25 Июл 2013
Смерть на съемочной площадке
Смерть на съемочной площадке

Шел пятый час съемок. Безжалостно палящее июльское солнце измотало всю съемочную группу и от этого ошибки и накладки следовали одна за другой.
Вообще этот фильм давался на редкость тяжело. Вначале режиссер Иван Григорьевич Сандров мучительно долго искал деньги для съемок этого, как казалось ему кассового кинофильма. Затем Сандров долгое время не мог подобрать актера на главную роль. Всякий раз, как кого-нибудь он утверждал, с исполнителем главной роли случались какие-то неприятности. Один актер сломал ногу, другая знаменитость вдруг начала требовать столь высокий гонорар, что его хватило бы на половину творческой группы. Третий актер уходил в глубокий запой... Так продолжалось почти полгода, пока Ивану Григорьевичу не предложили к участию в фильме молодого, но уже популярного Сергея Вишневского, успевшего к тому времени сняться в двух малобюджетных картинах и одном сериале. Вишневского Иван Григорьевич знал, как и знал то, что молодой актер успел прославиться своим скверным характером, непомерной заносчивостью и скандальными выходками. Вишневский мог устроить дебош в ресторане, подраться с сотрудниками полиции. Не раз он набрасывался с кулаками на партнеров по предыдущим фильмам. Да и семейная жизнь у него складывалось не совсем удачно. За четыре года своей кинокарьеры Вишневский последовательно заключил, а затем и разорвал три брака, каждый из которых завершался грандиозным скандалом и невероятной шумихой в прессе. Несмотря на то, что Сандрова пугала дурная репутация Вишневского, он рискнул пригласить в свою картину молодого актера. Но вскоре к своей радости он понял, что не ошибся в выборе. Вишневский настолько вжился в образ молодого романтичного графа, что, казалось, иного актера в этой роли и представить было невозможно...
-Мотор! - скомандовал охрипшим голосом Иван Григорьевич. Тот час перед актерами появилась молоденькая ассистентка.
-Сцена пятая, кадр первый, дубль первый! - пропищала девчушка и щелкнула «хлопушкой».
Заработал мотор насоса пожарной машины и из нескольких шлангов на место съемок хлынули потоки воды, изображавшие проливной дождь.
-Сходитесь! - крикнул рослый и сухопарый пожилой человек в смокинге и лаковом цилиндре, исполнявший роль секунданта.
Вишневский-граф в расстегнутой промокшей рубашке, держа в правой опущенной руке пистолет, а в другой горсть вишен, двинулся на своего партнера. Небрежно сплевывая вишневые косточки, граф всем своим видом изображал бесстрашие и полное равнодушие к смерти. Вот второй актер, игравший обманутого молодым графом седовласого князя – уважаемого отца семейства, героя Отечественной войны восемьсот двенадцатого года – поднял руку с пистолетом. Грянул выстрел и следом за этим Вишневский разразился гневной тирадой:
-Нет, ну вы посмотрите на него! Разве так надо играть эту сцену! Где ненависть в глазах к сопернику, где смертельная обида опороченного аристократа. Будь сейчас здесь сам великий Станиславский, он бы наверняка закричал: «Не верю!». Слышите: и я не верю! Да и зритель не поверит!..
Сидевший в стареньком скрипучем кресле Иван Григорьевич вздохнул, вытер со лба пот и поднес к губам громкоговоритель.
-Степан Степанович, - обратился он к актеру, игравшему князя, - соберитесь, пожалуйста! Я понимаю, что вы устали, но надо двигаться дальше. Съемочный день год кормит. Действительно, давайте соберемся. Больше жизни, больше эмоций... Замените реквизит!
К князю торопливо и припадая на левую ногу подошла старушка в строгом учительском костюме, подала актеру новый пистолет и забрала тот, который несколько минут назад произвел холостой выстрел.
-Мотор! - с удвоенной энергией скомандовал Сандров.
-Сцена пятая, кадр первый, дубль второй! - крикнула бойкая девчушка.
Вновь хлынули потоки воды. Дуэлянты начали сходиться. Вот князь, сжав побледневшие губы, навел оружие на графа. Желваки на его желтоватых щеках заходили под накладными бакенбардами. Раздался выстрел. Глаза Вишневского округлились. Он прижал ладонь к груди. По белоснежной рубашке стало расплываться алое пятно. Покачнувшись, граф рухнул на мокрую траву.
-Браво! Молодцы! - захлопал в ладоши Сандров. - Перерыв полчаса.
Члены съемочной группы загалдели и стали разбредаться по своим делам. Только вот Вишневский, почему-то, продолжал лежать. Князь подошел к нему, несколько раз окликнул, затем, склонившись, тронул за плечо и вдруг надрывно закричал:
-Я убил его!..
***
Дежурному следователю районного отдела полиции, на территории которого произошло это происшествие, майору юстиции Виктору Андреевичу Прокудину, впервые в жизни доводилось выезжать на подобное место преступления. Погасшие софиты, нависшие кинокамеры, расставленный и промокший от искусственного дождя реквизит – все это казалось Прокудину нереальным, бутафорским. Даже тело погибшего артиста, лежавшее на поляне, и то выглядело в этой обстановке неестественным. Оно будто являлось составной частью всего этого киношного маскарада.
Первым делом Виктор Андреевич распорядился, чтобы ни кто из членов киногруппы не покидал территории съемочной площадки. Затем вместе с криминалистом Кошкиным он осмотрел тело Вишневского. Действительно, смерть актера наступила в результате точного попадания пули в сердце.
-И все-таки, как могло так случиться, что бутафорский пистолет был заряжен боевым патроном? - наконец спросил поникшего режиссера Прокудин.
Нервно теребя ворот рубашки, Иван Григорьевич принялся объяснять следователю технические тонкости процесса создания фильма:
-Видите ли, используя в процессе съемки оружие, мы почти всегда заряжаем его холостыми патронами. Боевые патроны используются в исключительных случаях. Ну, к примеру, продемонстрировать, как актер метким выстрелом разбивает стеклянную бутылку или дырявит автомобильный кузов. Но в моей картине даже и не предполагались такие фокусы. Сами понимаете – другая историческая эпоха.
-На каком этапе подготовки к съемкам могла произойти подмена патронов?
-Вы считаете, что кто-то мог подменить холостой патрон боевым, чтобы убить Вишневского? - недоуменно вытянулось лицо Сандрова.
-Я не исключаю эту возможность. Впрочем, как и случайную подмену.
-За реквизит у нас отвечает второй помощник режиссера. Могу вас заверить, что это очень опытная женщина. Она еще у Бондарчука-старшего участвовала в съемках картин. У нее безупречная репутация. И к тому же никаких личных отношений с погибшим у нее не было.
-Это мы проверим. А сейчас я бы хотел пообщаться с этой безупречной, по вашим словам, женщиной...
Мария Иосифовна Корнева – так звали хромоногую старушку в строгом учительском костюме – с первых же минут повела себя со следователем Прокудиным весьма уверенно.
-Если вы считаете, что я виновата в убийстве Вишневского, то вы глубоко ошибаетесь, - заявила она. - Патроны, которыми я зарядила два комплекта пистолетов, были холостыми. Их я еще вчера получила со склада киностудии по ведомости. Это вы можете легко проверить.
-Конечно же мы это проверим, - кивнул Прокудин. - А где, кстати, во время съемок хранится реквизит?
-В вагончике.
-Это тот деревянный со спущенными колесами, что стоит у кромки леса?
-Да.
-И, конечно же, во время съемочного процесса дверь вагончика вы не запираете?
-Конечно, нет! Да и кто позарится на эту киношную рухлядь.
-Выходит, что реквизит долгое время мог оставаться без присмотра и всякий желающий имел возможность беспрепятственно проникнуть в вагончик.
Корнева на эти слова лишь пожала плечами.
-Мария Иосифовна, - интонации голоса Прокудина приобрели доверительный оттенок. - По вашему мнению, кто-то мог желать смерти Вишневскому. У него были враги, недоброжелатели, завистники?
-Полным-полно! Каждый второй из нашей группы за что-то обижен на него. Вот лично меня совсем недавно он обозвал «старой каргой». И это за то, что я не успела вовремя отгладить его костюм! На днях вот оператора отругал самыми последними словами. Да и сам Степан Степанович Затейников имел полное право требовать у Вишневского сатисфакции.
-Затейников это тот, кто снимается в роли князя?
-Он самый.
-И чем же Вишневский провинился перед Затейниковым?
-Да он больше года «амуры» крутил с молодой женой Степана Степановича, а потом бросил ее. Все знали об этом, только Затейников делал вид, что не в курсе их романа. Сохранял хорошую мину при плохой игре.
-Супруга у Затейникова тоже актриса.
-Что вы! Так, обычная провинциальная вертихвостка, мечтающая о славе. Четыре года назад устроилась к нам на студию. Определили ее ко мне в помощники.
-Вы хотите сказать, что она тоже занималась реквизитом.
-Да. А потом она окрутила старика Затейникова и женила его на себе.
-Сейчас жена Затейникова работает на студии?
-Только числится. На самом же деле Светка находится в отпуске по уходу за ребенком. Полтора года назад мальчонку она родила Степану Степановичу. Хотя, поговаривают, что не от него, а все от того же Вишневского...
***
Обложившись личными делами сотрудников студии и актеров, принимавших участие в съемках злополучного кинофильма, Прокудин вторые стуки напролет, с короткими перерывами на сон и еду изучал в своем рабочем кабинете хитросплетения взаимоотношений, родственных и деловых связей деятелей отечественного киноискусства. Сам еще не зная для чего, он на несколько дней взял у режиссера Сандрова весь видеоархив снимавшейся картины. Известные и не очень лица, их судьбы и творческие карьеры потекли перед взором Прокудина нескончаемым потоком. Особое внимание он уделил «вертихвостке» Светлане Затейниковой. Фотография с милым, почти детским личиком... Наивные светлые глаза прямо и открыто смотрящие в объектив фотокамеры... Наверное, мужчинам в возрасте нравится такой типаж женщин. Чем же ее мог заинтересовать старик Затейников? Конечно же большой квартирой в центре столицы, связями в киноиндустрии. Так, глядишь, лет через пять – первая большая роль. Потом старик Затейников «сыграет в ящик» и можно смело наслаждаться жизнью...
Глубокой ночью, просматривая видеоархив, Прокудин вдруг заинтересовался мелькнувшей на экране монитора картинкой – в рабочий кадр случайно попала женская фигура, маячившая на дальнем заднем плане. Следователь остановил просмотр и увеличил изображение.
«А ведь Мария Иосифовна мне совершенно другое говорила!» - с азартом подумал Прокудин и откинулся на спинку кресла. Теперь в его руках была нить, с помощью которой он имел все шансы распутать клубок этого преступления...
Светлана Игоревна Затейникова, вызванная повесткой на допрос к майору Прокудину, точно белый океанский лайнер вплыла в кабинет следователя. Несколько раз, хлопнув длинными пушистыми ресницами, она опустилась на предложенный стул.
-Скажите, после разрыва с Сергеем Вишневским, вы с ним больше не общались? - спросил Затейникову Прокудин.
Лицо Светланы вспыхнуло алым румянцем.
-Откуда вам известно о наших отношениях? Ах, да, впрочем, понимаю. В нашем дружном киношном коллективе ничего не утаить! С Вишневским мы не общались более полутора лет. Как раз незадолго до рождения Ванечки мы с ним расстались.
-А Ванечка это ваш сын?
-Да.
-Ваш и Вишневского?
-Да что вы себе такое позволяете! - вспыхнула Затейникова.
-Степан Степанович знал об этом?
-Позвольте нам с мужем самим разобраться в наших отношениях!
-Позволил бы, если бы Вишневского не отправили на тот свет.
-Но Степан Степанович ведь ни в чем не виноват. Разве он знал, что его выстрел окажется роковым для Сережи.
-Он-то не знал. Но вы знали.
-Я!? - тонкая рука Светланы дрогнула. Но откуда? Уже как полтора года я не ведаю, что твориться на студии. И известие о том, что Вишневский погиб меня просто убило!
Из глаз Светланы начали капать слезы. Ее миниатюрный чуть вздернутый носик покраснел, ноздри стали нервно раздуваться с шумом втягивая воздух.
Прокудин понимал, что молодая и, возможно, талантливая женщина сейчас перед ним разыгрывает спектакль. И, тем не менее, он не выносил женских слез. Пусть даже и фальшивых. Чтобы остановить представление, следователь подал Светлане стакан с водой, а затем заговорил глухим и даже несколько резковатым голосом:
-Светлана Игоревна! Сейчас я обязан вас уведомить в том, что мы предъявляем вам официальное обвинение в убийстве гражданина Вишневского Сергея Павловича.
-Что! - Затейникова привстала со стула, однако Прокудин жестом остановил ее.
-Следствием установлено, что вы, состоя в официальном браке с Затейниковым Степаном Степановичем, имели близкие отношения с покойным Вишневским. Узнав о вашей беременности, Вишневский решил порвать с вами все связи. Умный, но тихий и деликатный Степан Степанович догадывался о том, что вы, говоря по-простому, «наставляли ему рога». Через какое-то время после рождения сына Ивана у вас с мужем состоялся откровенный разговор, в котором вы признались, что настоящим отцом ребенка является Вишневский. Это обстоятельство вынудило Затейникова принять решение о расторжении с вами брака. Об этом Степан Степанович написал в своих показаниях. После того, как Затейников сообщил о своем желании с вами развестись, вы за два дня до гибели Вишневского сделали звонок на мобильный телефон Сергея. Это подтверждено оператором сотовой компании. О чем тогда шла речь, неизвестно. Возможно, вы, боясь после развода остаться ни с чем, хотели восстановить прежние отношения с известным актером. Чем закончился ваш разговор также неизвестно. Но после этого в один из дней киносъемок вы пробрались на съемочную площадку и подменили холостые патроны боевыми.
-Но, я же объясняла вам, что не появлялась на студии более полутора лет! - дрогнувшим голосом воскликнула Светлана.
Прокудин вынул из стола свежую фотографию, отпечатанную с кадра киноархива. На ней вдалеке была запечатлена Светлана, уходившая от вагончика в сторону леса.
Взглянув на снимок, Затейникова сникла, а затем сказала:
-Я не хотела, чтобы Сережа погиб. Он ведь всегда любил делать много дублей... Я надеялась, что и в этот раз пистолет попадет к нему.
-Вы хотели убрать мужа руками своего бывшего любовника? Оригинальная идея. Однако получилось все совсем наоборот!
Прокудин протянул Светлане лист бумаги и авторучку:
-Лучшее, что я могу вам посоветовать, так это собственноручно написать чистосердечное признание...
Сергей Забуга
Детективы / 854 / senikobar / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов