Книги рождаются из эмоций и мыслей одного талантливого человека.
Сперва идеи кружатся в голове, скрытые от своего создателя туманной дымкой. Постепенно они проступают всё отчётливее, захватывают, будоражат, не дают уснуть. И вот уже из разрозненных фрагментов выкристаллизовывается сюжет. Он одевается в пёстрые наряды, сотканные из слов, словно из разноцветных нитей. Слова ложатся на бумагу, превращаясь в стихотворения, рассказы, пьесы, повести, целые романы. Проходит немного времени, и автор держит в руках рукопись, в которую вложил душу. Но будет ли она интересна другим людям? Может, стоит что-то подправить? Изменить? Вырезать? Добавить?
Подобные вопросы теснятся в головах всех писателей без исключения, даже если их библиография насчитывает десятки произведений. Именно поэтому, прежде чем обращаться к издателям, они показывают свои творения друзьям и близким. Возможно, дорогие люди выскажут непредвзятое мнение и помогут разобраться с тем, что хорошо, а что не очень?
К сожалению, немногие могут похвастаться, что среди их знакомых есть профессиональные журналисты, опытные филологи, литераторы, издатели, редакторы, то есть эксперты, способные разложить по полочкам плюсы и минусы произведения, указать на ошибки и неточности, дать дельный совет по исправлениям и вынести вердикт — стоит публиковаться прямо сейчас или имеет смысл поработать над рукописью чуть дольше.
Несмотря на все ожидания, первые читатели обычно либо пылают восторгами, убеждая автора в том, что он новый Пушкин или Достоевский (а это не всегда правда), либо, наоборот, забрасывают его бессмысленной и непрофессиональной критикой, лишая уверенности в себе и прививая страх перед общением с публикой. И то и другое одинаково губительно и может привести к краху.
А вдруг?
Чтобы трезво оценить свои способности и ценность новой книги, необходимо мнение настоящих экспертов. Сегодня получить его несложно.
Во-первых, есть сайты, которые привлекают профессионалов к рецензированию рукописей.
Во-вторых, подобная услуга имеется в перечне всех уважающих себя издательств. То есть нужно просто пересилить себя, морально подготовиться к замечаниям и обратиться за помощью к тем, кто действительно знает, как устроена литературная вселенная и каким образом с помощью новой истории сделать её ещё прекраснее и многограннее.
«А вдруг критик скажет, что я графоман? Если ему не понравится сюжет? Или герои? Я ведь так старался!»
Избавиться от таких мыслей полностью не получится. Но можно научиться их игнорировать, осознав, что, если новинка придётся не по душе эксперту, читатель её тоже не полюбит. Однако, точно понимая, что не так, и имея на руках рекомендации по улучшению текста, больше шансов в конечном итоге явить миру то произведение, которого ему не хватало, проявить все свои таланты и впервые встретиться с широкой общественностью во всеоружии, не рискуя нарваться на гневные отзывы разочарованных библиофилов.
Любой культовый автор, насколько бы сегодня он ни был успешен, неоднократно проходил через горнило критики. И далеко не все оставались удовлетворены результатом. Но при зрелом размышлении они брались за перо и переделывали то, что вышло не во всём идеально. Из этого усердия и готовности трудиться родилась их слава, завидуя которой, многие и начинают писать. Кстати, классикам тоже приходилось несладко. Многие в начале творческого пути с ужасом читали о себе и своих историях разгромные статьи.
Хотите пример? Пожалуйста!
«Даже как-то скучно читать; всё одно и то же, натянуто — видно желание перейти в русские писатели; употребление руссицизмов вставочное не выливается из характера лица, которое их говорит…» — эти слова были сказаны о знаковом произведении Николая Гоголя «Мёртвые души». А вот комментарий Набокова о творчестве Пастернака: «“Доктор Живаго” — это недалёкий, неуклюжий, тривиальный и мелодраматический роман с шаблонными ситуациями, сластолюбивыми юристами, неправдоподобными девицами и банальными совпадениями». Не вдохновляет, верно?
Однако если бы современники каждый раз с восхищением встречали все новинки, что сегодня мы зовём классикой, велик риск того, что авторы посчитали бы себя слишком гениальными, чтобы всерьёз работать над каждой строчкой романов. И что тогда? Можно предположить, что современная школьная программа не досчиталась бы очень многих культовых историй, а писать выпускные сочинения стало бы куда как проще.
Получается, бояться критики и тем более бегать от неё как минимум глупо и совершенно недальновидно. Рецензии не надо ждать словно смертного приговора. С неё следует начинать свой творческий путь, чтобы подготовиться к ухабам на этой тернистой дороге, как марафонец готовится к бегу, предварительно уделив время тренировкам и разминкам.