Елена Спиридонова, учительница, писательница и поэтесса из Мамонтово, выпустила недавно в новокузнецком издательстве очередную книгу, на этот раз сказку. Приехав в Мамонтовскую среднюю школу по этому поводу, мы попали в аномальную в хорошем смысле слова зону. Талантливы все – педагоги и дети.
Три Елены
Педколлектив Мамонтовской школы со 130-летней историей – редкий по качеству. Во время импровизированной экскурсии директор заслуженный учитель России Александр Вастьянов знакомит нас с коллегами. В здании советской постройки – хороший ремонт, классы с медийным оборудованием, залы – актовый, физкультурный, тренажерный, гимнастический. Не сразу понимаю, что именно создает ощущение продвинутой гимназии, синие ли галстучки вежливых дежурных или Доска почета, на которой выпускники, ныне известные люди, пишут родной школе пожелания. На трогательном фото – выпуск 1954 года. Пожилые уже однокашники до сих пор собираются на традиционные встречи. А на другом портрете – выпускник Сергей Богачев, командир десантной разведроты, погибший в Чечне в 1995 году. Теперь в Мамонтово проводят турнир по многоборью его имени.
Стоянка для велосипедов – не диковинка для сельских школ. Здесь паркуются и ребята, и сам директор, который добирается на работу на этом виде транспорта, по пути обгоняя учеников. Подтянутый Вастьянов фору даст многим старшеклассникам в подтягивании и отжимании. Наверное, потому мамонтовские ребята побеждают в турнирах – от краевых до всероссийских.
В школе более тысячи учащихся, за последние 10 лет здесь подготовили 132 медалиста. Из 82 учителей более половины до 35 лет. Много бывших учеников, вернувшихся после окончания вуза на родину уже учителями, в том числе два завуча, две Елены – Лопатина и Спицкая.
Лицо школы и местная знаменитость – третья Елена. Спиридонова – учитель русского языка и литературы. Она руководит районной школой молодого учителя, выпускает с детьми школьную газету, пишет и публикует авторскую прозу и стихи. Последняя книга, на этот раз сказка «Как ежик нашел себе друзей», недавно вышла в новокузнецком издательстве «Союз писателей». Нам Елена подарилаэкземпляр с автографом: «Помните главное: мечты сбываются!»
После окончания педагогического вуза Спиридонова успела поработать в школе, уйти, поискать себя в журналистике и вернуться обратно. «Я – на месте. Я учитель. Не иду – лечу на работу. Только здесь можно делиться своими мыслями с миром и ребятами. Они слушают широко открыв глаза. Фальши нет», – таким видит свое призвание педагог. Ее талант – в умении стоять перед детьми как перед маленькими зеркалами, отражающими мир без искажений. Елена, сама уже дважды мама, коллекционирует ежиков. Ее стихи – разговор с душой, который остается только записать, например, этот: «…и чтоб, как в детстве, бабушка у печки толклась, на завтра что-то хлопоча. И чтобы в доме вкусно пахло гречкой, и тихо кот мурлыкал у плеча…»
Как, став взрослым, сохранить в себе ребенка и любить мир безо всяких условностей? Оказывается, можно! Воспользуйтесь рецептом нашей героини: «Если можешь на своем месте сделать мир хоть чуточку лучше – делай». Русская литература тут очень кстати. Дети трепетно, до слез, воспринимают «Уроки французского» Распутина и пишут сочинения о любви и смысле жизни, сравнивая собственное их понимание с Чеховым, Пушкиным, Тургеневым… Школьная программа – вещь обязательная. Но иногда у ребят получаются не сочинения даже, а настоящая авторская проза или стихи. Выходит, это не только по генетике передается. Счастье учителя в том, чтобы ни один из учеников, вырастая, не терял своей одаренности.
Параллели
Наугад заглядываем в один из классов. Это 3 «Г», урок ведет Виктория Гаврилюк. В других селах едва «А» и «Б» набирают, а тут «Г»! Более 130 новичков школа ждет и в этом году, а значит, нужны будут молодые учителя. Ситуация, мягко говоря, не стыкуется с демографическими стереотипами. С одной стороны, реалии, с которыми с трудом мирятся родители учеников малокомплектных школ. С другой – отвечающая запросам времени новая доктрина образования. «Есть школа – есть село» – за этим штампом мы не заметили, как поменялась сама жизнь крестьян. Сейчас оператор, управляя высокопроизводительным сельхозкомплексом, заменяет прежнюю бригаду, а два комплекса – и все село, пожалуй. Решая, где жить и учиться его детям, человек ориентируется прежде всего на экономику и возможность заработать.
– Реалии не могут быть хорошими или плохими, – высказывает свою точку зрения на проблему сельского образования Александр Семенович. – У нас учатся дети из ближних Островного, Малых Бутырок, Украинки, Суслово, а в Покровке и Комсомольском наши педагоги ведут уроки дистанционно. Хорошие учителя учат детей в базовых школах по современным стандартам – это нормально.
– Александр Семенович, не все родители в малых селах с вами согласны. Для них главное – чтобы ребенок ходил в школу через дорогу.
– А вы представьте, что есть малокомплектные школы, где учится всего один выпускник. На его обучение бюджет тратит столько же, сколько на класс в 22 человека. То есть он обходится в 22 раза дороже любого другого ученика. Но в условиях массовой школы деньги правильнее вкладывать в качество образования, в материальное и технологическое обеспечение базовых учреждений. Эти процессы идут, и я их приветствую. Благо и школа сегодня не остается в одиночестве. Край помогает ресурсами – административным, методическим, материальным, кадровым. Есть спонсоры. Посмотрите, как живет Европа. Там масса небольших городков, в которых нет школ. Детей возит школьный автобус. Это нормально. Да, многое зависит от региона, но факт есть факт. Наше общество изменилось – изменились учителя и дети.
Вастьянов – «из бывших», как он себя называет: в 80-е был вторым секретарем райкома КПСС. Наверное, останься он во власти, мог бы сделать неплохую политическую карьеру. «А чем моя плоха? – парирует собеседник. – Я сельский учитель и люблю в школе все!» Ну вот, и он – про любовь… Хотя именно с этой точки зрения становятся понятны видоизменения привычных школьных парадигм. Авторитет учителя, например. Прежде – абсолютный, не подвергаемый сомнениям, сейчас – оспариваемый родителями и детьми. Так ли уж это страшно? Факт всего лишь означает, что источников знаний благодаря Интернету стало много и современный педагог просто должен быть немного впереди всех. Правда, сама Сеть хороша в меру, как лекарство. Александр Семенович убежден в необходимости строгой регламентации контента не только образовательных программ и школьных сайтов, но и гаджетов, которыми пользуется ребенок. Какой смысл в фильтрах, устанавливаемых на школьных компьютерах, если мобильный Интернет доступен каждому второму подростку?
– Школа сегодня сталкивается с массой внешних вызовов, – размышляет сельский учитель. – Я убежден в необходимости единого образовательного пространства. «Особые программы» – это не всегда хорошо для детей. И потому поддерживаю ЕГЭ, позволяющий умному сельскому ребенку, набравшему высокое количество баллов, поступать куда он только захочет. Школа и учителя нужны, чтобы делать наших детей счастливыми…
Стоп, а как быть с утечкой мозгов? Тот самый умный ребенок из глубинки, поступив в МГУ, качество студенческой среды улучшит, безусловно. Но вернется ли на Алтай – большой вопрос.
– Не вижу проблемы, – снова идет против стереотипов Вастьянов. – Дети из Мамонтово работают по всей России. Страна благодаря им знает об Алтае. Недавно позвонила родительница одного нашего парня, счастливая: «Мой сын, полковник ВВС, получил премию имени Гагарина!» Этот ребенок большое дело для страны делает. Пользу приносит.