10:11 Светлана Коппел-Ковтун: Точка стояния — вечность | |
«Написание стихов — это способ дышать для поэта. Буквально, а не образно. Поэзия — это дыхание божественного в нас, единственно живого в нас, которое дышит Богом». «Бог учит нас смотреть на мир поэтически — т.е. любовью. И по-настоящему вещи, человека, Бога видят только такие — глядящие глазами поэзии — люди». «Каждое слово поэта — целое. Целые слова и есть неподъёмные, слова в Боге, слова из Бога в Бога текущие — слова вмещающие целое. В этом смысле поэзия говорит только неподъёмными словами. Неподъёмными, но поднимающими». Приведённые выше слова — фрагменты дневников поэта и эссеиста Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун, беседа с которой предлагается вниманию читателей. — К вам просто сами стихи приходят? Они очень интересные, с удовольствием читаю, но хотелось бы лучше понять. Могли бы объяснить, например, одно из последних — про вечность? — Да, стихи приходят. Стихи — это, прежде всего, состояние. Оно записано в словах, но слова — это самое подходящее из неподходящего для выражения переживаемого. Другая реальность стучится в душу — это другой бытийный этаж, потому объяснять стихи неполезно. Ложное восприятие гарантировано. Кажимость понимания хуже непонимания. По своему опыту скажу: в стихах актуальнее «верю или не верю», а не «понимаю или не понимаю», и если верю, просто съедаю, а съеденное приносит позже плоды. Ничто так не питает сердце, как поэзия. — Да, это удивительно. — Всё наше умное — малая доля, слишком малая. Главное неуловимо, но уловлено стихами. Не всеми, конечно — настоящими. У меня есть хорошее определение поэзии: поэзия — это не зарифмованное, а целое. — А вы всегда писали или это пришло в какой-то момент? — Всегда, с детства. — Вы как-то связаны с церковью? У вас так много о Боге... — Я люблю Христа — это главное. Он — моя Поэзия. Когда начала изучать богословие, перестала писать стихи. Не писала лет 15... — Хмм, интересно как... — И только влюбившись в Человека (человека с большой буквы), снова начала. Богословие — высшая поэзия. Но потом открылись другие горизонты... — То есть, наука помешала принимать творческие потоки? — Нет, не помешала, а оказалась выше. Но позже открылось то, что выше всего умного. И это потрясло. — Что это? — Поэтическое измерение, когда оно вполне раскрылось, я поняла, что это оно и есть — давно искомое. И я иначе, по-другому, даже богословие увидела. — Ничего себе. — Извне и изнутри — большая разница, поэзия смотрит на вещи изнутри. — В ваших словах очень много загадок. Начинаешь размышлять... — Потому, что я говорю немножко из другого мира. — Да, это заметно. Здорово так! — Это не совсем другой мир, скорее — другое измерение. Но настолько другое, что мир становится иным, и человек в нём — другой. — Меняется восприятие всего? Вы видели чудеса? — Это больше, чем восприятие. Объяснить можно вот как — не очень корректно, зато смысл станет понятен. Если живого котенка разобрать на запчасти, он останется жив? Нет, только игрушку можно разобрать и собрать без вреда. Теперь представьте, что вы живой, отчасти разобранный кот, которого потом собрали и сделали целым. Восприятие кота каково: до и после? Разумеется, такой котёнок видит чудеса, ведь жизнь — это чудо, чудесам нет конца. — Интересно, мне не так давно приходила именно такая ассоциация: что меня разобрали и собрали потом. Значит, котенок выжил, но стал уже новым существом, в новом качестве... — Да, мы такие котята — все мы, только не все собраны пока. В этом смысл Бога — мы в Нём собираемся. — Даа... Надо работать над собой, собираться поактивнее... — Бесполезно работать. Оно само, а пока работаешь — просто готовишь возможности для... — Да? — Да, главное — само происходит. — Что-то вроде «довериться течению»... — Не совсем, довериться течению можно после оживления. Это само происходит только с работающим, с уже живым. — Что вы имеете в виду под оживлением? — Котенка. — Ааа... — Он ведь тоже не сам живым/целым становится — целым его делает Другой. — Получается мы всё не сами? — А родились сами, по своей воле? И хоронить нас будут другие. Самость — иллюзия, хотя и необходимая: без самости мы не отличим одно от другого. — Некоторые считают, что душа выбирает воплощение. Вы не согласны? — Не согласна. Смотрите, даже какие писать стихи поэт не выбирает — это талант, дар, каждый наделён тем или другим. Мы выбираем себя в рамках уже заданного. И можем принять или отвергнуть... — То есть, есть некий заранее определенный путь, на который повлиять можно или нельзя? — Конечно — семечко! Семечко выбирает? Человек отличается тем, что в нём много разных семян. — Принять или отвергнуть, это очень точно мне думается. Тогда почему одним, допустим, дано здоровье, а другим нет? Почему есть неравенство? — Это всё хотелки, об этом и говорить в нашем контексте нет смысла. Посюстороннее, проходящее... Неравенство есть потому, что есть жадность: одни хапают с избытком, в итоге другим не хватает самого элементарного. Это банально и понятно. Кто в этом живёт, тому стихи не помогут. Принять другого как бога — вот что надо. — Я имею в виду разные души проходят разный путь. Программа изначально разная. — Нет, вы же человек, и я человек — нет разной программы, у курицы — другая, да. Разница не в программе, а в личной воле и характере, в том КАК именно я реализую свою программу. — Принять другого как бога — это потрясающий способ жить правильнее. — Единственно возможный. — Соглашусь. — Но в другом надо различать бога, человека и зверя — в нас есть все эти программы, но разные люди выбирают разные доминанты. — И что, например, делать, если он ведет себя как зверь? Все равно же надо фокусироваться на хорошем... — О, как минимум не стать зверем в ответ. Это непростое дело. — Да. А как вы относитесь к другим религиям? — Уважаю как поиск, я тоже искала, пока нашла... — Православие? — Да. Но вернее сказать — Христа. Причём Христа я нашла дважды. — Как? — Первый раз, когда нашла Православие. Но это был интеллектуальный Христос. Второй раз Он нашёл меня Сам — за это уже спасибо Поэзии. — Через поэзию? — Мне надо было прийти в православие, чтобы найти Христа, и в поэзию, чтобы Он нашёл меня в православии. — Красиво... — Поэзия — это всё, что действительно не от мира сего в здешнем, включая православие и богословие, они ведь тоже здешние. В православии есть своя поэзия — богословие, и в богословии своя поэзия — Христос. — Я тоже начала писать стихи, недавно. И поняла, что стихи раскрывают внутренний мир. Становишься как будто голым... — Слово «искусство» не зря похоже на «искушение». Искусство по сути — всегда попытка (и способ) найти себя подлинного, чтобы видеть подлинное. Но важны маяки, чтобы не потеряться в океане. И довольно сложно выйти из своей голости, до конца это не удается никому, но все пытаются... — Как? — Надо идти в рост. Перерасти надо себя голого. Надо открыть свою глубину — это состояние, противоположное голости, потому что моя глубина глубже меня. — Получается, каждое слово формирует свою реальность. Вот вы, например, как-будто говорите на другом языке, хотя вроде бы на русском. Стихи заставляют задуматься. Например это, про вечность: последние 4 строки, о чем вы думали, когда писали? Что будет упавшим и почему простить не сможет? И как вы считаете, «не просить» это правильно? Если выбрать внутри — Чтобы понять это стихотворение, надо обладать таким же опытом. Однако оно в себе несёт этот опыт, т.е. его можно принять — сначала отчасти, потом чуть больше, ещё больше... Если просто расскажу, поймёте неверно — это неизбежно. Но если действительно интересно, можно впитать ткань стихотворения, как бы скушать его, и оно станет семечком, которое прорастет. Всё искусство таково, в этом плане очень силён Рильке — сплошные семена роста. — Ну, а если в целом, об этом стихотворении... Мне видится два варианта. Один — это когда ты с позиции вечности и не прося ничего наблюдаешь. Другой — когда ты просишь и участвуешь в большей степени. Ни то, ни другое нельзя назвать плохим. В первом случае получается, что многое теряет значимость, во втором — динамика. — Всё это о другом, стихи не про это — совсем. — А про что? — Отвечу, заходя издалека. Стихи вообще расширяют горизонты сознания. Представьте двухмерный мир, а в нём трёхмерный или даже шестимерный объект — его двухмерное описание соврёт ведь? — Ну, да... — Со стихами примерно то же самое. Нет смысла впихивать невпихуемое — сначала надо расширить границы восприятия. — Тогда само впихнется? — Ещё пример: свидание с великаном. Его пригласили в гости, но комната для свиданий размером с его мизинец — как ему прийти? Он и рад бы, но... — Хороший пример. — Стихи, настоящие если — это великаны. Стихи — это ЦЕЛЫЕ слова, а целое не вмещается в часть. Только целое вмещает другое целое... — А границы расширяются сами? — Если кушать целое, да. Есть ещё один пример. Хороший. Познание устроено таким образом, что надо прежде съесть целое яблоко, чтобы иметь возможность кушать его по кусочку. — Да, работают. С яблоком посложнее, но смысл ясен. — Вот так и всё работает. — Сразу в голове что-то происходит. — Да, границы едут. На этих примерах вы можете физически ощутить, заметить как происходит расширение смыслов — сознание становится шире, приобретает объём. Поэзия занимается тем же, но более тонко. Каждое слово — целое, то есть, оно несёт в себе сразу все возможные смыслы, каждый из них, скорее всего, включен, и все их надо прочесть сразу, чтобы понять. — Многозначность... — В обыденной жизни всё не так, там вы привязаны к определенным смысловым направлениям и по ним движетесь. В поэзии надо идти сразу по всем дорогам. — Непросто оторваться от обыденных дорог. Представить и открыться тому, что раньше не воспринималось. — Дело вкуса. Кого-то, наоборот, привязать к ним непросто. — Да, кстати... — Вот это уже о предназначении: кому что дано, кого куда зовёт. Мы ведь служим друг другу своими талантами. Кому-то надо стать поэтом вполне, а кому-то другое надо, но он может читать поэтов и «снимать сливки» с того, за что те платят жизнью. Если полюбит поэзию. Любовь помогает усваивать чужое. И понимать, конечно. — А что такое настоящая любовь по-вашему? Как она проявляется? К мужу допустим... — Она бывает только у целостных личностей, встреча двух целых — это поэзия или любовь. Любовь и поэзия суть одно. — Светлана, спасибо вам огромное за такую интересную беседу. — И вам спасибо. Беседу вела Екатерина Демина 3 ноября 2019 | |
|
| |
| Всего комментариев: 0 | |