С чего начинается любая книга — хоть повесть, написанная для друзей, хоть мировой бестселлер? С некоего события, которое произошло в жизни автора, рядом с ним или где-то на планете, но затронуло за живое и стало источником вдохновения. Что это может быть? Первая любовь с её взлётами и падениями, долгая разлука с дорогим человеком, новая интересная работа или, наоборот, увольнение, встреча с бывшим одноклассником, цунами на другом конце света, цветок, распустившийся под окном, песня моря на ночном курорте…
Одним словом, в данном вопросе нет никаких границ, как и единых, подходящих для всех рецептов. Ведь никому не ведомо, на что именно сердце отзовётся особенно горячо. Настолько, что эмоции станет невозможно удерживать внутри и захочется непременно выплеснуть их, перенеся на бумагу каждый их оттенок и создав из ощущений головокружительный сюжетный калейдоскоп, вероятно, интересный не только писателю, но и многим другим людям, пока незнакомым, но слышащим в глубине своей души ту же мелодию.
И вот строчка за строчкой из мыслей и чувств складывается целый роман или, может быть, удивительная по силе и красоте поэма. Человек, поддавшийся уговорам музы, перечитывает её раз, другой, потом не без трепета показывает близким, слышит их отзывы и, если они положительные, начинает задумываться о следующем шаге — издании. Робко, сперва не особенно веря в такую возможность, он начинает заходить на сайты издательств, знакомиться с предложениями, читать отзывы других пользователей. Идея, которая сперва была лишь едва заметной тенью на краю сознания, постепенно крепнет, пока не наступает заветный день, когда писатель, преисполненный сомнений и надежд одновременно, бросается в омут с головой. Он набирает своё первое электронное письмо на имя главного редактора одного из издательств, немного мнётся, поставив последнюю точку, на одном дыхании прикрепляет файл с рукописью и, пока не передумал, жмёт кнопку «отправить».
Конечно, дальше ничего не бывает просто. Авторы сталкиваются с игнором, многочисленными отказами и даже откровенной грубостью. Одни ломаются на этом самом первом и, по сути, самом лёгком этапе и прекращают попытки, другие идут до конца и находят тех, кто оценит их творчество по достоинству. Именно такие упорные и готовые двигаться вперёд вопреки чужому мнению люди переходят на новый уровень и начинают долгожданную работу по превращению рукописи в настоящую книгу, которую вскоре можно будет увидеть на полках магазина, взять в руки, пролистать и бережно унести домой, чтобы вечером, в тишине своей спальни, укутавшись в тёплое одеяло, начать разгадывать её секреты.
Вот только написать роман, найти издателя и пройти через встряски производственной работы — вовсе не самое замысловатое, что ждёт на творческом пути.
Самым долгим, трудоёмким, нервным процессом, как правило, оказывается продвижение новинки. Ведь сотни, даже тысячи книг каждую неделю выходят в мире. Каждый автор мечтает о признании. Но ни один читатель, даже если ему больше совершенно нечем заняться, кроме как проглатывать литературные произведения одно за другим, не сможет охватить их все. Он неизбежно будет выбирать то, что в наибольшей степени отвечает его вкусам и настроению. И делать это он станет на основе той рекламы, которую ему предоставят издательство, магазины и, конечно, сам создатель потенциального бестселлера.
Частые ошибки на этапе принятия решения о продвижении книги
Если писатель в своей нелитературной жизни к рекламе, пиару и маркетингу не имеет никакого отношения, узнав о том, что его книге необходимо продвижение, он встаёт в тупик. Он понятия не имеет, что делать. Естественно, с вопросами он обращается к представителям компании, которая помогла его произведению увидеть свет. В результате диалога становятся очевидными несколько ключевых ошибок, которые человек уже сделал или только может совершить, приняв ряд неверных решений. Среди них наиболее распространены следующие:
1. Писатель по неопытности выбрал издательство, которое не занимается продвижением или даже не предлагает путей реализации готовой продукции. В таком случае оно просто выдаёт тираж клиенту на руки и отправляет его с коробками восвояси. Как именно в дальнейшем будут продаваться готовые книги, такие организации не интересует. Они получают доход именно с выпуска тиража, а не с продаж. А значит, вся дальнейшая ответственность за судьбу драгоценного, выстраданного детища ляжет на плечи и без того шокированного происходящим новичка в области литературы.
2. Цена, которую издательство запрашивает за составление пиар-программы и претворения в жизнь пунктов готового плана, бывает достаточно большой. Даже если отдать предпочтение самому скромному пакету услуг, расходы всё равно окажутся ощутимыми для среднестатистического кошелька. Подумав хорошенько, автор, который, вероятно, и без того успел потратиться на подготовительные работы, отказывается от большей части программы или от неё целиком. Он размещает книги в магазины, которые ему предлагаются, без какой-либо рекламы или вовсе забирает тираж домой, оказываясь в ситуации из пункта 1.
3. Отказавшись от пиар-программы, некоторые авторы начинают работу по самопродвижению без поддержки специалиста, который может его направить. Самостоятельный поиск советов в Сети (а где ещё задавать вопросы и получать ответы в двадцать первом веке?) приносит противоречивые плоды. Человек начинает хвататься за всё, что ему рекомендуют более опытные коллеги или банальные копирайтеры, отродясь не написавшие ничего длиннее заказной статьи на какой-нибудь бирже. В результате куча времени и сил уходит в никуда, а толку от такой хаотичной работы нет, ибо невозможно добиться чего-либо путного без чёткой системы, направленной на достижение конкретного результата. А продвигать книгу — это как завязывать галстуки: схема есть — будет результат. Пока не придёт понимание, ничего не получится, как ни старайся.
В конечном итоге, совершив одну из указанных выше ошибок, писатель либо сдаётся и пускает дело на самотёк, либо собирает деньги и идёт к издателю с просьбой предоставить ему услуги по пиару. Тут-то и запускается настоящая работа, которая обещает как сложности, так и радости. Ведь читатели, узнавая о новинке, начинают откликаться. И, видя отдачу, писатель работает вдвойне усердно, понимая, что на кону будущее его мечты.
ВАЖНО! Работа по продвижению не может быть однобокой. Ни один даже самый опытный рекламщик не сумеет всё сделать в одиночку. Нужно, чтобы автор не только полагался на других, заплатив деньги и решив, что теперь ему принесут успех на блюдечке с голубой каёмочкой, но и сам следовал созданной для него схеме, день за днём, неделя за неделей являясь частью большой рекламной компании, направленной на раскрутку и популяризацию его творчества.
Задачи литературного консультанта в работе по продвижению книги
Секрет успеха любого начинания в правильном делегировании обязанностей между разными участниками делового процесса. Когда речь заходит о пиаре литературного произведения, не нужно делать исключения. Прежде всего автор должен уяснить, какую часть работы обязан взять на себя его консультант. Здесь ему придётся целиком и полностью доверится чужому опыту и имеющимся в распоряжении издательства связям.
1. Именно литературный консультант, а не сам писатель занимается разработкой концепции программы и составлением плана будущих действий. Он расписывает, что делать, когда, какой результат ожидается. Роль автора книги на данном этапе заключается во внимательном ознакомлении с каждым пунктом, обсуждении того, что вызывает сомнения и согласовании многочисленных этапов. Здесь огромное значение имеет подробное выяснение всех деталей, из которых будет складываться так называемый авторский бренд. Необходимо донести до профессионала, на чём хочется сконцентрировать внимание, вместе с ним выделить целевую аудиторию, рассказать, какие образы писателя или его героев кажутся нежелательными или недопустимыми. Если диалог установить не удаётся, нужно либо менять консультанта, либо подумать, как растолковать уже выбранному специалисту свою точку зрения, а также повторно внимательно рассмотреть предложенные варианты и попытаться понять, почему именно так эксперт видит продвижение конкретной книги. Ведь всегда есть шанс, что он прав.
2. Когда концепция готова, план одобрен, приходит пора делать первые шаги. Начинать имеет смысл с рекламных плакатов, постеров, баннеров, брошюр, буклетов. Они изготавливаются с помощью иллюстратора, который входит в штат выбранного издательства. Слоганы подбираются согласно выработанной стратегии продвижения. В случае, если у автора нет готовых идей или специалисту по продвижению они кажутся недостаточно ёмкими, именно его задача — предложить альтернативные варианты и согласовать их.
3. Немаловажную роль играет имиджевая продукция. Какой она должна быть и что изобразить на календарях, футболках, чашках, блокнотах и прочих предметах, решает автор. Однако консультант может предложить идеи. Нужно понимать, что изготовлением подобной продукции занимается не каждое издательство. А значит, имея на руках готовые идеи, слоганы и картинки, писатель должен будет найти стороннюю фирму, которая поможет ему на этапе реализации.
4. Параллельно с подготовкой продвижения консультант начинает готовить информационные материалы о писателе и книге. Он берёт у автора интервью, пишет сам или находит копирайтера, журналиста, филолога для составления рецензий, обзоров, отзывов и других статей для литературных сайтов и средств массовой информации.
5. Размещение материалов полностью ложится на плечи эксперта. Чаще всего у издательств есть свои сайты, блоги и форумы, которые посещают априори заинтересованные люди. Также организации заключают договора и формируют многочисленные связи с другими профильными порталами, а также с некоторыми газетами и журналами, где можно поместить не только короткую рекламу, но и полноценный материал.
6. С помощью литературного консультанта можно создать персональные группы в социальных сетях, посвящённые творчеству писателя или конкретной книге, разработать концепцию её ведения, пригласить большее количество участников, красиво оформить сообщество баннерами, фотографиями и другими текстовыми, фото- и видеоматериалами. Но вести свою группу чаще всего придется самостоятельно, если позволят средства, можно нанять администратора.
