Литературное наследие. Что мы оставляем нашим детям: дворец или избушку на курьих ножках?
04.05.2020 326 5.0 0


Скептики любят говорить, что в двадцать первом веке литература обмельчала, развлекательного в ней стало больше, чем поучительного, а темы, которые в ней раскрываются, куда менее значительные, нежели те, что в книгах Толстого и Достоевского. Однако эта концепция не выдерживает серьёзной критики. И тому есть несколько причин.

Во-первых, сегодня существует множество разнообразной литературы. Количество жанров очень велико, и даже те из них, что принято априори причислять к развлекательным, могут удивить глубиной мысли. Конечно, никто не отменял бульварных романов, которые читаешь один раз и через час не помнишь, как звали героев. Но давайте честно, они были в любые времена, просто мы о них понятия не имеем. Так и сегодня их наличие не отменяет присутствия на прилавках качественной литературы, поднимающей актуальные вопросы наших дней, отражающей душевный настрой и общественные течения. Многие авторы, делясь своим опытом, дают действительно полезные советы, которые можно применить для решения практических проблем в реальной жизни. А есть книги, которые наталкивают на размышления о вечном. Чтобы отыскать что-то стоящее, нужно уделить этому немного своего времени, почитать отзывы других библиофилов и, конечно, не хватать первое, что стоит на стенде ближайшего к дому магазина, одетое в самую яркую обложку. Но ещё важнее — перестать верить скептикам, готовым принижать достоинства всего, что попадётся им под руку.

Во-вторых, литература каждой эпохи, независимо от жанра, — это зеркальное отражение действительности с её бытовыми особенностями и традициями, а также образа мыслей целого поколения. Тут уже неважно, что стоит на первом месте — развлечение или некая польза, реальная или потенциальная. Главное, что знакомство с книгами так или иначе создаёт связь между людьми разных возрастов. Ведь литературные произведения часто живут дольше своих создателей и их современников, донося отголосок эпохи до тех, кому доведётся родиться столетия спустя. А значит, прежде чем критиковать писателей и вышедшие из-под их пера тексты, нужно подумать: почему они такие? Что в идеологии наших дней устраивает в жизни, но раздражает на страницах? Почему это происходит?

Книги — это прежде всего наследие. А потому писателям, независимо от выбранного направления, нужно думать о том, чтобы в них сохранялось «разумное, доброе, вечное». Согласитесь, наследнику приятнее въезжать в большой, красивый, светлый, ухоженный дом, нежели думать, что делать с развалюхой в лесу, крыша которой норовит вот-вот упасть на голову. То же и в плане литературы. Пропаганда насилия, чрезмерная жестокость, тотальная аморальность, нецензурная брань, грязь, вытащенная из потаённых уголков души автора и выброшенная на страницы, словно кость для бездомного пса, — всё это аналог той самой развалюхи, которую хочется побыстрее снести. А дворец строится из добрых помыслов, из рассказов о человеческом благородстве и взаимопомощи, из любви и дружбы, что есть в жизни каждого человека, из неких свершений и деяний, достойных гордости и восхищения, из красивых описаний природы и городов, из обыденной повседневности, проникшей в литературную реальность.

Таким образом, настоящие качественные книги со смыслом никуда не делись. Их пишут. Их читают. И именно им суждено стать тем наследием, которое будут бережно хранить наши дети и передадут своим внукам.




Теги:творческое наследие, жизнь писателя

Читайте также:
Комментарии
avatar