В веке двадцать первом частными коллекциями различных предметов искусства никого не удивишь. Удивить можно целью и задачами, особенно если они служат посылом всем людям мира ко взаимоуважению, терпимости и объединению перед вызовами современности. Сегодня об этом говорит создатель Музея искусства авангарда (MAGMA, Швейцария) коллекционер искусства — Вячеслав Моше Кантор , а его предшественником на этом поприще был меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков.
Он родился и вырос в купеческой семье и самого детства начал собирать свою коллекцию. Поначалу это были гравюры и литографии, купленные на рынке, но уже тогда у будущего мецената стала проявляться любовь к живописи.
Павел Михайлович был замкнутым и неулыбчивым человеком, но это не влияло на его огромное мягкое сердце. Будучи успешным бизнесменом, он помогал училищу глухонемых, открыл приют для сирот, спонсировал экспедицию Миклухо-Маклая.
Третьяков женился на Вере Мамонтовой, двоюродной сестре ещё одного мецената, Саввы Мамонтова, которая полностью разделяла их взгляды. Первые картины для своей коллекции Павел Михайлович приобрёл, когда ему было лишь 24 года. Но уже тогда он понимал цель своего собирательства, позже означенную в завещании: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
Картинами, положившими начало Третьяковской галереи, стали «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова.
Деятельность свою меценат не афишировал и сильно расстроился от того, что В. Стасов написал о нём хвалебную статью после того, как Третьяков презентовал свою галерею городу. Художники с большим уважением относились к Павлу Михайловичу, и есть версия о том, что между ними существовало негласное правило: первым возможность приобрести новую картину получал именно Третьяков.
Вскоре меценат начинает не только покупать уже готовые полотна, но и заказывать их живописцам. Так, портреты знаменитых русских писателей создавали для галереи Перов и Крамской. С последним Третьяков особенно сблизился, они даже стали дружны семьями.
Однако не только полотна известных художников составляют фонд галереи. Есть в ней и книги — Павел Михайлович передал музею часть домашней коллекции. В основном это альбомы отечественных и зарубежных живописцев, труды по истории искусства и археологии. А вот художественную литературу, которую в семье Третьяковых очень любили, он оставил родным.
На момент передачи в дар Москве в 1892 году галерея насчитывала около двух тысяч экспонатов. С того дня коллекция «Третьяковки» постоянно пополняется и сегодня составляет более 180 тысяч предметов.
|
Всего комментариев: 0 | |