Человек и Природа - пересечение на страницах сборника "Восторг души. 2021"

Человек и Природа - пересечение на страницах сборника

Мир за окном - большое чудо. Но люди не замечают его, воспринимая как нечто само собой разумеющееся. Восхительны восходы. Упоительны закаты. Но многие ли любуются ими, пока заняты своими делами и поглощены проблемами? "Восторг души" - интересный и важный литературный проект, позволяющий заново открыть для себя красоту природы. Это традиция для издательства "Союз писателей" и многих поэтов, прозаиков, библиофилов.
Весной 2021 года вышел новый сборник из серии, редактором-составителем которого стала Олеся Шмакович. О том, как происходила работа над книгой и что она собой представляет, Олеся рассказала корреспонденту пресс-службы издательства "Союз писателей".

Корреспондент: Олеся, откуда пришла идея проекта "Восторг души". С чего все начиналось?

Олеся: Насколько знаю, проект существует уже не первый год. Сама когда-то была одним из авторов аналогичного сборника прошлых лет. В этом году всё началось спонтанно. Я узнала о том, что в областной центр приезжает с концертом одна из моих любимых рок-групп, возникла необходимость подработать на билет. Увидела в группе Авторы СП объявление о поиске редактора, откликнулась и приступила к работе.

Корреспондент: Каков основной посыл сборника?

Олеся: Не совсем понятно, что имеется в виду под словом «посыл». Но если речь о какой-либо общей идее, которая объединяла бы все вошедшие в сборник произведения, то её чисто условно можно сформулировать примерно так: природа пробуждает в душе автора те или иные чувства, и чувства эти так сильны, что сами рвутся на бумагу. Какие именно чувства? А это вы узнаете, прочтя сам сборник.

Корреспондент: Для кого пишутся стихи и рассказы о природе, или попросту - кто целевая аудитория "Восторга души"?

Олеся: Сложный вопрос. Это примерно то же самое, что спросить, для кого светит солнце. Любой человек – часть природы. Но жители мегаполисов часто оторваны от неё и не всегда могут позволить себе съездить за город или в отпуск на море. И тогда на помощь им приходят книги о природе, подобные сборнику «Восторг души».

Корреспондент: Как много заявок было подано на участие в сборнике? Все ли они прошли отбор или кому-то из авторов приходилось отказывать? По какой причине?

Олеся: В этом году поступило более сотни заявок. Отбор, конечно, прошли не все авторы. Иначе просто не было необходимости в отборе. В основном причиной для отказа было низкое качество текстов. Один из рассказов был хорошим, но мистическим, что не совсем соответствовало теме. Было такое, что из двух стихотворений присланных автором одно оказывалось сильнее другого. Более сильное попадало в сборник, а слабое – выбывало из конкурса.

Корреспондент: Назовите главные критерии, которым должно соответствовать произведение, способное претендовать на то, чтобы стать частью "Восторга души".

Олеся: Если говорить о поэзии, то лично мне ближе классические рифмованные формы. Но против верлибров и белых стихов, в принципе, ничего не имею. В этом сборнике верлибры тоже есть. Тут главное определиться, пишешь ты рифмованную вещь или же нерифмованную. Установить для себя правила игры. Если начал писать в рифму, то будь добр, играй, то есть пиши так до конца стихотворения. Тоже самое и с белыми стихами, начал писать без рифм, не допускай их в текст. Но за ритмом следи. Иначе у читателя может сложиться впечатление, что автора внезапно одолела лень, и он дописывал произведение на отвяжись. В верлибрах ритм и рифмы уходят, образно говоря, в свободное плавание. И тут вся смысловая нагрузка ложится на образы. Поэтому они должны быть сильными, чтобы, опять-таки образно говоря, держать на себе всё стихотворение. Но образность ради образности – тоже не айс. Про смысл и идею, тоже забывать не надо.

