Что есть на обложке любой книги? Некое изображение, цель которого привлечь внимание читателя. Название. Имя автора. И... аннотация. Последнюю обычно печатают на заднике, реже - только на первой странице, еще до текста произведения. Представить себе книгу без аннотации трудно. И совершенно невозможно вообразить, что она сумеет зацепить читателя, потому что никто не хочет покупать "кота в мешке". Это было бы, как минимум, нерационально. А значит, первостепенная задача автора сделать аннотацию, то есть описание своего произведения, таким чтобы результат понравился и заинтриговал как можно большее количество людей.
Как правило, аннотация нужна уже на этапе подачи заявки на публикацию. Издатели, как и читатели, не готовы сходу бросаться в омут с головой и тратить часы на знакомство с романом в десяти томах, который, вполне возможно, не подходит им по формату. Поэтому самая первая цель любого описания - воодушевить редакционную коллегию, убедить ее в необходимости больше узнать о рукописи и ее создателе. Для этой аудитории, ничуть не менее важной, чем в последствии целевая, аннотацию всегда (или почти всегда) пишет сам литератор. Уже потом, когда начнется предпечатная подготовка и продвижение новинки, он сможет дополнительно заказать нужные ему тексты и для обложки, и для интернет-магазинов, где будет продаваться новинка, и для рекламы у профессионалов. Но пока это "потом" не наступило, придется попотеть. А это значит, что для любого писателя очень важно научиться правильно составлять аннотации.
Что указывать в описании книги?
Прежде всего нужно определиться с тем, о чем рассказать в коротком тексте, который читатель увидит до того, как познакомится с самим произведением, и заранее составит мнение о нем.
1. Начать аннотацию можно с пары слов об авторе. Но это необязательно и в ряде случаев может быть излишним, особенно когда речь идет об остросюжетной литературе. Уместно подобное вступление для сборников, независимо от жанра, и нон-фикшна.
2. Необходимо сразу определить жанр. Это можно сделать напрямую или опосредовано через описание сюжета.
3. Коротко рассказать об одном или нескольких главных героях, но без лишней конкретики. Не надо расписывать все, что происходит с Машей Ивановой от ее рождения и до смерти, даже если история именно об этом. Просто скажите, как ее зовут и отметьте то, что является ключевым в ее образе. Например, профессию, семейный статус или, может быть, планету, на которой она живет, ее принадлежность к сверхъестественному миру, когда речь идет о фантастике или фэнтези.
4. О сюжете стоит упомянуть, но ни в коем случае нельзя его раскрывать полностью. В аннотации достаточно завязки и интригующего вопроса в конце. Главное, преподнести его так, чтобы читателю захотелось получить ответ.
5. Основные темы произведения - это важно, для нон-фикшна и вовсе обязательно, для художественной литературы очень желательно. Как и в случае с жанром, можно говорить прямо или нет, все зависит от стилистики, личных предпочтений и соображений целесообразности.
6. Целевая аудитория - это люди, к которым обращается писатель через свою книгу, разве можно о ней забыть? Определять ее слишком четко или ограничивать не надо, но дать подсказку, кто адресат рекомендуется. Начать или, наоборот, закончить описание можно фразой в стиле: "эта книга подойдет любителям пощекотать себе нервы", "роман предназначен всем, кто хочет перенестись в иной мир и раскрыть его секреты".
Чего не должно быть в аннотации?
Разобравшись, что в аннотации быть должно или, как минимум, может, давайте поговорим о том, кие существуют табу. Список короткий, но выучить его придется наизусть.
1. Аннотацией не может быть биография автора, если, конечно, речь не идет о мемуарах.
2. Превращать в описание книги фрагмент текста - идея гибельная. Отдельные цитаты допустимы, но просто вырвать кусок романа и поставить на обложку нельзя. Это ничего толком не расскажет и вызовет скорее недоумение, нежели интерес.
3. Категорически запрещены спойлеры. Если читатель заранее узнает, что будет в конце, зачем ему тратить время на начало?
Требования к тексту описания?
В зависимости от предназначения, могут меняться требования к аннотации. Но мы не будем рассматривать все случаи, в которых она может пригодиться, поговорим о главном - об описании для обложки. Какие правила его написания существуют?
1. Идеальный объем аннотации от 500 до 1000 символов с пробелами. Более короткий текст не информативен, более длинный покажется читателю скучным и просто не влезет на положенное место при верстке.
2. Количество абзацев - один, два, в крайнем случае три, но никак не больше. Аннотация - не рассказ. В ней нет смысла упражняться в красноречии и пытаться сказать все и сразу, тем более о разном (собственно, смена абзацы как раз и подразумевает смену темы).
3. Простые, короткие предложения воспринимаются лучше и быстрее доходят до сознания.
4. Излишняя витиеватость речи ни к чему. Текст должен быть интуитивно понятен любому человеку.
5. Тавтологии, плеоназмы "вода" - табу. Они отвратят читателя, а не привлекут его.
6. Оценочные суждения ("самый лучший", "долгожданный", "самый интригующий" и так далее) не допустимы. Подобные высказывания вызовут мысль о том, что автор страдает манией величия, а в некоторых случаях эпитеты могут и вовсе трансформироваться в сознании представителей целевой аудитории в свои антонимы.
7. Знак вопроса или многоточие в конце - это интересно, интригующе и желательно, хотя не является строго обязательным. Просто помните: все, что не завершено, на подсознательном уровне требует завершения. Как его получить? Только прочитать книгу.
Относиться к написанию аннотации спустя рукава, значит не уважать и не ценить свой собственный труд. Книга без аннотации, причем хорошей, не добьется успеха. Ее просто никто не заметит, так как все увлекутся творением конкурента, который постарался и продемонстрировал свое мастерство уже в описании.