Использование нетрадиционных форм, лишенных рифмы и размера, включение отсылок к разнообразным фактам культуры, порой замаскированных и притом существенных для смыслообразования текста, цитирование малоизвестных источников требует специальной расшифровки для полноценного понимания некоторых произведений.
Характеристика подсистем теории, представленных в собственном научном исследовании.
Во многих отношениях теории можно уподобить живым организмам, которые зарождаются, взрослеют, размножаются, воспитывают потомство и умирают. Эта метафора успешно разрабатывается в эволюционной эпистемологии. Та или иная модель "жизненного цикла" теории определяет и направляет исследование структуры теории. В современной методологии науки представлены различные подходы к изучению структуры теории. Согласно структурно-номинативному подходу, в каждой развитой научной теории можно выделить в качестве основных несколько подсистем. Рассмотрим данные подсистемы в контексте собственного исследования.
1) Логико-лингвистическая подсистема теории.
Проявляется в создании глоссария по теме исследования, определения рамок терминов и совокупности понятий, поскольку в исследуемой области существуют разные подходы и необходимо, обратив внимание на каждый из них, выбрать наиболее оптимальный. В рамках широкого явления «интертекстуальность» выделяют способы его реализации в тексте, среди которых, например, в отношении терминов «реминисценция» и «аллюзия» в ученом сообществе существуют полярные мнения; некоторые другие явления, такие, например, как топонимы, не все исследователи относят к феномену интертекстуальности. Правила вывода и интерпретации, включаемые в подсистему теории, необходимы в данном случае для вычленения интертекста из произведений и анализа трансформации заимствованных идей, их взаимодействия с авторской мыслью, авторской интенции при создании интертекстуальных связей.
Также связь с данной подсистемой наблюдается в ограничении материала по языковому признаку: рассматривается только интертекстуальность русской рок-поэзии, в то время как поэзия, созданная на других языках, может отличаться по некоторым ключевым понятиям.
Необходимо отметить, однако, что особенности материала исследования и сфера практической реализации гипотезы не позволяют создать полностью аксиоматизированную теорию, поэтому, указывая на присуствие логико-лингвистической подсистемы в данном исследовании, мы можем говорить лишь о присутствии неявном, о наличии некоторых черт.
2) Модельно-репрезентативная подсистема теории.
Исходный уровень данной подсистемы образован именами объектов из предметной области теории.
Модель - это способ представления предметной области в теории. Своеобразной клеточкой организации теоретических знаний, по мнению В. С. Степина, является двухслойная конструкция - теоретическая модель и формулируемый относительно нее теоретический закон. Выделенным объектам сопоставляются в качестве представляющих их концептуальных структур такие имена (названия, символы), которые фиксируют только онтологические гипотезы о существовании или несуществовании этих объектов. На втором уровне содержатся средства отображения в теории свойств и отношений изучаемых объектов. В основании развитой теории можно выделить фундаментальную теоретическую модель (схему), которая построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга и относительно которых формулируются фундаментальные законы теории. В рамках моего исследования не планируется построения модели, однако выделение связей между объектами возможно, как потенциально возможна и формулировка относительно них теоретического закона в области взаимоотношений текста, интертекста и претекста; впрочем, поскольку мы имеем дело с со сферой исскуства, большую роль в которой играет творческая индивидуальность художника, вероятно, теоретические законы будут отличаться некоторой относительностью.
3) Операционно-оценочная подсистема. В ней представлены методы, процедуры, способы деятельности, которыми овладевает ученый после усвоения теории.
По цели исследование является уточняющим: устанавливаются границы действия теории обучения интерпретации текста, теоретические положения апробируются в педагогическом дискурсе. Применимы такие теоретические методы, как анализ в отношении существующих методик обучения интерпретации текста; обобщение теоретических знаний по вопросу; возможна классификация проявлений интертекста в произведениях. Обращаясь к практическим методам, следует упомянуть эмпирические методы сбора информации, которые могут быть использованы на этапе диагностики знаний; методы обработки и интерпретации данных (как в отношении работы с текстом, так и применительно к результатам педагогического процесса). Вероятны также статистические методы для принятия истинной и отклонения ложной гипотезы с высокой вероятностью.
В качестве основных организационных форм работы в рамках педагогического процесса предполагаются: «медленное чтение»; самостоятельная работа; работа в малых группах; беседа; написание рецензий и эссе.
Определение направления и целей деятельности требует применения самых разнообразных оценок (когнитивных, регулятивных, внешних и т. д.).
4) Проблемно-эвристическая подсистема.
Чтобы теория успешно функционировала (т. е. описывала, объясняла, предсказывала и т. д.), требуется ставить проблемы, выдвигать гипотезы, решать задачи. Проблемы, задачи, вопросы, задания и эвристики образуют данную подсистему теории.
Проблема: явление интертекстуальности затрагивает многие сферы работы с текстом, поэтому овладение теорией по разделу «Интертекстуальность» является необходимым для успешного усвоения студентами многих профильных предметов филологического цикла, а также важно для студентов нефилологических специальностей и магистрантов при работе с научными текстами.
Гипотеза: развитие навыков интерпретации текста у студентов филологических специальностей будет успешно при следующих условиях:
1) вынесение раздела «Интертекстуальность» в отдельный спецкурс;
2) выбор в качестве материала для изучения русской рок-поэзии как наиболее оптимального и близкого молодежной аудитории;
3) создание условий для широкого использования в ходе преподавания курса аудиоматериалов, «звучащей» поэзии.
Задачи:
1. Провести анализ и обобщение теоретических подходов к изучению явления интертекстуальности, выявить степень изученности вопроса в литературе.
2. Обозначить наиболее конструктивные подходы к преподаванию явления интертекстуальности.
3. Разработать и практически апробировать программу спецкурса «Интертекстуальность в русской рок-поэзии»
Таким образом, мое исследование и научная теория имеют общие необходимые компоненты, включенные в проблемно-эвристичекую подсистему теории.
Приложение структуры теории к собственному исследованию показывает, что присутствие фрагментов подсистем может быть свойственно не только сформировавшейся научной теории, но в той или иной мере любому научному исследованию как необходимые компоненты научного познания. В каждом случае научного исследования представления о структуре теории не вытекают автоматически из понимания ее природы, а являются результатом особого методологического анализа, нацеленного на определение строения, свойств и функций теории, механизмов ее функционирования и развития.
В современном мире, когда поэзия отодвинута на обочину литературы, все же остаются ищущие поэты и мыслящие читатели. Данное исследование – результат научного поиска, приведенные трактовки не являются единственно верными хотя бы потому, что в постмодернистской традиции позиция читателя – активна, и каждая мысль, которую читатель находит в произведении, равноценна заложенной автором.
Литература
Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/183/word/teorija .
Игропуло, И. Ф. Методология разработки теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: Автореф. ... док. пед. н. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/metodologiya-razrabotki-teorii-upravleniya-innovatsionnymi-protsessami-v-obrazovatelnom-uchr / И. Ф. Игропуло. - Ставрополь, 2004.