Литературный успех, или Как совместить «хочу» и «могу»

Литературный успех, или Как совместить «хочу» и «могу»

Многие утверждают, будто пишут книги исключительно для себя. Но давайте будем честными и перестанем прикрываться ложной скромностью. Если человек взялся за перо, в глубине души он уже видит, как его творчество будут читать. Когда, кто, зачем? Эти вопросы он задаст себе намного позже. И когда такое случится, появятся мечты об успехе.

Что такое литературный успех и с чем его едят

Литературный успех — понятие субъективное, несмотря на то, что для него есть довольно циничное определение. Придумали его явно маркетологи или финансисты, оценивающие мир через призму ценности материального. Согласно данной концепции, успех писателя заключается в высокой степени признания на рынке. И вот это последнее слово способно вызвать зубовный скрежет даже у автора, никогда не считавшего себя идеалистом.

Пусть где-то в словарях записаны именно эти выражения, нет смысла ориентироваться на них, потому что, как ни крути, они слишком общие и расплывчатые. Например, что считать «высшей степенью признания»? Крупную сумму на банковском счёте? Известность в широких кругах? Лестную оценку критиков? Долгую жизнь произведения, превосходящую жизнь своего создателя? Одобрение близких? Большое количество единомышленников?

Каждый человек ответит по-своему. Он поставит перед собой цель в зависимости от темперамента, амбиций, образа жизни и мышления. И в том случае, если ему удастся воплотить задуманное, можно будет говорить об успешности. При этом одобрение родственников, причисление к классике или возможность обсуждать философские темы с людьми, разделяющими писательские убеждения, вряд ли имеют хоть какое-то отношение к рынку.

С другой стороны, писатели, жаждущие славы и денег, о рынке думать должны. Согласно их цели, книга — это товар. А раз так, то она должна быть выставлена на продажу и прорекламирована, чтобы затем за установленную цену попасть в руки к максимальному числу читателей. Ибо в данном случае успех будет определяться количеством собранных средств или общественным мнением. Причём только очень большое количество библиофилов, познакомившееся с произведением, пойдёт в зачёт, так как о славе и богатстве с сотней читателей и говорить не приходится.

Как правильно поставить цель и не стать жертвой самообмана

Итак, определившись с тем, что такое литературный успех, и осознав, что это понятие является синонимом словосочетания «цель писателя», пришло время выяснить, как не обмануться и выбрать правильные ориентиры. Прискорбно часто писатели, особенно начинающие, убеждены — стоит им обратиться в издательство, предложив свой шедевр, и им тут же заплатят баснословный гонорар, не хуже, чем Майер или Роулинг. Вместо этого в ответ приходит короткое письмо с отказом или предложение напечатать малый тираж за счёт писателя. Или тот, кто написал философскую повесть о смысле жизни, обращается в контору, профилирующуюся на фэнтези, получает свои экземпляры и место на полках в магазине, куда приходят исключительно почитатели Эдварда Каллена, Леголаса и Дарта Вейдера. Книга медленно, но верно покрывается пылью, а автор глотает слёзы разочарования, так как никто не узнал и не оценил его стремление и не попытался вместе понять, откуда взялась человеческая душа и куда она попадёт после смерти (вряд ли ведь в Средиземье).

Чтобы ничего подобного не случилось, а работа над произведениями и печатная жизнь собственной книги приносили лишь радость, имеет смысл сразу определить:

— насколько она актуальна;
— кто составляю целевую аудиторию;
— полностью ли раскрыта выбранная тема;
— можно ли назвать сюжет достаточно динамичным, интригующим и увлекательным;
— насколько хорошо прорисованы характеры героев;
— нет ли в тексте нудных моментов или, наоборот, перескоков от темы к теме;
— встречаются ли агрессивные провокации, сомнительные с точки зрения морали или закона моменты;
— есть ли стилистические ляпы (тавтологии, плеоназмы и так далее) и грамматические ошибки.

Одним словом, он должен чётко представить, насколько качественна, актуальна, востребована и интересна книга, чтобы решить, есть ли шанс её продать или лучше выбрать печать малым тиражом и подарить близким, которые оценят душевный порыв. Правда может оказаться болезненной. Но это вовсе не значит, что её нужно игнорировать, продолжать врать себе, а потом винить всех и вся в неудаче.

Естественно, никто не может самостоятельно дать объективную оценку собственному творчеству. Рассчитывать на друзей тоже не приходится. Среди них вряд ли найдутся профессионалы, но даже и так, велик риск, что близкие станут щадить чувства автора. Единственный выход — заблаговременно найти стороннего рецензента, позволить ему проанализировать свою работу и, опираясь на рекомендации, исправить то, что подлежит исправлению. Вот тогда есть шанс взобраться на бо́льшую высоту и поставить перед собой более серьёзную цель.

Получается, что разговор о литературном успехе стоит вести не с позиции собственных хотений и уж точно не рассматривать его через призму требований рынка. Важно научиться гармонично сочетать желания и возможности, не отказываясь от чужого мнения и дополнительных трудов, чтобы «хочу» и «могу» максимально приблизились друг к другу. Лишь тогда каждый получит то, на что рассчитывает. А писателей, потерпевших крах и потерявших уверенность в себе, станет в разы меньше.

А чтобы на этих крутых тропах не заблудиться в одиночку, добро пожаловать в "Академию литературного успеха"! С талантом - бесплатно!

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети