Культура страны, в которой живёт человек, во многом определяет его мировосприятие, образ жизни и, конечно, творчество. Буквально с первых дней особенности ментальности общества накладывают свой отпечаток на сознание и выковывают личность, которая в будущем, возможно, своей историей и работой расскажет о лучшем и худшем, что есть в стране. Примером тому может считаться писатель, автор рассказов и новелл Рюноскэ Акутагава, родившийся 1 марта 1892 года в столице Японии.
День рождения мальчика выпал на особую дату. Правда, её расшифровка европейцу покажется в лучшем случае фэнтезийной. Час Дракона дня Дракона года Дракона... Отсюда и имя Рюноскэ, начинающееся с иероглифа, обозначающего это мифическое существо. С появлением ребёнка на свет, помимо зодиакального символизма, было связано ещё одно неприятное суеверие. В те годы японцы полагали, что иметь детей должны только люди молодые. Тот факт, что матери будущего писателя успело исполниться тридцать, а отцу – сорок, считалось дурным знаком. И правда, этой семье было не суждено просуществовать долго. Мальчику было всего десять месяцев, когда его мама попала в больницу для душевнобольных и там покончила с собой. Рюноскэ переехал жить к её брату, а позже взял и фамилию дяди.
Семья, в которой ему предстояло расти, была интеллектуальной, в неё входили деятели искусства и науки. Родственники увлекались историей и литературой, в своих изысканиях отдавая предпочтение Средневековью. Сами они были большими консерваторами и жили по старому укладу, строго подчиняясь любому решению главы рода. Всё это отразилось на мировосприятии юноши и определило его будущий путь.
Став достаточно взрослым, Рюноскэ поступил в Токийский университет и начал изучать филологию. Он интересовался литературой европейских и русских классиков, а заодно творчеством своих соотечественников эпохи Мэйдзи, например, Нацумэ Сосэки и Мори Огайя. Это во многом сформировало его литературные вкусы и писательские особенности. В результате Восток и Запад встретились на страницах его произведений. Первые из них были опубликованы в студенческом журнале «Новое течение», который молодой человек издавал вместе с друзьями. Его дебютный рассказ назывался «Старик». Среди других работ этого периода следует выделить рассказы «Бататовая каша» и «Нос», вдохновлённые историями Гоголя, а «Сад» стал отражением эмоций автора после чтения чеховского «Вишнёвого сада». Героями более позднего произведения «Вальдшнеп», вышедшего из-под пера Акутагавы, и вовсе являются Тургенев и Толстой.
Получив диплом, Рюноскэ устроился работать преподавателем английского в техническое училище. Но уже спустя три года сменил род деятельности и стал сотрудничать с одной из местных газет. В это время он стал испытывать сильный стресс. Появились нервные расстройства, склонность к которым, видимо, он унаследовал от матери. В надежде улучшить своё психическое и физическое состояние, писатель отправился в Китай в качестве специального корреспондента. Но домой вернулся ещё более усталым, а дискомфорт, который он испытывал, усилился. Примечательно, что внутренний разлад стал толчком для нового витка творчества, и свои лучшие произведения Акутагава написал именно в этот период. В частности, в 1922 году вышло во всех отношениях новаторское произведение «В чаще». Его по достоинству оценили многие деятели искусства, в том числе и живший позже Аркадий Стругацкий. Он заявил, что автор поднял «алогизм до высочайшего художественного уровня». На страницах рассказа речь идёт о преступлении. О нём совершенно по-разному рассказывают несколько человек, постоянно меняя представления читателя.
Последние годы жизни Рюноскэ были омрачены мыслями о самоубийстве, о месте, времени и способе смерти. Его творчество в этот период стало более ясным и лаконичным, обыденное и повседневное вышло на первый план. Среди знаковых произведений периода выделяются «Вагонетка», «Мандарины», а также другие рассказы. Многое из написанного автором в середине и конце двадцатых годов являлось автобиографическим, как «Зубчатые колёса» и «О себе в те годы». В некоторых творениях отчётливо звучат суицидальные мысли, например, в «Жизни идиота» и «Письме старому другу».
Умер Рюноскэ Акутагава 24 июля 1927 года от передозировки снотворного.