазии и даже понимания человеческой психологии. Необходимо очень точно знать факты и даты, но ещё важнее – чувствовать дух эпохи и уметь воспроизводить его. Именно воссоздание определённого периода и его атмосферы становится определяющим фактором, когда речь заходит о классификации произведения.

Первый вопрос, тревожащий писателя, если он только берётся за перо и решает создать сюжет, который разворачивается, например, во времена Короля-Солнца: можно ли в исторический роман добавлять выдуманных персонажей и события? Чтобы ответить на него, следует понимать, что ни один современник, сколько бы специальной литературы он ни прочёл, никогда не сможет в точности сказать, что и как было столетия назад, какие второстепенные персонажи повлияли на решения королей, военачальников, дипломатов, чем все эти великие мужи занимались на досуге и в какие истории попадали на ночных улицах. Многие имена стёрлись со страниц учебников по умыслу потомков, другие никогда даже не попадали туда, так как люди по разным причинам оставались в тени, но могли оказать серьёзное воздействие на ход мировой истории, сами не подозревая об этом.

Таким образом, если речь не идёт о документальном повествовании, добавлять героев и события, которые вписываются в общую историческую канву, можно и даже нужно, но важно следить за тем, чтобы дух эпохи передавался достоверно. Если какая-нибудь служанка по имени Франческа из фантазии писателя вдруг окажется в постели великого политика и шепнёт ему на ушко некую идею, которая в конечном итоге оформится в решение начать войну, запротоколированную в энциклопедиях, это не страшно и даже интересно. Не возбраняется добавить брата или сестру некой исторической личности. И этот герой вполне может играть в сюжете значимую роль. Однако не стоит выставлять его на первый план, давать ему командовать войсками, сажать на трон, то есть нарушать реальный ход вещей очевидным образом. Ну а был он или нет в действительности? В конце концов, до недавнего времени в каждой семье имелось энное количество детей. Разве все они оставили свой след столь явно, чтобы упоминаться в школах?

Если сомневаетесь, вспомните книги Александра Дюма-отца, которые всегда называют историческими. А ведь половина событий в них – откровенно придуманная, перетасованная, количество фактических неточностей не удастся сосчитать на пальцах двух рук. И никто не обращает на это внимания! Более того, писателю верят часто больше, чем учёным-историкам. Однако, полагаясь на разбушевавшееся воображение, не забывайте о главном – о деталях, из которых складывается общий фон. Если герои из десятого века начнут есть вилкой и ножом, разговаривать, как подростки в современной школе, или носить мини-юбки – это уже проблема. Такое произведение вряд ли получит статус исторического, и уж точно не по праву.

Следует отметить ещё один важный и для многих тревожный момент. Значимым трендом последних лет в литературе является любовь к фэнтези. Жанр затронул не только книги о вампирах или попаданцах, но и исторический роман. Естественно, в таком случае в классификации выставляется несколько жанров. Но сегодня этим никого не удивить. Речь идёт о книгах, где реальные события, проверяемые по летописям и официальным документам, получают мистический или откровенно фантастический окрас. Например, некий король мог иметь видение, повлиявшее на принятие того или иного закона. Или в решающей битве войску помешали (или помогли) призраки. А можно написать, что историческая личность переродилась через несколько веков после своей смерти. Однако в последнем случае решение о жанре будет приниматься в соответствии с количеством материала, отражающего дух эпохи прошлого, и стилистики, в которой она показывается. То есть, если правдивых фактов мало, а атмосфера не выдерживается, есть риск увидеть на обложке своей книги жанр альтернативной истории или даже фэнтези.

Это ещё не все сомнения! Писатели часто задают вопрос, в чём особенности костюмированного исторического романа. Нужно сразу сказать, что для литературы это понятие обычно не используется, но имеет принципиальное значение для кинематографа или театра. Речь тут идёт об использовании костюмов в стиле выбранной эпохи и соответствующих декораций. Как правило, такие проекты очень дорогостоящи и часто не окупаются. Например, популярный сериал «Борджиа», который пользовался большим успехом у зрителей, был закрыт после третьего сезона именно в связи с дороговизной костюмов и декораций. Если же оставить в поле зрения только литературу, то описание того, в чём люди ходят, что видят перед собой, какой техникой пользуются и так далее – обязательная часть любого произведения в историческом жанре. Без этого в принципе невозможно создать нужную атмосферу и показать особенности периода.

К написанию исторического романа нужно подходить очень серьёзно и долго готовиться к работе, собирая информацию и не забывая погружаться в мелочи и детали, несущественные для других жанров. Однако излишне ограничивать себя и бояться собственной тени (или новых героев, которые родились в авторском воображении) не стоит. Главное, чтобы правда и вымысел дополняли друг друга гармонично, а фантазии не бросались в глаза, разбивая сюжет и ломая цепочку реальных событий.

1 Комментарий
  1. Esenia Спам

    Это огромный труд!

    16 Окт 2019, 10:46

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети