03 Фев 2022
Узловые точки на пути развития личности на примере героев романа "Евангелина"
Роман Любови Черенковой "Евангелина" начинается как раз с поворотного момента в жизни главной героини. Она - языческая ведунья, да притом талантливая. Родилась и провела всю жизнь в захолустной деревне, где люди верили во множество богов. Кто бы мог подумать, что юная Милолика собьется с пути, предначертанного ей самой судьбой? А между тем... "Отец Арсений у нас только ночку ночевал, но после этого неожиданного знакомства судьба моя пошла совершенно другим путем." Всего один разговор изменил все, посеяв в сердце зерна сомнения. С этого дня не было покоя девушке, пока она не оставила свой дом и не отправилась навстречу неизвестности. Чтобы там, в неведомом большом мире познать истину, найти дом и узнать о своем предназначении.
Книга состоит из трех частей, каждая из которых представляет собой отдельное приключение с логическим завершением действия и духовного поиска, что означает неизбежный переход на новый этап личностного развития. В период столкновения христианства с язычеством на Руси любой человек оказывался перед сложным выбором. Религиозное познание становилось не только способом хоть как-то объяснить мироустройство и разобраться с непонятной космологией, но и своего рода познанием своего "я", как случилось в случае с Милоликой. То есть, дорогу в Храм, с которой началась эта история, следует рассматривать не в качестве попытки автора приобщить читателя к своей вере, а как литературный маршрут себе истинному. Главная героиня книги принимает решения, опираясь на свои представления о нравственности и морали. Они меняются по мере того, как она знакомится с новыми людьми и проходит через испытания. Последние преподнесены в легкой авантюрной манере, но по сути являются довольно жесткими и точно отражают неспокойное, смутное время, отраженное в книге. Разбойники на больших дорогах, работорговцы, не признающие такого понятия как личная свобода, давление со стороны родственников и друзей из языческого мира и православных обывателей, рядом с которыми девушка остается жить... Это факторы, способствующие зарождению и развитию внутреннего кризиса. Возникает когнитивный диссонанс. В результате Милолика оказывается на перепутье, проходит очередные узловые точки своей судьбы и двигает сюжет в направлении, определенным писательницей, выступающей в рамках романа в качестве историка, психолога, философа и социолога. Повинуясь ветрам бытия, девушка то и дело меняет траекторию своего развития. Она то шагает вперед, то отступает назад, постоянно рискует, но постепенно приходит к осознанию, что без подобного риска невозможно прожить свою жизнь по-настоящему.
Любовь Черенкова помогает героям найти Бога и обрести покой. Она рассуждает о любви и ее значении. Показывает настоящую дружбу и на примере двух подруг, Милолики и Ангелины, говорит о счастье, демонстрируя его с разных сторон: "Прости, Господи, за моменты отчаяния! Благодарю за Твою Любовь, которую мы не всегда сразу ощущаем, но со временем понимаем и видим! За огромное терпение к нам! А мы, в свой черед, постараемся быть достойными Твоей Любви — кто в монастыре, как Ангелина, кто в миру, как я, подвергаясь не меньшим испытаниям и соблазнам. Но толь-ко благодаря этим трудностям мы становимся лучше: честнее, добрее, терпимее..." Писательница делает акцент на том, как человек становится тем, кем видят его другие. Она протягивает ниточки между причинами и следствиями поступков. Останавливается на каждом перепутье и позволяет догадаться, почему в этой точке персонаж свернул именно в эту сторону. А потом разбавляет сгустившиеся из-за большого количество смыслов и подтекстов краски красивой романтикой, рисует узор мистики, уместный при описании событий, относящихся к двенадцатому веку, удивляет неожиданными происшествиями.
Роман "Евангелина" - это томление по неведомому, непонятному, недоступному. Он дает определение понятию об узловых точках в судьбе, олицетворяет собой поиск, который длится на протяжении целой жизни, и является своеобразной одой духовному развитию человека, что имеет особую актуальность уже в нашу эпоху.
|
Всего комментариев: 1 | |
| |
[Юрий Терещенко]
То,