Сейчас модно проводить всяческие опросы, составлять рейтинги, диаграммы и прочие графики. Не обходит статистика и литературу. В частности, не так давно задались вопросом: а какие же жанры предпочитает современный читатель? И не угасла ли его любовь к детективам?
Так вот, согласно опросам, проведённым в России, читатели в первую очередь предпочитают фэнтези, затем женские романы. Детективы уверенно занимают третью позицию. А вот в Европе лидируют именно классические детективы.
Собственно, чтобы убедиться в этом, даже не нужно специально проводить исследования, для этого достаточно посетить книжные магазины и ознакомиться с их предложением. Да, собственно, подтверждают это и миллионные тиражи Дарьи Донцовой, позиционирующей себя как автора ироничных детективов.
Однако, утверждают статистики, современные читатели уже пресытились лёгким чтивом и среди тех же детективов ищут что-то более серьёзное, например детектив интеллектуальный.
Безусловно, этот жанр не нов, хотя на фоне других может показаться относительно молодым. Родоначальником детектива принято считать Эдгара По, несмотря на то, что элементы жанра присутствовали и в произведениях более ранних авторов. Но именно По впервые придумал сыщика — любителя, частного детектива. Это уже после Дюпена появились Шерлок Холмс, отец Браун, Лекок, Эркюль Пуаро. И именно американский писатель заставил соперничать сыщика-любителя с полицией, что подхватили и прочие авторы, сделав отличительной чертой классического детектива.
В Англии этот жанр становится распространённым с выходом романов Уилки Коллинза, во Франции его популяризирует Эмиль Габорио. В России детективный жанр развивается немного позже — во второй половине девятнадцатого века. В то время в прессе начинают публиковать криминальные хроники и репортажи с судебных заседаний. Они оказались очень востребованы у населения, и писатели, заметив тенденцию, умело воспользовались «информационным поводом».
Беря за основу реальные уголовные дела, они придумывали соответствующий антураж и по-своему раскрывали произошедшее преступление. Кстати, самым знаменитым отечественным детективом является произведение, которое мы совершенно не расцениваем таким образом, — это «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Из-за духовной глубины, раскрываемой автором буквально на каждой странице, читатель воспринимает книгу как роман-переживание, роман-«поиск себя», роман-раскаяние... А ведь если отвлечься от внутренних метаний героя, которые и делают это произведение великим, и просто посмотреть на сюжет, то окажется, что это обычный детектив, причём не очень хорошего качества. Также на реальных судебных процессах были основаны и «Бесы», и «Братья Карамазовы»...
На сегодняшний день у читателя особой популярностью пользуются три направления детективов. Во-первых, как отмечалось выше, это иронический детектив. Чаще всего его предпочитают женщины. Но это не только упомянутая Донцова. Классиком данного направления по праву можно назвать польскую писательницу Иоанну Хмелевскую, романы которой «Что сказал покойник» и «Всё красное» были экранизированы Игорем Масленниковым и Алексеем Зерновым.
Во-вторых, интеллектуальный детектив. Интерес к нему пробудил роман Дэна Брауна «Код да Винчи». Но если, как и в случае с Достоевским, абстрагироваться от специфических особенностей произведения, то интеллектуальным детективом запросто можно назвать роман «Имя розы» итальянского учёного и писателя Умберто Эко.
Наконец, исторический детектив. Здесь пальму первенства уже много лет удерживают Борис Акунин и его сыщик-любитель Эраст Фандорин. Особенно популярным писатель стал после того, как некоторые его романы были экранизированы.
Так что как детектив с момента своего появления стал модным жанром, так и не утрачивает своих позиций до сих пор.
Именно поэтому издательство "Союз писателей" для выделения гранта "Новые имена современной литературы" с удовольствием рассматривает детективный жанр. И если вы пишете в этом жанре, обязательно приходите на страницу гранта.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,