Издание книги малым тиражом: важные моменты и подводные камни
06.08.2020 501 5.0 0


Конечно, любой писатель мечтает, чтобы его произведение, едва увидев свет, стало бестселлером, взорвало общественность и осталось в веках. Однако, учитывая существующие реалии, трудно рассчитывать на то, что первое обращение в издательство принесёт приятные плоды и станет существенным шагом на пути к громкому успеху. Велика вероятность того, что вместо желанного гранта, подразумевающего большие тиражи, полноценную предпечатную подготовку, полную компенсацию расходов, серьёзную пиар-компанию и приличный гонорар, автор получит лишь критику, категоричный отказ или гробовое молчание, особенно если жанр, в котором он работает, недостаточно популярен и не может быть причислен к массовой культуре.

С течением времени, когда общение с издателями уже состоялось, выводы сделаны, а перспективы оценены, многие задумываются о том, чтобы издать книгу за свой счёт малым тиражом. И это вовсе не крик отчаяния, как иногда думают люди, только начинающие свой творческий путь. Это рациональный подход и умение приспособиться к существующей действительности, что даёт возможность воплотить мечту, шанс не понести серьёзные убытки, способ не брать на себя лишние, вероятно, неоправданные целесообразностью риски.

Преимущества малого тиража перед большим

Если сперва мысль о том, чтобы платить за публикацию, вызывает отторжение, то постепенно приходит понимание — у всего есть свои плюсы. В данном случае речь идёт о:

— более демократичной конечной цене;

— возможности публикации без дополнительных затрат, то есть консультации с редактором, корректором, профессиональной вёрстки макета и оформления;

— способе попробовать свои силы, узнать реалии издательского бизнеса, проникнуть за кулисы литературной вселенной и понять, как она устроена;

— шансе получить первых читателей и начать формировать собственную аудиторию из сугубо заинтересованных библиофилов;

Но главное — именно малый тираж идеально подходит для непопулярных жанров, которые не попадают под программы издательских грантов, и узкоспециализированной литературы. То есть для книг, которые изначально предназначаются для узкой аудитории и не подразумевают миллионов читателей.
 

Недостатки малого тиража перед большим

Конечно, печать большого количества экземпляров остаётся привлекательной. И этому не только эмоциональные, но и рациональные объяснения. Среди преимуществ издания книги в таком формате:

— стоимость одного экземпляра выходит ниже;

— затраты на подготовку меньше, чем на печать;

— необходимость работы с редактором, корректором, профессиональным верстальщиком и иллюстратором, что делает издание более качественным;

— возможность получить бонус от издательства, например, рекламу;

— преимущество при вступлении в творческие союзы и подаче документов на ряд крупных премий.

В любом случае решение, которое предстоит принять, никогда не бывает простым и не всегда является добровольным. Важно понимать, что все писатели, даже те, кто уже проходил этап издания книги, испытывают не только удовлетворение от выполненной работы и предвкушение будущих радостей, что чувствует человек, добившийся цели и подаривший миру нечто принципиально новое. Им также свойственны сомнения и растерянность. Ведь иногда самостоятельно очень сложно определить, насколько работа хороша и какие перспективы у неё есть.

Чтобы принять окончательное решение, следует определиться с основополагающими моментами. Существенным фактором при выборе большого или малого тиража, как уже упоминалось выше, является жанр, в котором написана история.

Какие жанры лучше издавать малым тиражом

Среди литературных направлений, которые не имеет смысла печатать в количестве от тысячи экземпляров, следующие:

1. Поэзия. К сожалению, в 21 веке люди нечасто покупают стихи, хотя довольно много читают их на просторах Интернета. Лирический сборник, вышедший миллионным тиражом, скорее всего, останется пылиться на складах, даже если творчество автора любимо библиофилами, он получает лестные отзывы от критиков, побеждает на престижных премиях и имеет сформировавшуюся аудиторию как в сети, так и за её пределами.

2. Биографии и мемуары. Очень интересно знакомиться с историями чужих жизней. Но нужно отдавать себе отчёт в том, что много читателей у биографических книг будет только в том случае, если они рассказывают о судьбах знаменитостей. Легко найти публику, которая хочет знать тайны Мэрилин Монро. Но если речь идёт пусть о талантливой, но не столь распиаренной личности, маловероятно, что миллионы людей побегут в магазин или библиотеку, чтобы узнать о её романтических похождениях или карьерных взлётах.

3. История семьи, геология, воспоминания. Ни одно издательство не пойдёт на риски, связанные с изданием по гранту произведений в этих жанрах, если, конечно, к ним лично не обратилась Анжелина Джоли или не предложил рассказать миру о подковёрных секретах своего семейства британский принц. В любом ином случае подобные книги имеют целевую аудиторию, состоящую из друзей и близких автора, может быть, парочки горячих фанатов его творчества. Тратить собственные деньги на издание тысяч экземпляров смысла не имеет, так как это никогда не окупится.

4. Подарочные книги. Они требуют больших денежных и временных затрат на оформление, предназначены для ценителей и редко находят массового покупателя. Зато изданные малым тиражом, они имеют шанс превратиться в раритет, чья цена с течением времени возрастает, а количество коллекционеров, желающих приобрести, множится.

5. Любые произведения, предназначенные для конкретной и довольно узкой аудитории читателей, независимо от жанра и автора.

Итак, разобравшись, какие преимущества даёт издание малыми тиражами и какие книги лучше не выбрасывать на рынок в количестве миллиона штук, пришла пора выяснить, в какое издательство лучше обратиться.

 

Как определиться с издательством

Прежде всего нужно вычеркнуть из списка мастодонтов. Самые крупные издательства предпочитают популярные и востребованные жанры. Они пачками штампуют фэнтези, научную фантастику, детективы, любовные романы, издают биографии знаменитостей, модную сегодня мотивационную литературу, детские книжки, которые остаются в тренде недолго, но разлетаются как горячие пирожки в голодный год. В перечне услуг, которые предлагаются вниманию посетителей сайтов таких компаний, как правило, есть возможность самиздата, печати по требованию и небольших тиражей. Но вероятность того, что даже при готовности автора платить за книги их примут в печать, довольно мала. Ведь крупные издательства прежде всего работают ради практической выгоды.

Стоит откинуть мысль о сотрудничестве с самыми раскрученными организациями страны, и сразу возникает вопрос: как найти добросовестное небольшое издательство, готовое к плодотворной совместной работе, и не нарваться на многочисленных мошенников, активно рекламирующих себя на просторах Всемирной паутины? Ещё один спорный и волнительный момент — качество готовой продукции. Ведь даже если книга вышла тиражом в десять экземпляров и предназначена исключительно для друзей и родственников, хочется, чтобы она была красивой и яркой, имела прочную обложку, а страницы были не газетными, а плотными, белыми, то есть такими, с которых приятно читать.

На что обращать внимание при выборе издательства

Есть ряд критериев, помня о которых, удастся подыскать правильного партнёра. Необходимо лишь правильно задать вопросы и получить на них правдивые, полные ответы. Прежде чем подписывать договор:

1. Выясните, как давно организация находится на рынке. Если она появилась недавно, велики риски, что ей не удастся удержаться на плаву. В этом случае писатель может потерять вложенные в издание деньги. Кроме того, новичками часто прикидываются мошенники.

2. Узнайте, какие отзывы об издательстве оставляют другие авторы и читатели. Это очень важно, ведь по тому, как складывались отношения предшественников с фирмой, можно спрогнозировать собственное будущее. Читать отзывы нужно не только на сайте компании, где они могут подчищаться недобросовестными сотрудниками, не желающими признавать собственные недочёты и исправлять их, но и на сторонних порталах. Мнение читателей также имеет значение. Во-первых, они оценивают качество. Это важно для принятия решения, если поставлена цель сделать действительно хорошую книгу, рассчитанную на то, чтобы её читали, а не положили в стол автора. Во-вторых, некоторые библиофилы — и их немало — предпочитают книги, вышедшие в конкретных издательствах, а других сторонятся, независимо от того, что они предлагают их вниманию.

3. Уточните репутацию издательства не только среди клиентов, но и среди экспертов и представителей рынка. Важно посмотреть, что пишут журналисты, какое место организация занимает во всевозможных рейтингах, в том числе составляемых Российской книжной палатой и крупнейшими библиотеками; как часто книги, вышедшие при поддержке компании, номинируются и побеждают на престижных премиях, принимают участие в ярмарках и фестивалях в разных уголках страны или даже за рубежом.

4. Обратите внимание на техническую сторону. Иногда уже на сайте имеется информация о том, какой техникой и какими программами пользуются сотрудники издательства для создания обложек, вёрстки, печати. Но чаще всего сведения приходится получать при личном общении с менеджерами. Если они пытаются уклониться от ответа, стоит насторожиться. Узнать самое важное можно также у опытных авторов, уже пользовавшихся услугами фирмы. Однако они могут быть не очень достоверными в силу того, что не все задают правильные вопросы, а многие готовы довольствоваться поверхностными ответами.

5. Оцените особенности предлагаемого дизайна. У каждого писателя есть своё представление о том, как должны будут выглядеть его готовые книги. Проблема в том, что мнение издателя может быть противоположным. Причём не всегда сотрудники готовы слушать клиента, и даже не потому, что являются невежливыми, некомпетентными, упрямыми или равнодушными. Дело в стилистике, которая имеет большое значение при создании бренда. Например, если книга издаётся в рамках некой программы, вероятнее всего, есть особенности дизайна, которые позволяют отличить серию от других. И здесь уже невозможно кого-то переспорить. Как правило, речь идёт о первоначальном условии, которое нужно либо принять, либо искать другие варианты.

6. Узнайте, есть ли среди партнёров, сотрудников и клиентов издательства крупные организации. То есть нужно уточнить, работают ли на него люди с научными степенями, видные деятели культуры и искусства, принимаются ли изданные книги в крупные магазины, освещают ли его деятельность респектабельные средства массовой информации и так далее. Зачем это нужно? Чтобы понять собственные перспективы после издания, а также оценку книги со стороны сторонних экспертов.

7. Задайте вопрос, заканчивается ли сотрудничество с фирмой после выхода тиража? Многие организации сегодня предоставляют поддержку книгам своих авторов. Речь идёт о рекламе или даже полноценной пиар-кампании, а также возможности реализации готового товара и наличие постоянной читательской аудитории, среди которой будет распространяться информация. Не последнее место занимает сотрудничество компании с библиотеками и творческими союзами, куда можно прийти с презентацией или вступить для дальнейшего продвижения.

Когда писатель определился с тиражом, который планирует выпускать и выбрал издательство, приходит черед понять, какие услуги ему необходимы, а от чего можно воздержаться на этапе предпечатной подготовки. Как говорилось выше, малый тираж позволяет отказаться от большинства опций, предлагаемых издательствами. Все остаётся на усмотрение человека, который платит деньги, чтобы увидеть своё произведение в формате книги.

Важные этапы предпечатной подготовки

Если можно сэкономить на всём, зачем платить? Такой вопрос возникает у подавляющего числа клиентов любого издательства. Настало время с этим разобраться и понять, почему те или иные услуги входят в большинство издательских пакетов и рекомендуются менеджерами.

Первое, с чего начинается любой разговор о будущей книге, — это попытка выяснить её ценность. Автор может считать своё творение гениальным, но так ли это на самом деле или ему есть над чем поработать? Ответить на этот вопрос позволят профессиональные критики, которые укажут плюсы и минусы, скажут, где имеет смысл сократить текст, а где расширить описания, в каких моментах история провисает, теряет логику, наблюдается переизбыток деталей и так далее. Если речь идёт об издании вне грантов, за рецензию приходится платить отдельно. Слышать рассуждения критиков не всегда приятно. Однако при здравом отношении к их словам можно прилично улучшить рукопись, добившись большего успеха в будущем.

Второй момент, который часто воспринимается в штыки, — необходимость дополнительной работы с текстом с помощью профессионалов. Человеку, предоставляющему свою рукопись, может казаться, что написана она идеально. Реальность такова, что авторы регулярно не замечают опечаток, грамматических ошибок и стилистических ляпов, которые бросаются в глаза читателю. Чтобы человек, открывший произведение, не чувствовал себя обманутым и не думал, что к нему относятся пренебрежительно, всегда рекомендуется не только самостоятельно вычитывать текст минимум три раза, но и показывать его редакторам и корректорам, внимательно слушать их замечания и соглашаться на правки.

Следующие этапы обычно не вызывают споров и редко приводят к возникновению взаимного недовольства. Речь идёт о вёрстке и оформлении обложи. Если у издательства нет конкретной дизайнерской концепции, пожелания клиента учитываются. Главное, чтобы специалисты организации владели современными программами, а писатель внимательно следил за разбивкой текста, его украшением и соответствием формата тематике.

И вот наступил долгожданный миг. Рукопись отправилась в типографию. Автор выдыхает с облегчением и преисполняется светлыми надеждами. Он не задумывается о том, что будет после выпуска издания в тираж, как маленькие девочки, читая сказку про Золушку, не вспоминают о целой жизни после финального поцелуя. Между тем выход книги — это не конец пути, а его начало.

Жизнь писателя и книги после релиза

О том, что будет после выхода издания в свет, нужно задуматься на этапе подписания договора с издательством. Чтобы произведение имело шанс обрести популярность, а автор, даже тот, кто выпускает всего несколько десятков или сотню экземпляров своего произведения, получил шанс когда-нибудь обрести признание, следует вспомнить о нескольких вещах, которые нередко игнорируются из желания сэкономить и непонимания их важности.

Первая из них — регистрация в Книжной палате и присвоение изданию номера ISBN. И то, и другое регулярно воспринимается как пустая трата денег. Но нужно понимать, что без этого произведение не появится в каталогах, не сможет продаваться в магазинах, не будет оформляться в крупных библиотеках. Его не станут выдавать поисковики, предлагая читателям в Интернете. То есть никто не сможет узнать о новинке. А значит, если тираж предназначается не только для подарков близким, этот пункт становится обязательным.

Второй момент — разработка пиар-компании, что вызывает немало споров. Писатели думают, что качественную литературу публика непременно найдёт и оценит. Они забывают, что в мире, переполненном рекламой, пресыщенные потребители обращают внимание на то, что чаще всего мелькает перед глазами, не утруждая себя долгими поисками. Некоторые вводят себя в заблуждение мыслями о том, что самостоятельно могут заниматься продвижением своего творчества, используя в качестве инструмента социальные сети. И те, и другие отказываются от помощи издательства, прилично экономят, но в конечном итоге обнаруживают, что прошёл месяц или даже год, а об их историях так никто и не узнал.

Таким образом, издание книги даже малым тиражом — огромная ответственность и сложная работа. Подходить к ней нужно со всей серьёзностью, многое продумывать и предусматривать. Бросаться в процесс книгоиздания, как в тёмный омут, — идея плохая. Велик риск разбиться об острые камни, спрятанные под поверхностью мутной воды.




Теги:как издать книгу, как найти издательство, издать книгу малым тиражом

Читайте также:
Комментарии
avatar