Советы для начинающих прозаиков - Литературный форум
ГлавнаяСоветы для начинающих прозаиков - Литературный форум
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Литературный форум » Наше творчество » Форум для новичков » Советы для начинающих прозаиков (Как научиться писать рассказы)
Советы для начинающих прозаиков
irtyaДата: Воскресенье, 22.12.2013, 01:59 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11217
Награды: 248
Репутация: 465
Статус:
Даниил Волков

К следующему рассказу прошу отнестись с юмором. Если он будет для кого-то полезен - прекрасно! Не собирался никого поучать, Но если бы я, придя на этот сайт, прочитал что-то подобное - был бы очень доволен. :-) А так пришлось искать в интернете нужную информацию. Не изобретаю велосипед, просто обобщил все, что удалось найти по технике написания рассказов.

Как научиться писать рассказы

Знаю, что многие отнесутся к этой статье скептически. Мол, разве можно научиться? Талант, вдохновение есть – напишешь. Но не все так просто.
Когда я попал на сайт СП, мне легче было написать повесть или роман, чем рассказ. Как можно уложиться в 10000-15000 знаков, когда столько хочется выразить?! Но оказалось, что читать повести и романы мало, кто способен. Все требовали рассказов, миниатюр, очерков, а еще лучше – афоризмов. Мол, читать большие объемы некогда. Пришлось быстро осваивать сложную науку написания малой прозы. Признаюсь, я долго искал в сети советы вроде: как написать рассказ, как написать интересный рассказ и прочее. Были статьи серьезные и не очень, кое-какие выводы я для себя сделал, но все же многое осталось неясным. Методом проб и ошибок, используя полученные знания, я постепенно освоил новый жанр и теперь хотел бы поделиться опытом. Думаю, молодым авторам эти сведения будут полезны.

Во-первых, я понял, что нельзя ждать вдохновения. Коварная штука это вдохновение. Подстроиться под него очень сложно. Почти невозможно, если параллельно ты работаешь или учишься. Вдохновения ждать не нужно. Отнеситесь к написанию рассказа, как к школьному сочинению – хочешь, не хочешь, а работать надо. Никто ведь не говорил учительнице: Марь Иванна, про Машу и Дубровского сочинения не сдал, вдохновения не было.

Во-вторых, я понял, что для рассказа важны три вещи: смысл, стиль и объем. Проще говоря, должно получиться ясно, красиво и кратко.
Узнав две эти главные вещи, приступаем, к рассказу, соблюдая семь правил.

Первое. Сначала определите, о чем будет рассказ, изложив содержание одной фразой. Фразы: «о любви» или «о дружбе» не подходят. Нужна конкретика. Например: о том, как Золушку уволили с работы из-за козней начальника; о том, почему Мальчику-с-пальчик грустно, когда идет дождь.

Второе. Второй шаг - создание персонажей. Вы тщательно обдумываете образ главного героя (далее – ГГ). Какой он? Пол-возраст, цвет глаз-волос-кожи, характер, привычки, биография, с кем живет, что любит, на кого похож и т.д.
Потом берете лист бумаги и записываете на нем все, что придумали. Очень подробно и обстоятельно. А потом пришпиливаете лист булавкой к столешнице, чтобы было легче подглядывать, и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! не вносите это описание в рассказ. По-крайней мере, в этом объеме.
Обычная ошибка начинающих авторов в том, что они пытаются втиснуть все сведения о ГГ в текст рассказа. Несчастные читатели на протяжении двух страниц узнают, что у ГГ «были черные веселые глаза, черные кудрявые волосы, у него была белоснежная улыбка, пухлые губы и широковатый рот. Он был высокого роста, с сильными, мускулистыми руками и ногами. Ему было тридцать лет, восемнадцать из которых он провел в сиротском приюте, потому что его родители, когда ему было пять лет…». Заканчивается подобный опус обычно так: «у него была черная кожа, он был негр».
Гораздо проще, четче и выразительнее написать: «Это был негр средних лет, одинокий, но неунывающий ни при каких обстоятельствах».
Сразу оговорюсь, что я не пропагандирую краткость изложения. Сам не люблю, когда кратко. Рассказы из 55-ти слов кажутся мне особенно страшными. Так мы скоро дойдем до рассказов в 55 букв.
Но сейчас мы говорим о рассказе, в котором (см. выше) важен объем. Значит, надо избавиться от всего лишнего, поэтому витиеватость текста отсекаем безжалостно.

Третье. Придумываем сюжет. Главное условие – занимательность и динамичность. Приоритет диалогам. Постарайтесь выразить чувства героев ИХ словами, а не своими.
Например, для рассказа лучше:
«-Ты меня бесишь, Чупакабра! – прошипел Кот-в-сапогах, играя эфесом шпаги».
Чем:
«Кот-в-сапогах почувствовал, как в глубине его существа закипает, подобно воде в чайнике, дикое, первобытное бешенство. Он прищурил глаза, воинственно распушил хвост, сдвинул на затылок широкополую шляпу, увенчанную плюмажем из алых перьев страуса, и принялся поглаживать лапкой, мгновенно обнажившей стальные когти и переставшей быть бархатной, эфес шпаги, доставшейся ему при следующих обстоятельствах…»
Как построить сюжет?
Формула обычного рассказа проста. Вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал - весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его (читателя) обдумывать рассказ еще некоторое время после прочтения. Даже если, прочитав ваш рассказ, человек замрет на три секунды, таращась в пространство, и подумает: «Вон оно как!..» - считайте, это – победа. Ваш рассказ состоялся.
Не начинайте вступление «издалека». Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить еще страниц пять на описание старинного замка, к которому летит через это самое море стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше? Ну-ка, посмотрим…
Если со вступлением и финалом более-менее понятно, перейдем к приключениям. Можете назвать их конфликтами, событиями – суть не изменится. Для динамики рассказа хорошо бы не менее трех конфликтов-приключений. Например, встреча Кота-в-сапогах с младшим сыном мельника и их преступный сговор с целью захвата королевства и прилегающих территорий; набег указанных персонажей на королевский дворец, во время которого они крадут алмаз «Санси» и принцессу; спасение сбежавшей принцессы от оборотня с последующей влюбленностью принцессы в своего спасителя – Кота-в-сапогах. Как вступление можно представить похищение Котом дизайнерских сапожек от «Армани», а финалом – бегство Кота от влюбленной принцессы с извинениями, что он не в силах составить ее счастье.

Четвертое. Определившись с героем и сюжетом, приступаем непосредственно к написанию. Пишем так, как получится, стараясь, все-таки, помнить о трех китах рассказа – ясности, красоте и краткости.
Помните о ярких образах, старайтесь избегать банальностей. Лучше описать ночь, как блеск бутылочного осколка на земле (см. Чехов А.П.), а не как «серебряный свет призрачной луны на темно-синем небе, усыпанном звездами».
В результате четвертого шага у вас, скорее всего, получится рассказ на 15-ти листах 14-ым шрифтом. Это, примерно, 20000-30000 знаков. То есть, вдвое больше нормы. Смело приступаем к следующему этапу.

Пятое. Корректировка рассказа. Запасаемся дюжиной носовых платков, чтобы вытирать невольные слезы, перечитываем текст и удаляем (с сохранением смысла) лишние прилагательные («черный негр», «холодный, искрящийся снег») и притяжательные местоимения – моя, мое, свое, твое и проч. («он ударил меня СВОЕЙ рукой», «очнувшись, я понял, что МОЯ шея до сих пор болит»). После правки, текст уменьшится, примерно, на две страницы. Но, уверяю, читатель все равно поймет, что негр был черным, снег – холодным, а после того, как вас ударили, болела именно ваша шея.
Потом начинается самое неприятное и трудное. Надо сократить не просто лишние слова, а лишний текст. В идеале должно остаться не больше 10 страниц, значит, безжалостному вымарыванию надо подвергнуть три страницы. Перестаем плакать, и снова перечитываем рассказ. Читаем очень внимательно, время от времени удаляя целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа (см. пункт первый). Все, что выходит за рамки увольнения бедной Золушки с работы – шикарные деловые костюмы и хрустальные кроссовки; воспоминания о том, как мачеха в прошлом году облила ее апельсиновым соком прямо на автобусной стоянке; завтрак, во время которого Золушка скушала кусочек торта «Анна Павлова» и загрустила о нелепой смерти великой артистки - удаляем.
Почувствуйте себя пластическими хирургами, отсекающими с милого, но несколько обрюзгшего лица известной певицы, лишнее. Певица должна покинуть операционный стол с личиком упругим, как резиновый мячик. Ничего лишнего! Никаких: «вот эта родинка так мило смотрится…»!
Думайте не о своих желаниях, а о желаниях певицы. Ей не нужны сентиментальные старческие родинки, она хочет натяжку по полной. Так дайте ей то, что она хочет! Срежьте, что только можно и натяните до предела!
Над родинкой поплачете дома, пересчитывая гонорар.

Шестое. Неопытные авторы зачастую считают, что шестой этап в создании рассказа лишний. И с гордостью торопятся выложить рассказ (а по сути, не рассказ, а сырой полуфабрикат) для прочтения или отправляют в издательство, а потом обижаются, когда их подвергают разгромной критике.
А ведь этого так легко избежать, если соблюсти простое правило: прежде чем выносить рассказ на публику, дайте ему вылежаться. Дня два-три, неделю, если хватит терпения. А если выдержите месяц – снимаю шляпу!
Вопрос: зачем так поступать?
Ответ: затем, что по истечении времени вы перечитаете то, что написали, свежим взглядом. И заметите ошибки, которых раньше не видели. Помните, что чем чаще вы будете производить подобную манипуляцию, тем чище будет текст. Выполнив шестое правило, вы заставите ваш рассказ сиять бриллиантом, а иначе он рискует так и остаться неограненным алмазом – тусклым, корявым камешком, о ценности которого никто не догадывается.
Прочтите рассказ вслух, с выражением. Это поможет выявить неблагозвучные слово- и буквосочетания, и случайные повторы. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ стал песней, читался, как стихотворение в прозе.

И, наконец, седьмое. Потратьте еще полчаса, чтобы прочитать рассказ и исправить допущенные ошибки в орфографии и пунктуации. Не хватает знаний или трудолюбия? Отдайте умному другу. Пусть он проставит запятые, напишет «не» отдельно с глаголами, и разберется с суффиксами «бер-бир», «дер-дир». И не надо про то, что есть редакторы и корректоры, и что им за это деньги платят. Им платят не за это. А за то, чтобы находили СЛУЧАЙНЫЕ ошибки.
Если же рассказ начинается «гиниальными славами», 99% тут же бросят его читать. Конечно, кто-нибудь прочитает, но только чтобы посмеяться над двоечником или прокомментировать: «Супирски! Пешите исчо!»
Поверьте, грамматические ошибки противны так же, как волосок в ресторанном блюде.
А если серьезно, то пишите от души, пишите так, как подсказывает сердце. Ведь талант и вдохновение – великая сила. И если они у вас есть, то все обязательно получится.


Ирина Кузнецова

авторская библиотека
 
NikolaiДата: Понедельник, 17.02.2014, 17:43 | Сообщение # 2
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6489
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
Привет всем!
Замечательная статья! Между прочим, готов подписаться под всеми её пунктами. Написано обо всём -весьма деловито и по сути.
Совершенно верно вот это:
Цитата irtya ()
нельзя ждать вдохновения.
. Сто раз точно. Нельзя его ждать, можно - не дождаться. А вот, понуждая себя трудиться, понуждая себя писать каждый день, можно добиться того, что Муза прилетит вдруг к вам и вас охватит такой порыв вдохновения, что только бы поспеть за ним!
Что же? может быть, кто-нибудь уже научился писать небольшие рассказы? или - очерки? Или - эссе? Есть возможность показать своё умение. Как раз для вас, для - пробы пера!
Приглашаем вас, друзья, принять участие в проекте:

http://soyuz-pisatelei.ru/forum/236-7703-1
Ждём!


"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?"
Редактор газеты "Сказобоз"
 
Алина_МиорайДата: Вторник, 02.09.2014, 19:42 | Сообщение # 3
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 21
Награды: 3
Репутация: 0
Статус:
Спасибо большое за интересную статью. Хоть я уже и не начинающий прозаик, но тем не менее открыла для себя много нового. Вы замечательно и поэтапно расписали все, что должен выполнять любой прозаик, по моему мнению (и не только начинающий).

Я все еще здесь...
 
VolckovДата: Суббота, 15.11.2014, 17:58 | Сообщение # 4
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
Nikolai, Алина_Миорай, благодарю за хорошие отзывы. )))
 
Мила_ТихоноваДата: Суббота, 15.11.2014, 18:39 | Сообщение # 5
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19495
Награды: 338
Репутация: 740
Статус:
Данечка! Отличная статья. Ты просто молодец.
Надеюсь, это поможет многим. biggrin
 
pantera2Дата: Четверг, 20.11.2014, 15:53 | Сообщение # 6
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2479
Награды: 47
Репутация: 82
Статус:
Цитата irtya ()
Во-первых, я понял, что нельзя ждать вдохновения. Коварная штука это вдохновение. Подстроиться под него очень сложно. Почти невозможно, если параллельно ты работаешь или учишься. Вдохновения ждать не нужно. Отнеситесь к написанию рассказа, как к школьному сочинению – хочешь, не хочешь, а работать надо. Никто ведь не говорил учительнице: Марь Иванна, про Машу и Дубровского сочинения не сдал, вдохновения не было.


Вот этот пункт готова оспорить. Школьное сочинение суть не то же самое, что свободное творчество. Я, к примеру, ненавидела писать школьные сочинения и часто просила маму написать их за меня (когда нам давали задания на дом). )))
Без вдохновения такая ерунда пишется. Как будто из пальца высосанная. Зато когда работаешь с вдохновением, то и работать хочется и результат хороший. Периоды творческой депрессии, которые бывают у каждого писателя просто нужно переждать.


Марина Новиковская

Авторская библиотека
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-3697-1


Сообщение отредактировал pantera2 - Четверг, 20.11.2014, 16:07
 
Мила_ТихоноваДата: Четверг, 20.11.2014, 17:06 | Сообщение # 7
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19495
Награды: 338
Репутация: 740
Статус:
Цитата Алина_Миорай ()
Хоть я уже и не начинающий прозаик, но тем не менее открыла для себя много нового

Господи помилуй... Как бы я хотела сказать про себя в 17 лет, что я уже не начинающий прозаик....
Лет уже невидимо сколько, а я всё начинающий и начинающий..... Volckov,
Данечка! Учусь по твоей статье.
Спасибо. biggrin
 
ИляДата: Вторник, 29.03.2016, 16:30 | Сообщение # 8
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 196
Награды: 5
Репутация: 3
Статус:
Вам очень повезло! У меня крупная проза не выходит! wacko

Только вперед!
 
VolckovДата: Суббота, 02.04.2016, 15:39 | Сообщение # 9
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
О, тут гости, а я только заглянул. )
Мила_Тихонова, спасибо за похвалу. Сомневаюсь, что я вас в плане прозы чем-то удивлю или чему-то научу. Я же читал ваш рассказ про живой дом. Так что вас учить - только портить. )))
pantera2, нет, Марина, вы не правы. Вдохновение - вещь хорошая, но ждать вдохновения - это значит, написать мало и на 80% какую-нибудь ерунду. Для писателя школьные сочинения - самая лучшая практика. В этой же строке - написание рассказа на определенную тему. Поясню, почему так.
Вдохновение нужно писателю прежде всего для придумки сюжета. Вот он придумал, о чем собирается написать, придумал героев, вдохновясь какой-нибудь реальной ситуацией или реальным человеком. Потом начинается изложение этой придумки посредством набора буковок. Хорошо, если вдохновение не отпускает и текст не пишется, а льется. Но вот вдохновение пропало. исчезло и нет его. и рассказ стоит. Автор отложил его в долгий ящик и ждет наплыва вдохновения. В конце-концов оно на него снисходит (вдохновение), но не в плане полунаписанного рассказа, а виде другого рассказа или повести. Автор бросается в новый бой - новый сюжет, новые герои, начало и... вдохновение опять пропадает.
Я знаю авторов, у которых около десятка таких произведений - все в долгом ящике, и все ждут вдохновения, а автор бросается на новый рассказ в порыве нового вдохновения, не понимая, что старые он никогда не допишет. Во-первых, позабудутся все придумки и задумки по первоначальному сюжету. Во-вторых, это показатель, что автор ничего до конца не доводит и пасует перед трудностями.
Знаю это по собственному опыту. Самый большой бред, который я когда-либо написал - это был бред именно по вдохновению. А те произведения, которые я заканчивал через "надоелонехочу" - они вышли самыми удачными.
То же самое на примере писателей высшего уровня. Пушкин. Да, у него была болдинская осень.Но в основном он свои тексты правил многократно и никогда не ждал вдохновения. Относился к писательству, как к работе. Сел за стол, заточил перо - и вперед, на рифмы и предложения.
Если мне позволено будет дать вам, Марина, совет, то я скажу, что по вашим произведениям сразу видно. что пишете вы именно вдохновенно. Задумка хороша, отдельные моменты - очень хороши, виден талант автора, но текстам не достает законченности, образности, которая достигается только долгой шлифовкой текста. Диалоги - однообразны и несколько суховаты. И то, что начинается, иногда не заканчивается.
Когда-то прочитал замечательный афоризм (автора не помню): "Мастерство - это 10% таланта и 90% трудолюбия". Мне кажется, это изречение должно быть девизом каждого. не только писателя.
да, бывают периоды творческого кризиса. Но и в этот период можно перечитывать старое, исправлять ошибки и улучшать стиль. Или начать сбор материала на задуманную повесть.
Цитата Иля ()
У меня крупная проза не выходит!

Иля, а в чем конкретно проблема? У вас не получается придумать сюжет, персонажей или просто не хватает терпения закончить большое произведение?..
 
arthur_linnikДата: Суббота, 02.04.2016, 18:30 | Сообщение # 10
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 365
Награды: 9
Репутация: 17
Статус:
Volckov, А где можно почитать Ваши чудесные произведения? Может ссылочка есть?
 
VolckovДата: Суббота, 02.04.2016, 18:51 | Сообщение # 11
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
arthur_linnik, а они совсем не чудесные. Я ведь не писатель, я - читатель. Надеюсь, вы не из тех, кто считает, что читатель не может указывать писателю на ошибки?
Хотите почитать - посмотрите на моей странице http://soyuz-pisatelei.ru/index/8-2514
 
arthur_linnikДата: Воскресенье, 03.04.2016, 04:30 | Сообщение # 12
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 365
Награды: 9
Репутация: 17
Статус:
Volckov, Читал немного. Вас ожидает удача в творчестве. Только не спешите.
 
КоломийцевДата: Воскресенье, 03.04.2016, 06:51 | Сообщение # 13
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 212
Награды: 16
Репутация: 10
Статус:
Цитата Volckov ()
О, тут гости, а я только заглянул. )

Правильно излагаете!


С уважением, АПК
 
VolckovДата: Вторник, 05.04.2016, 05:31 | Сообщение # 14
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
Цитата arthur_linnik ()
Читал немного. Вас ожидает удача в творчестве. Только не спешите.

arthur_linnik, не волнуйтесь, мне торопиться некуда, я уже везде опоздал. )
Цитата Коломийцев ()
Правильно излагаете!

Коломийцев, благодарю за поддержку. )

Всем доброго дня!
Думаю, возражений не будет, если я продолжу тему для новичков. Появились кое-какие мысли, хотелось бы ими поделиться с начинающими писателями.
Заговорили мы тут с Ильяной Тановой о романах и повестях. Ильяна мне не открыла секрета, почему у нее не получается писать романы, но размышления мои направила в определенное русло.
Признаюсь честно, повести я люблю больше, чем рассказы. А романы - они, вообще, моя пламенная страсть. Рассказ - это вроде быстрого перекуса. Сделал бутерброд, съел и побежал переваривать. А повесть или роман - это настоящее пиршество для литературного гурмана.Кстати, не считаю себя таким уж гурманом, но свеклу с молоком есть точно не стану.
Итак, роман. Как говорила одна умнейшая и талантливейшая женщина - люблю толстые книги, если они хорошие. Это правда, чем толще хорошая книга, тем интереснее читать. Разговоры о том, что "в наш стремительный век читать длинные произведения нет времени, поэтому приоритет рассказам и афоризмам" - это бред. Мне кажется, так говорят люди, которые просто не могут и не умеют заставить свой ум работать. Потому что чтение - это всегда умственный труд, даже если читается какое-нибудь "развлекалово".
И вот я, страстный любитель романов, хочу поделиться соображениями читателя с авторами. Это никоим образом не советы, не аксиомы и не методичка по написанию крупной, большой и огромной прозы. Это просто мои впечатления, основанные на личном опыте.
Начало. С чего начинается роман? Не с пролога, с названия. Бывают названия, прочитав которые я откладываю роман в корзину не читая. Не так давно на одном из литпорталов увидел роман "Всадник из льда". В корзину. Неграмотный автор - мучительное чтиво, будь сюжет хоть каким интересным. А как показывает жизнь, интересных сюжетов у неграмотных авторов быть не может. Исключения есть, но встречаются, примерно, раз в сто лет. И "Всадник из льда" - явно не этот случай. В ту же категорию (лично для меня) идут названия-противоречия. Вот любят молодые авторы поразить читателя, сыграв на контрастах. "Витание в земле", "Перекресток параллельных линий", "Белая чернота" и "Черная белизна" - из этой оперы. Сколько раз принимался читать подобное оригинальниченье, и бросал на второй странице. Такое ощущение, что автор выложился, придумывая оригинальное название, а потом решил, что дело сделано и можно не стараться. Отдельная категория - названия из переделанных известных фраз, названий популярных книг, строк из песен или стихов. "Тени исчезают в полночь", "Полет над гнездом соловья", "Трудно быть демоном" - с одной стороны они показывают, что автор чего-то там когда-то там читал, вроде Стругацких, Кизи или Пушкина с Лермонтовым, и это похвально. Но с другой стороны, я, как читатель, начинаю думать, что у автора не хватило фантазии придумать что-то свое, а не передирать то, что уже придумано, и что было с успехом отыграно. Такие произведения, как "Визит к минотавру", "Гувернантка" и "Лунная долина" я отбрасываю сразу. Даже если автор докажет, что эти названия придумал лично он, я уверен, что человек, не читавший Вайнеров, Лондона и Бронте будет мне интересен. На мой взгляд, легче всего забить название в ГУГЛ и посмотреть, сколько и чего выдаст поисковая система. Далее в корзинном списке следуют названия очень длинные. "Университет истинного зла, или миссия невыполнима", "Академия зла, или научиться быть плохой", "Избранные: войны межгалактического альянса", "Академия красного индекса, или Идущая по следам" - честно, я устал, осмысливая название, и на текст меня уже не хватило. Засилье длинных названий привело к тому, что сейчас я невольно выбираю романы с короткими и конкретными названиями: "Жмурки", "Печать", "Противостояние". Неконкретные названия: "Сепфора", "Инимити", "Коринфор", - они интригуют, но и настораживают. Потому что обычно автор открывает смысл сих таинственных слов только в середине произведения, делая такую ловушку-замануху для читателя. И чаще всего бывало, что я, мужественно преодолев половину скучнейшей и нуднейшей книги узнавал, что Коринфор - это старинное название города, в котором происходит действие. Разочарование, блин. Роман отправляется в корзину.
Но читателей много, у каждого свои пристрастия, из-за которых они (читатели) могут нарушить все правила и принципы. Например, я всегда начну читать книги с названием: "Смерть Артура", "Экскалибур - разящая молния, или Похождения сэра Галахада", "Рыжий, рыжий конопатый... Мерлин". Начну читать, просто потому, что мне интересен артуровский цикл.
Точно так же какой-нибудь поклонник Гарика Поттера возьмется читать любую книгу, которая будет отсылать его к похождениям знаменитого мальчика, который выжил; нежная и трепетная барышня выберет все романы со словом "любовь"; а поклонник ушастых лесных человечков схватиться за роман, озаглавленный"Дроу".
Отсюда вытекает следующий пунктик моих размышлений - читательская аудитория, но об этом я напишу позже.
Да, еще исключение. Читатель всегда начнет читать роман знакомого автора, чьи произведения ему (читателю) понравились. Даже если роман будет называться "Чтиво для дураков".

