Добро пожаловать на литературный портал Регистрация Вход

Меню сайта

Стань партнером

Мифы о писательстве и их опровержение

Мир полнится мифами. Они рождаются из ниоткуда и уходят в никуда. Очень часто создаёт их популярное искусство. Например, описал то или иное событие, или ту или иную профессию какой-нибудь культовый автор или кинематографист, наделав при этом десяток ошибок, но был столь убедителен, что ему все поверили и начали повторять, пока не сформировался стереотип. Естественно, во вселенной, построенной на таких вот легендах, творческие люди так же вынуждены постоянно бороться с ветряными мельницами, разбивая устоявшиеся клише. Предлагаю посмотреть, какие мифы о писательстве не имеют никакого отношения к действительности.

1. Талантливые люди рождаются в нищете и развиваются в холоде и голоде.

Кинематографисты и литераторы любят образ «бедного художника». Герой предстаёт эдаким непризнанным гением, который обретает заслуженную славу в конце жизни, после смерти или вообще никогда. Некоторые биографии классиков также не отличаются шикарными декорациями, как бы подтверждая устоявшееся благодаря искусству мнение. Вот только холод и голод никому ещё не помогали думать лучше. А значит, жить в лишениях и намеренно во всём себя ограничивать, чтобы пробудить спящий где-то в недрах внутреннего «я» талант, бессмысленно. Хотите доказательств? Далеко ходить не надо. Лев Николаевич Толстой, один из величайших русских писателей, был графом, имел обширные угодья и сухарями не питался.

2. Чтобы создать нечто невероятное, необходимо либо иметь психические отклонения, либо пристраститься к психотропным препаратам.

Да, не секрет, что синюю птицу счастья придумал шизофреник, Гоголь имел столько странностей, что Наполеоны из знаменитой Алексеевской больницы позавидовали бы, а уж склонность к алкоголизму для творческих личностей и вовсе дело обычное, и примеров тому можно привести десятки. Вот только талант никак не связан с отклонениями и определённого рода болезнями, вопреки расхожему мнению. Конечно, нестандартное мышление, которое есть у людей с некоторыми диагнозами, позволяет им видеть мир под необычным углом зрения. Но это вовсе не значит, что между словами «гений» и «шизофреник» нужно ставить знак равенства. Нет смысла спорить и с тем, что люди, близкие к искусству, частенько имеют тонкую душевную организацию, а потому под воздействием штормовых ветров могут сломаться и приобрести пагубные привычки. Но только ли они? Примеров авторов, которые вели здоровый образ жизни и точно не были постоянными клиентами психотерапевтов, можно привести сколько угодно. Среди них Артур Конан Дойль, Бернард Шоу, Александр Куприн, Уильям Фолкнер и многие другие. От того, что они писали трезвыми и находились при этом в своём уме, их произведения не стали читать или любить меньше, а сюжеты ровным счётом ничего не потеряли.

3. Гениальный писатель живёт на гонорары и не задумывается о том, чтобы ходить в офис к девяти утра.

Это заблуждение подталкивает некоторых искателей славы и богатства браться за перо, не имея таланта. Они думают, будто первая же книга, стоит им только поставить финальную точку, тут же заинтересует издателей и максимум через полгода превратится в бестселлер. К сожалению, это утопия. Издать даже самый гениальный роман крайне трудно Это займёт время. А хорошие гонорары новичку вряд ли предложат. Более того, велик риск, что издаваться придётся за свой счёт, а без хорошей рекламы читатели просто не узнают, что проходят мимо шедевра. Получается, написав первый абзац, рано увольняться с работы.

4. Из предыдущего пункта напрямую вытекает следующий миф. Он гласит: написать произведение — самое сложное.

Нет. Труднее всего провести редакторскую правку, что занимает иногда более 80 % всего времени работы, договориться с издательствами и не опустить руки на этапе продвижения. Что из вышеперечисленного сложнее всего? Тут уж всё зависит от индивидуальных качеств. Только нужно понимать, что с финальной точкой работа не заканчивается, а написанные фрагменты не раз придётся переделывать сперва при авторской правке, а потом и в компании специалистов из издательств.

5. Нельзя писать на заказ или по графику.

Этот миф очень популярен среди читателей, убеждённых, будто идеи авторам ниспосылаются свыше, а творческий процесс происходит в любое время суток, как только мысль стукнула в голову. На самом деле писатели, вынужденные жить обычной жизнью, в точности как и все остальные люди, обдумывают сюжеты во время обеденного перерыва или вечерней поездки на метро домой. А для прикладного творчества отводят строго определённые часы перед сном или в выходные. На заказ также пишут нередко. Примером тому могут служить многочисленные конкурсные работы, где организаторы задают темы, ограничивают жанр и объём принимаемых произведений. В некоторых случаях популярные писатели выполняют заказы издательств и спонсоров, например, разработчиков компьютерных игр. Такие произведения есть у Сергея Лукьяненко.

6. Все хорошие книги написаны, новая литература — пустое развлечение.

К сожалению, подобные мысли появляются в головах не только читателей, но и самих авторов, которые только подумывают взяться за перо. И правда, о любви уже говорилось, о дружбе тоже. Смысл жизни искали, в посмертие проникали. Война — и вовсе тема избитая и изъезженная во всех направлениях от исторических до фантастических. То есть создать нечто уникальное просто невозможно. Приходится согласиться с тем, что инновационные произведения действительно появляются крайне редко, даже не в каждом поколении. Вот только нельзя утверждать, будто разговор на классические темы, но рассмотренные в новом ракурсе, с учётом вкусов современников, не произведёт фурор. Если бы это было так, люди предпочитали бы народные сказки творчеству Джоан Роулинг, зачитывались бы Брэмом Стокером, а не Стефани Майер, краснели бы над творениями маркиза де Сада, а не Э. Л. Джеймс.

Конечно, приведённая в качестве примера литература имеет развлекательный характер, но это вовсе не значит, что глубокомысленные книги никто не пишет. Если отвлечься от поп-культуры и заглянуть в крупный магазин, можно увидеть массу произведений со смыслом, которые раскрывают реалии двадцать первого века, рассматривают актуальные проблемы и поднимают философские темы. Примеров миллион: Бернар Вербер, Марк Леви, Лариса Агафонова, Айзек Алиев и многие другие.

Есть и другие мифы о писателях и творческой работе. Их странствует по миру огромное множество. Но миф потому и остаётся мифом, что лишён реальной основы и может быть как доказан какими-то примерами, так и опровергнут с не меньшей лёгкостью.

avatar

Вход на сайт

Информация

Просмотров: 1666

Комментариев нет

Рейтинг: 5.0 / 3

Добавил: redaktor в категорию Психология творчества

Оцени!

Категории

Выбор редакции - лучшее [26]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [104]
Самое интересное!
Классики и современники [431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [804]
Творческая жизнь [281]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1067]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [500]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [100]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [156]
Архив новостей [80]
ТОПы [50]
А знаете... [66]
Энциклопедия литературы [93]

Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0