Нет двух людей, внутренние миры которых походили бы друг на друга как братья-близнецы. Нет двух идентичных образов мысли. И уж точно никто не может чувствовать в точности, как кто-то другой. И никакая пропаганда, никакое зомбирование, о котором модно говорить сегодня, не помогут изменить этого факта. Каждый человек - личность, изначально цельная и неповторимая. Тогда возникает следующий вопрос: почему, стоит некоторым взяться за "перо", как в голове тут же появляются банальности? Они ложатся на бумагу, отвращают читателей и пугают экспертов своей вопиющей шаблонностью. А поэт, поверивший в свое дарование, остается у разбитого корыта, как та самая старуха из известной сказки Пушкина
Конечно, найдутся циники, которые скажут, что все интересные темы уже неоднократно поднимались. О них говорили классики мировой литературы и авторы-однодневки. Вот и получается, что сказать особенно и нечего. И уж точно невозможно "изобрести велосипед" и не повториться. Вот только взгляды скептиков не имеют под собой никаких реальных оснований. Они просто основаны на пессимизме и психологии отрицания, а не на действительности, которую всегда можно раскрасить в любые, даже самые неожиданные тона. Воспевая ту же любовь, каждый может добавить что-то свое, индивидуальное, сугубо личное, никем ранее не испытанное и не пережитое. Что-то, о чем забыли упомянуть Шекспир, Ремонтов, Есенин... И уж точно, талантливый писатель или поэт, всегда найдет уникальные слова, подберет рифмы, никем ранее не использованные, самую избитую тему превратив в новую и оригинальную.
Остается выяснить, как именно добиться нужного эффекта? Как произвести впечатление, не испортив его скучными, затасканными словами?
Прежде всего, следует избегать любых банальностей, которые вертятся на языке. Вот представьте, Вам нужно подобрать созвучное слово к слову "любовь". Что прежде всего просится на ум? Конечно, "кровь", "морковь", "вновь" и другие слова, имеющие сходные окончания, теоретически подпадающие под определение хорошей рифмы, но на практике так часто встречаемые, что уже давно набили оскомину и стали неинтересными. Приметив нечто подобное в тексте, читатель невольно поморщится, а потом начнет вспоминать, где видел точно такую же подборку. Поверьте, он сможет привести множество примеров и далеко не факт, что сравнение окажется в Вашу пользу. Так зачем рисковать?
Есть и другие рифмы, которые следует избегать. Так дурным тоном среди поэтом считается рифмовать одинаковые или однокоренные слова, например "улетел" и "прилетел" или "ночь" и "полночь". Кстати, рифмовать глагольные окончания, вообще, не стоит, если только в качестве исключения. Но "исключение" - ключевое слово. Еще одна напасть начинающих поэтов - графические рифмы. Если два слова имеют одинаковые окончания, вовсе не значит, что они созвучны. Посудите сами, можно ли составить гармоничную пару из слов "большого" и "коричневого"? А ведь и там, и там мы и пишем, и произносим "ого". Рифмуя по последним буквам, поэт рискует быть банальным или сбиться с ритма. Гораздо лучше подбирать такие слова, которые рифмуются, начиная с последнего ударного слога. В качестве примера такой рифмовки можно привести пару "солдата"- "когда-то", которую, кстати, использовал один талантливый поэт, создавая очень известную песню.
Но самая страшная ошибка - это сознательная или полусознательная попытка выехать на чужой славе. Иногда, видя успех того или иного стихотворения или песни, поэт-новичок начинает думать, что все в ней идеально. Ему даже не приходит в голову проверить, так ли это на самом деле. Он не делает технического разбора модного произведения, но старается подражать ему, а то и копировать. А что если успех пришел к писателю вовсе не по причине его безупречности? Что если он допускал ошибки, которые по той или иной причине не были замечены или игнорировались? Можно ли быть уверенным, что еще одному человеку повезет точно так же? Или критики обрушатся на новинку со всей своей яростью, разнесут в пух и прах и еще обвинят в плагиате ее горемычного создателя?
Дорогие, Авторы! Не бойтесь раскрыть свою душу! Не стесняйтесь говорить своими словами! Избегайте повторять чужие мысли, мнения, строки и рифмы! Даже если рифму "кровь" - "любовь" использовали классики, это вовсе не значит, что так должны делать все поэты в следующих ста поколениях. Экспериментируйте, пытайтесь создать нечто новое, и, кто знаете, может быть, именно Ваши творения однажды дети будут изучать в школах!