 
КоломийцевДата: Вторник, 05.04.2016, 08:44 | Сообщение # 15
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 212
Награды: 16
Репутация: 10
Статус:
Кстати, о названии. По-моему,Чехов утверждал, название должно раскрывать суть произведения. Есть иное мнение, например, Эко Умберто (роман "Имя розы") считал название абсолютно условным. Судя по "Розе", именно так он и поступал. Я считаю верным первое, но, сколько голов, столько и мнений. (А "Имя..." меня не вдохновило).

С уважением, АПК
 
VolckovДата: Вторник, 05.04.2016, 10:53 | Сообщение # 16
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
Коломийцев, абсолютно с вами согласен. Вот, кстати, еще один кирпичик в фундамент следующего пункта.
Читательская аудитория. Любой автор (даже самый молодой и самый начинающий) понимает, что у каждого произведения есть своя читательская аудитория. Детишки слушают взахлеб "Колобка", юные барышни млеют от "Сумерек", мужчины хотят боевиков и детективов в стиле Незнанского (блин, я в юности тоже его взахлеб читал: драки на вершинах небоскребов, всемирная мафия и проститутки, которые после проведенной ночи не берут с главного героя денег, и еще и одалживают ему - встреченному в первый раз в подворотне - N-ную сумму долларов), женщины предпочитают авантюры и серьезную романтику. Таким образом, у каждого автора в зависимости от жанра создается читательская аудитория определенного вида. Все авторы это понимают, но почему-то многие авторы (вопреки здравому смыслу) мечтают расширить читательскую аудиторию и заполучит, скажем, к восторженным подросткам еще и брутальных мужчин-читателей.
Не, это не получится.
Уважаемые и милые авторы, не пытайтесь объять необъятное, иначе выходит полнейшая ерунда на сливочном масле.
Если у вас указан жанр "классический детектив", то читатель должен увидеть именно классический детектив, а не фэнтезийную историю одного королевства, где некий карлик спер у могучего колдуна волшебное кольцо, и колдун теперь проводит расследование, выясняя, кто вор и как вернуть похищенное. Не надо под эгидой "исторического романа" втюхивать читателю любовную историю, где исторического - только упоминание названия страны и правящего монарха.
Уважайте вашего читателя, авторы. Не опускайтесь до обмана. Читатель - далеко не дурак, и он умеет обижаться и мстить за обман. В лучшем случае, обманутый читатель НИКОГДА больше не станет вас читать, а в худшем - наговорит кучу гадостей да еще посмеется над вашим мастерством на всех литпорталах. И тогда будете доказывать, что вы не козленок, а никто вам не станет верить.
За примером далеко ходить не надо. Открываю недавно роман, заявленный, как "классический детектив". Соблазнило меня название "Пионы на вечную память" и псевдоним одного из авторов (их двое там, авторов) - Элизабет Батори. Ну, думаю, если автор в курсе истории кровавой графини, значит, и напишет что-нибудь эдакое, захватывающее. После первой же страницы понял, что ни черта там захватывающего не будет. Сюжет: современный английский журналист Джон Ватсон(!) пишет статьи о преступлениях и сотрудничает с инспектором Скотланд Ярда Лестрейдом (!), и на одном из преступлений встречает негласного помощника полиции - девицу по имени... ни за что не догадаетесь... по имени Шерлок Холмс. Девица с ходу определяет, что убитый - ирландец (потому что он рыжий, а все рыжие в Англии - они ирландцы), что он разведен (потому что у него на пальце след от кольца и холодильник пустой), и что его имя... подзабыл, кто там был убитый, ну, допустим, Буффало Билл (потому что у девицы Шерлока Холмса в телефоне вся база по ирландцам-мигрантам, а имя - очень редкое, и Буффало Билл один такой в Ирландии). Потом авторы представляют читателю новые доказательства исключительных способностей девицы Холмс - слово в слово повторяя сцену из советского фильма с часами покойного брата доктора Ватсона. Ну а потом начинается история любви журналиста Джона Ватсона и девицы Шерлок Холмс. Я умолчу о куче орфографических ошибок и отсутствии атмосферности - измените имена главных героев и название страны, и ни за что не догадаетесь, что действие происходит в Англии.
Так вот, не надо так обманывать читателя, дорогие авторы. Если вы пишете очередной фанфик по Конану Дойлу (а сказать честнее - по советскому фильму и английскому сериалу) - напишите честно. Что фанфик. Что вы ни черта не понимаете в расследованиях. Что для вас самое главное - совокупить Ватсона и Холмса. Спасибо, хоть слэш не преподнесли.Это было бы уже слишком для моей нежной психики.
Поэтому, когда задумываетесь над очередным романом, задумайтесь, для кого вы собираетесь этот роман написать. Писатель тем и отличается от графомана, что пишет ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ, а не для самого себя. Для себя можно блог завести, или по-старинке - дневник.
Что-то подобное говорила одна девушка, пишущая фэнтезийные романы. Однажды она решила поучаствовать в конкурсе про попаданцев. Это такой подвид фэнтези, когда герои из реального мира куда-нибудь попадают - в прошлое, в сон или в виртуальный мир, или в параллельный. Так вот, у нее не было романа про попаданцев, но был про "хтоническое зло". И она решила схитрить - ввела в пролог попаданца, который впоследствии в романе почти не участвовал - просто сторонний наблюдатель. Схитрила и пролетела. По ее собственным словам: "Кто хотел попаданцев, были оскорблены, что не нашли того, чего искали, а кому интересно было прочитать про хтоническое зло, просто не стали читать очередной роман про попаданцев - ведь так было заявлено в аннотации".
Отсюда вывод: обманывать читателя в ожиданиях - себе дороже. Ложь никогда не сделает вас популярнее. Нет, сделает, но не в том направлении, на которое вы рассчитывали.
Так же и с названием, о котором упоминалось выше - если заявлен роман про "Имя Розы", то пусть там будет про Розу и ее имя, а не про монахов.
Некоторые авторы поступают хитрее. Они делают заявку на "гениальный роман", в котором есть все - и любовь, и детективная интрига, и юмор, и волшебство, и вдохновенье, и мир, и слезы. Начинаешь читать этот "гениальный" роман - и тут же бросаешь. Потому что есть сало с шоколадом - это желудку вредить. В нашем случае - захламлять мозговой чердак.
Хотите покорить и нежных, и брутальных? Напишите два романа. Один для нежных, второй - для брутальных.
Но не обманывайте читателей. И не пытайтесь понравится сразу всем.

 
МарЗДата: Среда, 06.04.2016, 15:03 | Сообщение # 17
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9485
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
Цитата Volckov ()
Всем доброго дня!
Думаю, возражений не будет, если я продолжу тему для новичков. Появились кое-какие мысли, хотелось бы ими поделиться с начинающими писателями.

Уважаемый Даниил! Это очень замечательная мысль, и я (как всегда) предлагаю присоединить к ней некоторые КОНКУРСЫ)) Вроде контрольных работ)
Идеи - выслушать Ваши советы и написать (формат) по картинке, фотографии, с первой фразы, по теме и тд, а оценивать - именно по семи волшебным правилам)) то есть максимум 7 баллов...
К сожалению романы-повести будет сложновато тут рассматривать, но рассказы... Вы же знаете, как я их люблю... особенно короткие....
Но не будем о грустном! Больше 55))


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
VolckovДата: Четверг, 07.04.2016, 10:20 | Сообщение # 18
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
МарЗ,
Марина, не уверен, что идея хорошая.... В смысле, конкурс - это круто, весело и здорово, но лучше не по моим советам. Я же не то что советы пишу, а так, мысли вслух. Да и нескромно это как-то получится. Давайте я вам лучше в личку напишу по поводу конкурса?
 
VolckovДата: Четверг, 07.04.2016, 14:31 | Сообщение # 19
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
Следующий пункт программы - герои.
Нет, не сюжет делает книгу, а именно герои. Если главный герой - интересная и потрясающая личность, если он чем-то похож на меня, я буду читать книгу с интересом, даже если там не будут стрелять из-за угла, совершать дерзкие ограбления или плести хитроумные интриги. И наоборот, хоть какой занимательный сюжет будет скучен, если читателю скучен главный герой.
Безликость главных героев - едва ли не основная проблема начинающих писателей. Тысячи одинаковых нежных красавиц и брутальных мужчин едва ли сможет переварить печень читателя.
Есть Буратино. Есть Шерлок Холмс (не девица). Есть Золушка. У каждого из этих персонажей свой характер, свои отличительные черты. Буратино - деревянный, с носом, доверчивый, но находчивый. Шерлок Холмс играет на скрипке, курит трубку, любит пошутить над доктором Ватсоном и рекламирует метод дедукции. Золушка - танцовщица, добрая красавица, но прекрасно разбирается в психологии мужчин.
И вы никогда не спутаете Золушку с Красной Шапочкой, потому что у первой - хрустальные туфельки, а у второй - красный шаперон. И Холмса вы никогда не примете за Пуаро, потому что Пуаро - маленький плотный бельгиец с яйцевидной головой, смешными усами и лакированными ботинками.
Но как, скажите на милость, не перепутать орды эльфов, дроу, сексапильных красавиц и мужественных индейцев прерий, если все эльфы ушасты, немного колдуют, их имена заканчиваются на эль, все красавицы обладают рубиновыми глазами и сапфировыми волосами, а мачо зовутся Гордыми Волками (лично встречал около пяти Волков - Черного, Белого, Степного, Одинокого и Морского). Хотя ни одному мужчине за всю его жизнь (даже самому красивому, смелому и богатому) не давали такой клички.
И никаких отличительных признаков, кроме половых. Никто не играет на скрипках, не рисует, не поет в бане и не собирает бабочек. Такое ощущение, что их (персонажей романа) ничего не интересует кроме борьбы с главным злодеем или завоевания любви какой-нибудь гордой красотки, которая хочет, но молчит.
Открою секрет нежным барышням, которые пишут про Одиноких и Черных. Даже в армии, даже на работе мужчины называют друг друга не очень приятными прозвищами. Бугачача. Арбуз. Носорог. Котяра. Гладкий. Скользкий. Перегар.
Не верите мне, посмотрите в истории. Например, прозвища французских королей - Сварливый, Толстый, Младший, Заморский, Ленивый, Заика. Только один удостоился прозвища Красивый, а еще один - Великолепный.
Но это короли. Обратимся к столь любимым женщинами авантюристам - пиратам.
Никаких Одиноких Волков. Черная Борода, Рыжая Борода, Пиратский Адмирал, Черный Бат (потому что звался Роберт), Черный Сэм.
У женских персов другая проблема. Почему авторы так любят называть их подлиннее, но в романе использовать исключительно уменьшительно-ласкательными именами? Мили, Дэзи, Мори, Кейси, Грейси. Это засада, честное слово. На меня нападает тоска, как только я читаю, что героиню при рождении назвали Виолетта-Генриетта-Антуанетта-Эсмеральда, но дома ее предпочитали называть Ви,Ри,Ти или Эсми. Да назовите вы ее Анна, а дома пусть ее зовут Энн.
О закатных эльфах даже не буду упоминать. Арэдели, Смарагдиэли, Опупэли и Эндаариааэли - это из области кошмаров, а не литературы.
Если насчет имен я объяснил, теперь можно перейти ко второму вопросу: а сколько героев должно быть в романе?
В эпохальном "Война и мир" - около 200 персонажей, во "Властелине колец" - около 150, плюс 80 упоминается в разговорах и легендах. Нет, я никоим образом не призываю заводить сразу кучку из 100 храбрых челов, которые будут спасать мир, но роман в стандартном размере около 500 тыс. знаков требует около 30 героев. Можно, конечно, написать гениальный роман, где будут только два героя - "Он" и "Она", но это явление столь же редкое, как красные лебеди.
У всех героев (второстепенных, третьестепенных, исключение - эпизодических, вроде хозяина таверны, который подал кружку молока главному герою и забрал денежку, проверив ее подлинность на зуб) должны быть прошлое, настоящее и будущее.
Лично меня раздражают герои, которые появляются в романе лишь ради того, чтобы передать главному герою атомную волшебную палочку или сообщить крайне важную информацию, без которой не одолеть главного злодея. Появились ниоткуда и исчезли в никуда. Не надо таких героев. И не надо таких героев, которые были придуманы автором лишь для того, чтобы... ну просто, чтобы было. Вроде соседки, с которой главный герой всегда здоровается, возвращаясь в работы домой. Если это такой тонкий намек на то, что герой был страшно вежливый или что его безумно любили соседи - не надо таких намеков. Если соседке нечего сказать, выгоните ее к гусям серым из романа. Или сделайте тайной шпионкой за главным героем. Или потом отведите ей роль злодея-организатора той банды, с которой герой борется.
Конечно, есть законы жанра. И читать про Одинокого Волка всегда интереснее, чем про Людовика Толстого, но если вы решили сделать главного героя Одиноким Волком, сделайте это красиво. Чтобы он был, действительно, очень Одинокий и очень Волк, а не еще один индеец прерий с длинными черными волосами, черными глазами и кубиками на животе.


Сообщение отредактировал Volckov - Четверг, 07.04.2016, 19:14
 
arthur_linnikДата: Четверг, 07.04.2016, 18:33 | Сообщение # 20
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 365
Награды: 9
Репутация: 17
Статус:
Volckov, Да. Образность - самое главное достоинство настоящей литературы. Не зря же в мою бытность школьником, мне приходилось писать сочинение по литературе на тему: "Образ имярека...". Потому, что в классической литературе образ всегда присутствовал, вплоть до словесного описания личности снаружи. Писатель не ленился и вплетал в сюжет крохотные штрихи и штришочки, которые наполняли портрет содержанием и делали его более объёмным.
 
КоломийцевДата: Четверг, 07.04.2016, 19:17 | Сообщение # 21
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 212
Награды: 16
Репутация: 10
Статус:
Volckov,
Полностью с Вами согласен. Персонаж "Кушать подано!" необходим в драматическом произведении, но в романе, если ему больше нечего сказать, он лишний. Всякий герой присутствующий в произведении должен нести смысловую нагрузку, он не может возникнуть из неоткуда, и исчезнуть в никуда. Так меня учили. Хотя я и самоучка в литературе, но учителя всё же были.


С уважением, АПК

Сообщение отредактировал Коломийцев - Четверг, 07.04.2016, 19:18
 
VolckovДата: Четверг, 07.04.2016, 19:23 | Сообщение # 22
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
arthur_linnik, ну вот, старая советская школа.) Все упирается в нее.
К сожалению, молодежь сочинения писать не любит, считая это напрасной тратой времени. Зато графоманить - это, видимо, не напрасно потраченное время.
Помню, читал интервью какого-то современного писателя (я ничего из его трудов не читал, если что), в котором он рассказывал, как придумывает новую книгу. Так вот, он говорил, что если сначала придумывался герой - определенный человек, с определенной судьбой, своими тараканами и привычками, то книга удавалась. Но если сначала придумывался сюжет (например, дом, в котором находится лестница времени - пойдешь наверх, попадаешь в будущее. пойдешь вниз, попадаешь в прошлое), то дописать книгу не удавалось. Она просто зависала. То есть, роман - это история о герое, а не супер-пупер-крутой квест по добыванию тридцати артефактов безликим варваром, эльфом или прекрасной воительницей с двуручной секирой наперевес.
 
VolckovДата: Четверг, 07.04.2016, 19:26 | Сообщение # 23
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
Коломийцев, прекрасные учителя у вас были! Вы совершенно правильно говорите - никаких лишних персонажей в романах. Полностью согласен.
А насчет самоучек... Почти все великие писатели были самоучками. )))
 
VolckovДата: Пятница, 08.04.2016, 06:28 | Сообщение # 24
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Статус:
Хотел уже перейти к сюжету, но придется задержаться на читательской аудитории.
Провел тут небольшой опрос, получил несколько писем и убедился, что большинство авторов, мнящих себя писателями, считают читательскую аудиторию вещью непонятной, ненужной, и вообще "о ней даже вредно думать, потому что это вредит творческому процессу".
Начинающие писатели, которые будут читать мой коммент, ребята, камрады, любимые и уважаемые! Запомните раз и навсегда: настоящий писатель пишет ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ. Для себя пишет графоман. Если вы пишете ДЛЯ СЕБЯ, то на кой вы выкладываете свои опусы в сеть? Если вы не понимаете, для чего это делаете, я вам объясню: вы выкладываете свои произведения в сеть, потому что хотите, чтобы их ПРОЧИТАЛИ ЧИТАТЕЛИ, а не вы сами по сто раз перечитывали.
Когда вы идете на рыбалку, то берете с собой в качестве наживки червячка, соленую корюшку или мотыля. Но никогда не цепляете на крючок клубнику со сливками, конфету или соленый огурец. Потому что желая привлечь рыбу, вы думаете не о том, что любите сами, а о том, что любит рыба. Почему же к читателю вы относитесь хуже, чем к рыбе? Если для вас роман - это способ самовыражения, подумайте, нужно ли выкладывать это самовыражение в сеть, а тем более, посылать его в издательство и считать себя непризнанным гением, если вам указали, что роман, мягко говоря, не подходит.
Не надо аргументов о том, что "все великие писали от души, не думали, как угодить домохозяйкам". Это не так. Своими произведениями великие (лично я отношу к ним Пушкина, Лермонтова и компанию) хотели донести до читателя какие-то возвышенные и важные идеи и мысли. Лермонтов написал стихо "На смерть поэта" не для самовыражения, а для того, чтобы люди его круга осознали, какого человека загубила система и подонки в кружевах и эполетах. Пушкин своими стихотворными сказками хотел донести до читателя красоту русской речи и народных сказок (кто не знает, в начале 19 века вся аристократическая Россия разговаривала исключительно на правильном французском, без акцента, а на русском только матерились, и по-русски говорили только крестьяне). Не самовыражался Александр Сергеевич путем написания царя Салтана или мертвой царевны. И читательская аудитория у него была своя - российские дворяне. Не для крестьян он писал стихотворные сказки.
Видимо, проблема была в том, что я заострил внимание только на таких читательских аудиториях, как "подростки", "дети", "женщины", "мужчины". Но читательская аудитория не ограничивается одними полово-возрастными признаками. Есть любители исторической прозы, есть - фэнтезийных романов, есть поклонники научной фантастики и крутых боевиков.
Это из оперы, что если заявлен жанр "классический детектив" - дайте читателю детектив, а не детскую сказку на тему колобка-рецидивиста.
Вобщем, удручает, что сейчас развелось столько писателей, не думающих о своих читателях.
Просто задумайтесь, для чего вы садитесь за комп и начинаете стучать по клаве, набирая очередной роман. Писатель - это еще и ответственность перед читателем. Это обязанность нести разумное, доброе, вечное, а не потакать низменным инстинктам души.
 
МарЗДата: Пятница, 08.04.2016, 14:51 | Сообщение # 25
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9485
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
Цитата Volckov ()
Я же не то что советы пишу, а так, мысли вслух. Да и нескромно это как-то получится.
И все же эти мысли вслух интересны и познавательны) Нет, не по Вашим советам, а по правилам, которые приводятся на всех сайтах, посвященных написанию качественной литературы. Я не совсем правильно выразилась, Ваша заслуга в том, что начато ЭТО ОБСУЖДЕНИЕ.
Оно необходимо, как мне кажется)Так что ссылочку я на здешнюю дискуссию дам, и конкурс мы проведем.
Конкурс будет где-то к 1 мая, а пока есть время - давайте обсуждать!!!


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
Литературный форум » Наше творчество » Форум для новичков » Советы для начинающих прозаиков (Как научиться писать рассказы)
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: