Какой тон для беседы выбрать, когда хочешь поговорить о человеке и Боге, войне и мире, искусстве и его влиянии на общество, вечных ценностях и сиюминутных прихотях? Можно поставить философские вопросы ребром и попытаться заставить публику размышлять над ними, спорить, высказывать свою позицию. Одним словом, создать много шума из ничего и не добиться никаких ощутимых результатов. Ведь в споре, может, истина и рождается, но только если люди готовы слушать и слышать. Не разумнее ли обойтись без криков и ссор, судорожных попыток доказать свою идею и "исправить" точку зрения собеседника? Это можно сделать, если подтолкнуть людей к тихим размышлениям, не провоцируя их, а бережно направляя на пути поиска главных смыслов, например, через "фантастическую рапсодию любви". Так поступил Борис Алексеев, автор повести
"Солнце мое".
Свое произведение он неспроста назвал рапсодией. Если обратиться к определению этого слова, станет ясно, что оно состоит из двух основных характеристик: импровизации и чередования разнохарактерных эпизодов. Они же присущи истории Бориса Алексеева, которая складывается из кусочков, относящихся к нескольким эпохам. А что может быть более... разнохарактерным? Следя за действиями героя, автор постоянно импровизирует, потому что трудно заранее предугадать, как будет развиваться судьба человека, родившегося в будущем и вынужденного жить в прошлом. Влекомый любопытством молодой парень неосторожно пошел за стариком, который и привел его в иную эпоху, где он может стать гением и пророком или парией.
"Да, мне повезло. Я обрёл любовь, профессию и тихое семейное счастье. Так неужели за обыкновенное человеческое счастье я должен ежедневно расплачиваться угрызениями совести и страхом перед продолжением собственной жизни?"
Основа книги - это романтика. Она создает фон и настроение у библиофила, отбивают охоту вступать в дебаты и споры, заменяют агрессию, вызванную личными проблемами и контрастными мнениями нежностью, ностальгией, стремление понять другого и быть понятым самому. На этом фоне развиваются события и даются рассуждения на острые темы.
Борис Алексеев, позаботившись о правильной атмосфере, смело говорит обо всем, что обычно приводит к резкой дискуссии.
"И наверное, самое главное, чему я стал свидетелем за долгие годы моей жизни, — как легко увлечь благородную душу жертвенным призывом! Жертвенное начало — это поводок, за который лукавый бес тянет наши души в ад самоубийства. Ведь никогда ни одна революция, ни одна война, развязанная с благими намерениями, не сделала человека счастливым". Он выбирает нарочито яркие метафоры, чтобы выразить саму суть, а не создать иллюзию ее выражения:
"Скажу не тая: на лицах взрослых было написано этакое надменное удовольствие ума, в то время как мордашки детей буквально застыли от ужаса и превратились, да простит читатель жёсткое сравнение, в детские посмертные маски. Думаю, о таком восприятии «Герники» Пикассо мог только мечтать". В результате писатель неизменно находит отклик в сердцах читателей, просто потому, что грамотно их подготовил к восприятию своих мыслей и, даже если кого-то в последствии его слова не смогут убедить, все равно люди задумаются и, как минимум, допустят возможность существования другой позиции.
Человек и человечность, предопределение и выбор, вечность и конечность всего сущего... Создав литературного Уробоса по средством закольцовывания сюжета, автор поднял множество тем и поставил немало вопросов, соединив ответы на них в целое, так как все они - это шаги к пониманию смысла одного и того же - самой жизни в ее разных проявлениях.