В прозе следить за размером и рифмой, конечно, не надо. А вот образам место найдется. Особенно, если автор работает в жанре пейзажной зарисовки. Если проза сюжетная, то тут не надо забывать про логику событий, характеры персонажей, их речевые характеристики.

Ну а самое главное, в любое произведение, хоть стихотворное, хоть прозаическое, должно быть наполнено искренностью и смыслом, задевать читателя за живое, трогать душу, отзываться в ней и пробуждать её.

Корреспондент: Возникали ли у Вас какие-то трудности или сомнения на этапе отбора и составления книги? Как Вы с ними справлялись?

Олеся: Я довольно долго сомневалась, стоит ли включать в сборник рассказы о животных. Но они, эти рассказы, оказались настолько хорошо написаны, что отклонять их было бы несправедливым. В конце концов, животные – это ведь тоже часть природы. Они них писали такие классики как Виталий Бианки, Константин Паустовский, Эрнест Сетон-Томпсон и другие. А чем современники хуже? Вопрос почти риторический.

Корреспондент: В стихах или прозе, как, на Ваш взгляд, нужно говорить о Природе, чтобы передать всю ее красоту?

Олеся: Выбор формы всецело зависит от автора. Если при взгляде, скажем, на закат приходят в голову стихотворные строки, то да будет стихотворение! А если после путешествия хочется написать зарисовку или рассказ – пишите на здоровье. Главное, чтобы выбранная форма наиболее полно отражала то, что вы хотите передать читателям.

Корреспондент: Делая пейзажные зарисовки писатели прибегают к метафорам. Назовите самые яркие сравнения из сборника, которые вам запомнились.

Олеся: Никогда не считала метафоры главными в тексте. Но всегда была неравнодушна к морю, возможно, потому, что родилась на Сахалине и часть детства провела в Прибалтике. Поэтому не могла пройти мимо строк, «камней расцвеченный щербет За собою море волочит». Их автор Михаил Кульков родом из Санкт-Петербурга. Вообще из города на Неве пришло много хороших работ. Но если я сейчас начну цитировать их все, то наше интервью растянется на половину сборника. Но не могу не отметить, что помимо метафор многие прозаики использовали и другие художественные приёмы. Так, в рассказе «Какой цветок лучше?» Рауза Хузахметова оживила растения, наделив их человеческими чертами. Подчас всего одно такое олицетворение способно заменить собою множество метафор.

Корреспондент: Опишите пейзаж, который лично Вы можете назвать вдохновляющим.

Олеся: Меня всегда вдохновляло что-то необычное. Например, зелёный листок, лежащий на асфальте, и как будто по линейке разделённый пополам и наполовину окрашенный в желтый. При том, что другая половина так и осталась зелёной. Вдохновить способны даже сморщенные ветром лужи. Или забытый на футбольном поле старый, измученный мяч. Источник вдохновения часто находится в буквальном смысле под ногами. Или вокруг нас. Надо просто уметь смотреть, и в неживом живое замечать.

Корреспондент: Что Вам больше всего понравилось в работе над сборником "Восторг души"?

Олеся: Каждое из прошедших конкурсный отбор произведений оставило свой след в душе. И дало возможность, не выходя из комнаты стать чуточку ближе к природе.

Корреспондент: Если бы Вам довелось еще раз выступить в роли редактора-составителя в таком проекте, что бы Вы сделали по-другому, не так, как в этот раз?

Олеся: Возможно, разделила бы сборник на рубрики и добавила отдельный раздел стихотворений и рассказов о животных. Дала бы авторам, у которых прошло в сборник только одно стихотворение возможность отредактировать второе.

Корреспондент: Это замечательно, что люди обратят внимание на мир вокруг и почувствуют себя ближе к Природе, а традиция "Восторга души", будем надеяться, пойдет дальше и сохранит свое очарование на долгие годы.
Корреспондент пресс-службы Академии Литературного Успеха
Екатерина Кузнецова
Фотограф 
Наталья Каргина
Восторг души. 2021

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети