Рецензент мой враг... или друг?

Рецензент мой враг... или друг?

На протяжении всей творческой жизни литераторы сталкиваются с критикой. Многие боятся ее, не хуже чем пожара или землетрясения. Им кажется, что рецензенты по определению враги, которые обучены тому, как разгромить книгу и унизить ее автора, а больше эти ужасные люди ни на что не способны. Но так ли это на самом деле или у страха глаза велики?

Прежде всего нужно осознать, что комментарии, отзывы и рецензии о произведении будут, независимо от личного желания. В конце концов, писатель - человек публичный, а о публичных людях всегда судачат и дают оценки их достижениям. Вопрос в том, кто и с какой целью будет это делать, а главное - как относиться к чужим мнениям. Очевидно, что если некое событие является предопределенным, пытаться его избежать глупо. Не надо бегать от критики, крича: "Спасите! Помогите!". И ни в коем случае не нужно принимать любое слово в штыки, пытаясь его оспорить. Следует понять и принять, что любая написанная и опубликованная рецензия - знак популярности, а значит польза для писателя. Кроме того, это полезный урок, который позволит в будущем избежать ошибок, стать лучше и слышать более лестные комментарии.

В каждом конкретном случае надо определиться, насколько объективными являются замечания, а уж потом реагировать на них. А это напрямую зависит от автора текста, его квалификации и цели написания рецензии. Разумно разделить критиков на три группы. И к каждой имеет смысл относиться серьезно, внимательно и с уважением.

1. Профессиональные рецензенты:
- дипломированные филологи;
- редакторы, работающие в издательствах и литературных журналах;
- журналисты и лидеры мнений (например, литературные блогеры);
- администраторы профильных порталов;
- преподаватели гуманитарных ВУЗов;
- члены творческих союзов;
- организаторы литературных премий, конкурсов, фестивалей и ярмарок;
- другие писатели.

Рецензии, вышедшие из-под пера профессионалов, отличаются объективностью. В них отмечаются плюсы и минусы произведения, расставляются акценты, зачастую даются рекомендации. К подобным комментариям имеет смысл прислушиваться и использовать выдвинутые в них тезисы для работы над собой. Сказанное вовремя слово, особенно до публикации, способно в будущем избавить от множества неприятностей, если отнестись к нему разумно. Естественно, спорить с профессиональными критиками бессмысленно и даже опасно. Ведь некоторые из них имеют большой вес в литературном сообществе, а значит, способны как помочь автору-новичку подняться по иерархической лестнице, так и столкнуть с нее хама, вступающего в дебаты без повода.

2. Читатели.
Среди них будут знакомые писателя и незнакомцы, которые хотят поделиться эмоциями и высказать субъективное, часто эмоциональное мнение. Условно эту аудиторию стоит делить на поклонников книги, превозносящих ее существующие и несуществующие достоинства, и хейтеров. Увы, от встречи с последними в сети не застрахован никто. Их комментарии бывают резкими, грубыми, обидными, далеко не всегда адекватными. В такой ситуации писатель должен сразу отказаться от мысли завести диалог или оспорить сказанное. Скорее всего, подобная попытка приведет к обострению конфликта, и именно литератор, и без того расстроенный, выставит себя в дурном свете, если поведется на провокацию. В ответ на резко негативные рецензии следует просто говорить "спасибо за мнение" и идти дальше, стараясь вычленить из слов комментатора здравое зерно, которое можно было бы использовать для работы над собой. Если такового не имеется, негатив лучше отбросить в сторону. В конце концов, один человек - это еще не целый мир.

3. Рекламщики. В этой роли могут выступать:

- сотрудники издательства или литературного агентства;
- копирайтеры;
- блогеры;
- читатели.

Рекламная рецензия всегда хорошая и... платная. С автором заранее обсуждают, что писать, как и где это размещать. Естественно, ни о каких минусах в таком тесте речи будет. Он предназначен для привлечения внимания и формирования интереса у целевой аудитории. В некоторых случаях (но довольно редко) профессиональные журналисты, работающие на крупные СМИ, и филологи также берутся на себя функцию платного рецензента. Но это либо очень дорого стоит, либо входит в большой пиар-пакет издательства или специализированного агентства.

Получается, критиками становятся самые разные люди, имеющие разный социальный статус, образование, положение в литературном сообществе. И каждый из них пишет с какой-то определенной целью. Нужно отдавать себе отчет в том, что рецензии необходимы писателю, чтобы:

- совершенствоваться;
- проходить отборы на конкурсы и премии;
- получать гранты на публикации;
- продвигать свое творчество среди читателей.  

Учитывая это, каждая рецензия, независимо от ее тональности, важна и способна помочь. А рецензент из потенциального врага превращается если и не в друга, то в хорошего приятеля. Главное, не падать духом, слыша не то, что хочется, и не впадать в эйфорию от похвал. Золотая середина в реагировании на обычные рабочие моменты из жизни любого писателя - лучшее решение.

Оставить комментарий

Подписка: 1

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно

Соцсети