Все мы знаем имена знаменитых поэтов и прозаиков. Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Цветаева, Ахматова... Список можно продолжить многими легендарными именами. Есть замечательные писатели и среди наших современников. Их творчество уже знакомо читателям. Возможно, однажды кто-то из них пополнит ряды бессмертных классиков. Но будущее скрыто завесой тайны, которую невозможно преодолеть простому смертному. Мы можем лишь возвращаться мысленно в прошлое и анализировать настоящее, помня, что даже самый прославленный автор когда-то делал первые шаги, ещё не помышляя о том грандиозном успехе, что ждёт впереди.
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» совершил небольшое путешествие в прошлое и выяснил, как начинался творческий путь Маргариты Смородинской, написавшей множество произведений для журналов «Союз писателей» и «Страна Озарение», сборников «Про100 поэзия», «Ветер перемен – 2019», «В контакте с юмором – 2019. Выпуск 2019», «Военкор» и многих других, романы «Голубой подснежник» и «Я иду тебя искать», а также историческую книгу «Маяковский и Брик. История великой любви в письмах».
«Писать я начала с самого детства, – рассказывает Маргарита. – Первые стихи я написала ещё до того, как пошла в школу. Я не помню целиком своё первое стихотворение, но помню его первые строчки: «Травка зеленеет на лугу, солнышко пригреет нас на берегу…» Когда я дала прочитать своё стихотворение маме, она решила, что я гений и надо обязательно оповестить об этом весь мир. Она пошла в наш местный дом культуры и договорилась, чтобы я прочитала своё стихотворение на концерте. Как раз был какой-то праздник (уже не помню, какой именно), и в честь него в ДК организовали концерт. У меня от страха дрожали ноги, но я стойко вышла на сцену и прочитала свой шедевр. Несмотря на то, что мне бурно аплодировали и я стала практически гвоздём программы и местной знаменитостью, желание выступать на концертах у меня отбило напрочь».
Создав первые стихотворения, Маргарита начала мечтать о карьере писателя. Но не так-то легко в мире, ориентированном на материальные ценности, признаться в своих истинных желаниях, если они отличаются от общепринятых. Когда большинство детей хотели стать врачами, учителями, водителями, казалось, что расписаться в том, что ты грезишь о фантазировании, по меньшей мере странно. В жизни Маргариты произошёл интересный случай, наглядно демонстрирующий психологические трудности, связанные с самоидентификацией и принятием собственных интеллектуальных потребностей, знакомый многим детям и подросткам. Сегодня о нём писательница рассказывает с улыбкой:
«Когда я училась в первом классе, учительница дала задание подумать и рассказать, кем мы хотим стать в будущем и почему.
Так вот, обсуждение наших гипотетических будущих профессий предполагалось провести на открытом уроке, на который были приглашены наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
Я рассказала об этом дедушке. Он спросил, а кем же я хочу стать в будущем. Я сказала, что хочу стать писателем. Дедушку этот ответ очень порадовал. Он изъявил желание пойти на этот открытый урок.
И вот настаёт день Икс. Я с волнением жду этого события, представляя, как все удивятся и восхитятся, когда я скажу, что хочу быть не учителем, продавцом или ещё кем-то до ужаса банальным, а ПИСАТЕЛЕМ! Вы только вдумайтесь в это слово. Писатель – это ведь вам не просто там какой-то бухгалтер. Это тот, кто пишет книги, которые потом читают люди. Это человек, которым все восхищаются, потому что писать книги могут не все. Это обязательно талантливый и известный человек.
Предполагаю, что мой дедушка сидел примерно с такими же мыслями, предвкушая, как прозвучит слово ПИСАТЕЛЬ после всевозможных банальных профессий. Скорее всего, он бы гордо поднял голову и окинул всех надменным взглядом: ну что? как вам, а? а ведь это моя внучка!
Но случилось непредвиденное, как это всегда бывает в подобных случаях.
Я сидела и слушала ответы одноклассников. Учитель, водитель, продавец… Профессии были однообразными, скучными и неинтересными. Но чем ближе подходила моя очередь отвечать, тем неувереннее я начинала себя чувствовать. Вихрь мыслей кружился в моей голове. А как отреагируют одноклассники на моё заявление? Не покажусь ли я им слишком высокомерной, озвучив такую профессию на фоне их банальщины? Не будут ли потом на меня смотреть как на сумасшедшую? Что скажет учительница? Как она прокомментирует моё заявление? Скорее всего, такую непохожую на остальных профессию она не оставит без внимания и что-нибудь обязательно скажет. Но вот вопрос – что именно она скажет?
