Когда мы слышим слово «сказка», на ум приходит история про Бабу-ягу и какую-нибудь девочку, заблудившуюся в лесу, или про Ивана-дурака, который разъезжает по городам и весям на печке (ой, это же Емеля!). В любом случае в голове крутятся наивные сюжеты для детей, которые ещё верят, что каждой Золушке сценарием положено по принцу, а Спящую красавицу непременно кто-нибудь разбудит. Однако в современной литературе существует такое понятие, как сказки для взрослых. Кто их пишет и кто читает? Именно на эти вопросы сейчас мы и постараемся ответить.
Начнём с того, что определим, что отличает произведение для малышей от историй для родителей. По сути есть лишь одна принципиальная разница. И она в ситуациях, которые приходится переживать персонажам. Всё остальное — волшебство, назидательность и прочие традиционные атрибуты — сохраняется. Кстати, именно попытка преподнести читателю доходчивый урок проводит черту между сказкой для взрослых и фэнтези, которое частенько так называют. Ведь фантасты, не в пример сказочникам, вольны сами решать, Добро или Зло победит в итоге.
Таким образом, мораль сказочных произведений, предназначенных совершеннолетнему читателю, с одной стороны, намного сложнее и глубже, но с другой, сохраняет традиционные черты без права на размытие цветов. Истории носят выраженный социальный подтекст и нередко изобилуют иронией. Пишут их неравнодушные люди, которые пытаются привлечь внимание в общественно-значимым темам и имеют своё мнение по поводу возникающих проблем и путей их решения. Часто авторами движет желание разрушить стереотипы и изменить читательское восприятие действительности. А богатый жизненный опыт и талант говорить метафорами позволяют общаться с аудиторией не с помощью зубодробительных психологических драм, до конца которых могут добраться лишь единицы, а в лёгкой, привлекательной манере, позволяющей установить более прочную связь с читателем.
Среди современных сказок для взрослых хочется выделить книгу Валерия Ременюка «Золотой лещ» и произведение Льва Альтмарка «Невероятные приключения Междупальцева и Хорохорина в Тридевятом царстве — Тридесятом государстве». Обе истории, что видно уже из названия, отталкиваются от классики. Герой первой из них на рыбалке поймал потомка золотой рыбки из сказки Пушкина и загадал желание стать молодым. Вот только во взрослой версии мечта исполнилась не в один день, а молодость возвращалась постепенно, в результате чего на глазах изумлённой публики старик медленно, но верно превращался в юношу, вспоминая былые увлечения, амбиции, желания.
Естественно, сама ситуация весьма парадоксальна и гарантирует множество проблем. Но прежде всего она ставит вопросы — не только сюжетные (например, до какого момента будет продолжаться омоложение?), но также те, что имеют прямое отношение к психологии и философии. В результате читатели начинают думать о беге времени, возрасте, своих собственных мечтах вернуть былое и о многом другом, рассматривая всё это ином ракурсе, где-то улыбаясь, а где-то грустя.
Вторая история переносит в мир фольклора двух очень рациональных, современных и не склонных к романтике или фантазированию конструкторов. И каким же отказывается этот детский рай? Бюрократическим, алчным, полным парадоксов, компьютеризированным и зашоренным. Да-да, именно так. Потому как сказка — это зеркальное отражение реальности. А разве не мы решили сделать нашу повседневность именно такой… унылой и однообразной? Мысли на тему общественного влияния, личных ценностей, самооценки, восприятия жизни и многие другие напрашиваются сами собой. Впрочем, рассуждать и обдумывать начинаешь, когда вволю насмеёшься. Потому что сперва в глаза бросается ирония, увлекают приключения, поражает необычность концепции. И лишь потом доходит серьёзный посыл, заложенный автором на страницах.
Определив, кто пишет сказки для взрослых и для чего, настал момент выяснить, кто их читает. Речь идёт о людях очень разного склада. Это и поклонники фэнтези, случайно введённые в заблуждение аннотацией, но зацепившиеся с автором мыслями и готовые размышлять над предложенными темами, постепенно и незаметно для себя меняясь; и почитатели ироничного жанра, которым захотелось добавить изюминки в привычное литературное направление; и те, кому нужно что-то эдакое, чтобы и эмоции дарило, и на вопросы, возникающие в повседневной жизни, отвечало. То есть читательская аудитория колеблется от публики, жаждущей хлеба и зрелищ, до серьёзной и вдумчивой компании, не терпящей бульварщины, не жалующей экшн, но не отказывающей себе в новизне ощущений.
Художественное разнообразие, свежие идеи, красочность, актуальность — достоинства жанра, который не просто имеет право на существование и является востребованным, но и несёт в себе пользу. Ведь учиться могут и должны не только малыши, но и взрослые. А делать это лучше не на собственных ошибках, а на чужих, не засыпая на уроках и забывая их суть, а проникаясь каждым словом и претворяя в жизнь самые правильные постулаты.
Просмотров: 1440
Комментариев нет
Рейтинг: 0.0 / 0
Добавил: redaktor в категорию Взгляд критика
Оцени!
Выбор редакции - лучшее
[26]
Обзор новых материалов на сайте
|
Новости литературы
[104]
Самое интересное!
|
Классики и современники
[431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
|
Новости издательства [804] |
Творческая жизнь
[281]
Новости и события писателей-современников
|
Читающая семья
[107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
|
Книжные новинки [1067] |
Книги для детей [210] |
Конкурсы и публикации [500] |
Психология творчества
[31]
В помощь писателям.
|
Лайфхак для писателя
[100]
В помощь начинающим авторам
|
Взгляд критика
[65]
Критические разборы литературных произведений
|
Литературный календарь
[49]
Памятные даты в истории литературы
|
Комната отдыха
[146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
|
Разное [156] |
Архив новостей [80] |
ТОПы [49] |
А знаете... [66] |
Энциклопедия литературы [93] |