7. Создание буктрейлера — ещё одна важная задача. Если у издательства есть своя студия или специалист, занимающийся монтажом видеороликов, имеет смысл воспользоваться этой услугой или найти того, кто сможет сделать это быстро, качественно и не нарушая ничьих авторских прав. Психологи давно доказали, что короткий интригующий видеоконтент в современном мире эффективнее воздействует на сознание, нежели тексты или картинки. Консультант или один из специалистов, находящихся под его началом, может написать сценарий для будущего ролика, а также, если это технически возможно, контролирует воплощение задумки в жизнь.
8. Номинации на литературные конкурсы и премии, представления книги на ярмарках и фестивалях не всегда возможны, если писателя и его произведение не порекомендует некая литературная организация. Самовыдвижение иногда допускается, но обычно на менее масштабные проекты. В программе продвижения непременно бывает пункт о представлении на литературные состязания, включая оформление всех необходимых документов и отправку книг.
9. Организацией презентаций и творческих вечеров на площадках библиотек и магазинов также может заниматься литературный консультант. В этом случае он лично созванивается или встречается с представителями выбранных организаций, создаёт афишу, а иногда полностью разрабатывает план мероприятия и даже проводит его, помогая своему клиенту. Однако это реально осуществить только в том случае, если автор, эксперт и издательство находятся в одном городе. Если нет, вероятно, писателю придётся либо действовать самостоятельно, имея на руках готовую концепцию выступления, либо лететь в город, где появилась на свет его книга.
Задачи писателя в работе по продвижению книги
Определившись с тем, что должен делать литературный консультант, нужно подумать и о другой стороне сотрудничества между автором и издательством, а именно о мере ответственности и обязанностях человека, который, как никто другой, заинтересован в том, чтобы литературное произведение было замечено, прочитано и высоко оценено максимально большим количеством людей. В его задачи входит:
1. Диалог с экспертом, подразумевающий определение целей программы, согласование её пунктов, текстовых, фото- и видеоматериалов, имиджевой продукции, одним словом, всего, что делается специалистом и его помощниками. Важно донести свою точку зрения и скорректировать выбранный курс, если возникла такая необходимость, а не принимать то, что не нравится, вызывает дискомфорт или раздражение.
2. Предоставление личных фотографий для оформления статей. Они должны быть выполнены профессионально в специализированных студиях. Снимки с прошлогоднего отдыха в Турции в данном случае окажутся неуместны.
3. Если издательство не имеет технической возможности изготовить имиджевую продукцию или буктрейлер и не может порекомендовать партнёрскую компанию, поиск исполнителя придётся взять на себя автору.
4. Распространение брошюр, буклетов, блокнотов, кружек и прочих вещей с рекламой среди своих знакомых, а также случайных людей, которые теоретически могут быть заинтересованы в чтении книги.
5. Теоретическое и практическое согласие на интервью с журналистами СМИ и честные ответы на вопросы, которые будут задаваться в заранее условленные сроки.
6. Регулярное, ответственное и осознанное ведение групп в социальных сетях, общение с читателями, ответы на вопросы, которые поступают в комментариях к статьям или на страницах сообществ в социальных сетях, а также в личные сообщения.
7. Предоставление информации, необходимой для номинирования книги на конкурсы, премии, ярмарки, фестивали, даже если речь идёт о личных данных.
8. Очное присутствие на литературных мероприятиях в случаях, когда это является обязательным условием для участия в них.
9. Проведение творческих вечеров, встреч с читателями и презентаций в библиотеках и магазинах в своём городе или в близлежащих центрах.
Нельзя забывать, что работа по продвижению литературного произведения не заканчивается никогда. Она может длиться год, пять лет или даже десять и постоянно должна быть активной, продуманной и ориентированной прежде всего на потенциального покупателя, а не на взгляды издательства, мнение пиар-агента или желания автора.
В противном случае ни одна «стрела», пущенная с большими усилиями и немалыми затратами — финансовыми, временными и нервными — не достигнет цели. Ведь так легко ошибиться с аудиторией, позволить себе проявить лень и попросту забросить какой-то этап работы или, не оценив последствий, сказать слово, которое станет разочарованием для миллионов.
Примером последнему служит опыт британки Джоан Роулинг, которая утратила свою репутацию после разгневавшего общественность поста в социальных сетях. От порицания её не спасла даже многолетняя популярность. И теперь, после стольких трудов и феерического успеха, который сопутствовал писательнице последние двадцать лет, она опять, как новичок, испытывает трудности при заключении контрактов с издательствами и партнёрами.
ВАЖНО! Если писатель хочет успеха, он с самого начала обязан понимать, каким тернистым будет его путь, состоящий из множества этапов. Его ни за что не пройти в одиночку. А потому, если уже было принято решение взяться за дело и оставить свой след в истории литературы, придётся предусмотреть все нюансы, заранее подготовиться к тому, что легко и беззаботно не будет, и, стиснув зубы, устремиться навстречу мечте, получая не только раздражение и усталость от преодоления препятствий, но и удовольствие от каждого шага. Ведь люди, с которыми предстоит общаться, почувствуют, если процесс издания или продвижения книги для автора в тягость и является неприятной обязанностью.
Вступайте в группу Литературного консультанта Ирины Малковой
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,