И ещё: ведь это моё самое большое желание, сокровенное, настоящее. Это не просто какая-то блажь. Внутри себя я чувствовала, что это моё призвание. Так стоит ли так запросто открывать свою душу перед всеми? Может, не стоит этого делать? Это только моё личное.
И вот эти сомнения охватили меня полностью. Но это сейчас я так чётко формулирую те ощущения, которые были у меня тогда. Вполне возможно, что чувства у меня были совсем другие. Просто сейчас я попыталась их грамотно, по-взрослому оформить. А тогда я была всего лишь ребёнком, который то ли смутился, то ли испугался излишнего внимания к своей персоне, то ли просто не захотел выделяться из толпы.
И вот настаёт моя очередь отвечать на вопрос о будущей профессии. Я встаю и говорю:
– Я хочу быть продавцом.
Это было первое, что пришло мне в голову.
Если бы сейчас у меня была возможность вернуться в прошлое, я бы подошла к самой себе и сказала: «Ничего не бойся. Встань и громко скажи так, чтобы тебя услышал весь мир: Я ХОЧУ БЫТЬ ПИСАТЕЛЕМ!!!»
Но тогда получилось так, как получилось.
Дедушка после урока спросил меня, почему я не сказала, кем хочу стать на самом деле. А я даже не знала, что ответить, потому что не могла тогда ещё так чётко формулировать свои мысли».
Шли годы. Несмотря на то, что Маргарита не сразу решилась окунуться с головой в литературный омут и рассказать о своих амбициях друзьям, посчитав мечту слишком личной, чересчур нестандартной, творчество она не забросила. На протяжении всей учёбы в школе она продолжала писать и даже добилась первых серьёзных успехов. Уже в старших классах произведения автора можно было прочитать в печатных изданиях.
«Позже, когда я уже училась в старших классах школы, мои стихи стали печатать в районной газете, – говорит Маргарита. – Редактор газеты давал мне советы о том, как нужно правильно писать стихи, указывал мне на мои ошибки, но как же меня злило, когда я в очередном номере газеты видела, что мои стихи безбожно переделали. Иногда я читала и думала: а это вообще я написала?
Однажды редактор подарил мне книгу о стихосложении. Сейчас я уже не помню, кто автор этой книги, она у меня куда-то потерялась, но оказалась очень интересной. Не буду судить о её полезности, интересной она была на сто процентов. Я проштудировала её от корки до корки, причём не один раз. Кстати, в то время, а это были 90-е годы, когда книг особо купить было негде, это был весьма ценный подарок.
Одноклассники, которые читали в газете мои стихи, на всяческие лады расхваливали меня. Однажды моё творчество сравнили со стихами самого Маяковского – мне, конечно, такое сравнение было очень приятно. Спрашивали, как у меня получаются такие стихи, откуда у меня в голове такие мысли. А я не знала, как ответить на эти вопросы, они просто появлялись – и всё. То, о чём я пишу, совсем не обязательно является моим личным переживанием или опытом. Лирический герой моих стихов – это не обязательно я.
Стихи я писала в основном по настроению. Находило вдохновение, и я писала».
Получив аттестат зрелости, Маргарита Смородинская на время оставила литературу. Жизнь вносила свои коррективы в планы на будущее и диктовала определённые требования. Нужно было трезво думать о завтрашнем дне, отбросив иллюзии. Девушка поступила в институт и начала серьёзную учёбу. Выяснилось, что, помимо писательства, её увлекает много других вещей. Разносторонние интересы позволили познакомиться с разными сферами и взглянуть на скрытые от посторонних стороны жизни людей, глубже проникнуть в их внутренние миры, получить бесценный опыт, необходимый, чтобы творить и созидать.
«После школы у меня был перерыв в творчестве, – признаётся Маргарита. – Я занималась учёбой, и времени на творчество не оставалось. А может, просто было не время. Сначала я закончила филологический факультет, потом ещё и факультет психологии. И вот после того, как я отучилась на психолога, поняла, что у меня появилось так много интересных знаний, что просто необходимо ими поделиться. И тогда я стала писать рассказы.
Вообще я очень люблю учиться. Получив второе высшее образование на факультете психологии, я не остановилось. Всё это было слишком интересно. И я ещё закончила курсы гештальт-терапии и онкопсихологии. Онкопсихология – это не только работа с людьми, которые больны онкологическими заболеваниями, но и другими неизлечимыми болезнями. И всё это неизбежно привело к тому, что во многих моих произведениях присутствует тема смерти. Вообще страх смерти – это основной наш страх, из которого проистекают все остальные страхи».
Опираясь на знания, которые писательница получила во время обучения и в процессе профессионального общения, она, наконец, вернулась к занятию, любимому с детства. К творчеству Маргарита стала подходить ответственно, считая своим долгом говорить только правду и раскрывать выбранную тему максимально полно, чтобы, руководствуясь полученной информацией, читатель мог сделать важный жизненный выбор, оказавшись в сложной ситуации. Страх смерти, изучаемый автором по психологии, стал одним из главных вопросов, которые она решилась поднять. И, согласитесь, задачка это крайне непростая.
«Я написала роман «Голубой подснежник» – это детектив, главный герой которого, Афанасий, постоянно размышляет о смерти и о Боге, – рассказывает писательница. – Этот роман я выкладывала в соцсети частями по мере написания и поняла, что да, людей волнует эта тема. В следующем романе «Я иду тебя искать» тоже так или иначе присутствует тема смерти, но тут я взглянула в её лицо глазами подростка, а не человека, который уже прожил большую часть своей жизни, как в «Голубом подснежнике». Одна из главных героинь романа «Я иду тебя искать» переживает смерть отца, который из-за неизлечимой болезни оказывается прикованным к постели.
Сейчас я пишу ещё один роман, «Чёрные розы», тоже по мере написания выкладываю его в соцсети. Разумеется, моя любимая тема присутствует и здесь».
Как рождались конкретные идеи для уже написанных стихов и прозы Маргариты Смородинской? Ответ на этот вопрос лучше узнать из первых уст. Возможно, он станет путеводной нитью для того, кто плутает впотьмах, пытаясь отыскать свою заблудившуюся Музу.
«Откуда приходят идеи? Самое удивительное, что они могут появиться из одной брошенной кем-то фразы, – делится наблюдениями писательница. – Например, однажды дочка рассказала мне, что к её начальнику на работу пришёл один человек и попросил позвать одного из сотрудников. А ему сказали, что тот уже давно умер. Представляете? Так у меня появилась идея рассказа «Букет из одуванчиков», в котором пожилой мужчина едет в поезде к женщине, в которую был влюблён в школе. В общем, примерно так и рождаются сюжеты. Из нечаянно брошенной фразы, из обрывка ненароком подслушанного разговора…
Стихи же появляются на пике каких-то эмоций. Они чаще всего возникают спонтанно. Просто вдруг из ниоткуда в сознании выплывает первая строчка, и ты уже ничего не можешь делать, потому что начинаешь придумывать продолжение».
Когда идея пришла в голову и оформилась в законченную мысль, начинается непосредственно писательская работа. Люди, далёкие от литературы, не всегда представляют, как это происходит. Редко когда сюжет рождается целиком, от первой до последней строчки, а автору остаётся лишь записать его. Обычно всё немного сложнее, и требуется немало усилий, чтобы облечь в красивые слова сокровенные мысли, отпустить их на волю и позволить жить своей жизнью. Маргарита Смородинская готова приоткрыть дверцу в кабинет писателя и позволить посмотреть, что же творится в мастерской грёз, где она полноправная хозяйка своих дум, новых миров и людей, созданных её воображением:
«Сначала я не решалась браться за что-то крупное типа романа, но взяла себя в руки и начала писать. Это был просто эксперимент. Начав писать «Голубой подснежник», я даже не знала, что там будет происходить и, тем более, чем всё закончится. Закрутился сюжет, и мне потом пришлось напрячь всю свою фантазию, чтобы объяснить все те события, которые в моём романе происходили.
Со вторым романом, «Я иду тебя искать», тоже не было чёткого понимания, к чему всё приведёт. Сюжет рождался по мере написания.
Вот когда я начала писать третий роман – «Чёрные розы», – я знаю, чем всё закончится, и приблизительно представляю, что там будет происходить, то есть у меня есть понимание, к чему я двигаюсь. Люди его читают и ждут продолжения, а это меня очень радует.
В 2014 году в издательстве «Алгоритм» вышла книга моего авторства «Маяковский и Брик. История великой любви в письмах», так что я пишу не только художественную прозу, но и документальную. На самом деле это очень интересно – заниматься исследованием, находить факты, перерывать кучу книг и затем строить из этого увлекательное повествование. Совсем недавно эта книга вышла даже в аудиоформате, так что теперь её можно не только прочитать, но и послушать.
Ну а стихи в школьном возрасте я просто писала, а сейчас я над ними работаю основательно. Подгоняю их под определённый размер, высчитываю слоги, ударения. И пока не будет идеально, не успокаиваюсь.
Иногда я ставлю перед собой задачу написать стихотворение на какую-то определённую тему. Например, однажды мама рассказала мне о судьбе одного из братьев моей бабушки, как он без вести пропал в 1941 году, а потом, после войны, к матери моей бабушки пришёл молодой человек и рассказал, что они вместе с ним попали в плен. У Николая (бабушкиного брата) началась гангрена ноги, и его отправили в газовую камеру. Но перед этим он попросил своего друга, чтобы он по возможности съездил к его матери и рассказал ей об этом, чтобы она его зря не ждала. Меня очень сильно зацепила эта история, и я решила, что об этом надо обязательно написать. Так получилось стихотворение «Ты руками коснёшься рассвета…», которое, кстати, вошло в сборник «Военкор». Стихотворение это я писала несколько дней, хотя обычно стихи рождаются за один, максимум два дня».
Пройдя по следам талантливого поэта и прозаика от начала творческого пути до сегодняшнего дня, когда книги Маргариты Смородинской доступны широкой аудитории, читатель, без сомнения, сделал выводы и осознал, что книга не штампуется за один день, а успех писателя – это долгая, трудная и кропотливая работа. В её основе лежит вдохновение, которое приходит к одним и обходит стороной других. Что это такое и насколько вдохновение важно для творчества, рассказывает писательница, опираясь на личный опыт:
«Пишу я почти каждый день. Но иногда удаётся написать всего одну страницу, а иногда десять и больше. Это зависит не только от настроения и вдохновения. Когда у вас трое детей и одному из них четыре года, много времени уделяешь им. А откуда берётся вдохновение, я не знаю. Оно просто откуда-то возникает. И вызвать его могут не только хорошие события, но и плохие тоже. Но писать можно и без вдохновения – это абсолютно точно.
Кстати, раньше я считала по-другому. Я была уверена, что писать что-то без вдохновения невозможно, что писать по заказу – это бред. Но недавно меня пригласили поучаствовать в проекте «Кадиллаки и динозавры» от издательства «ТОЙ», где нужно было придумать стихотворение или рассказ по предложенным рисункам. Сначала я хотела отказаться, но потом решила, что любым шансом, который посылает тебе судьба, надо пользоваться, иначе она перестанет эти шансы давать. И я попросила, чтобы мне прислали эти картинки. Когда я их увидела, первая реакция была: ну нет, это точно не моё. На картинках были викинги, динозавры, мамонты и всё в таком духе. А я никогда не писала фантастику. Но всё же решила попробовать. И самое удивительное, что мне понравилось. Я написала целых три рассказа по картинкам (это было максимально возможное количество от одного автора). И теперь точно могу сказать: надо пробовать себя во всех жанрах, не надо ставить себе никаких запретов и рамок. У вас может получиться то, чего вы сами от себя не ожидаете.
И, конечно, как любой автор, я мечтаю увидеть свои произведения в виде книг».
Похож ли путь одного писателя на дорогу, которая простирается перед другим? Конечно, нет. В отличие от многих других профессий, для литераторов нет жёстких канонов, а оценка результатов их деятельности субъективна. Для них не предусмотрено никаких социальных лифтов и чётко прописанной схемы «карьерного роста». Но это не повод бросать мечту. Есть люди, которые не могут жить без творчества. Они грезят, видят яркие сны, не умеют быть равнодушными к чужим проблемам. Раскрывая свой внутренний мир перед другими людьми, они рождают новые вселенные, по просторам которых будут путешествовать поколения библиофилов.
Фотография Маргариты Смородинской. Победитель конкурса "Я люблю СП"
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,