Подражание - зло или благо?
|
|
redaktor | Дата: Вторник, 01 Фев 2011, 19:28 | Сообщение # 1 |
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
Статус:
| Подражание - зло или благо? Явление подражания критиками по большей части воспринимается негативно. Предполагается, что молодой автор должен найти что-то свое, а использование чужих идей, мыслей, выводов приравнивается чуть ли не к плагиату. Однако не все так просто. Сказать, что подражание — это плохо, нельзя. Абсолютно любой автор вырастает на определенных книгах, чаще всего на классической литературе, и нет ничего удивительного в том, что создавая уже свои стихотворения, он берет одного из состоявшихся поэтов в качестве образца для подражания. Такая практика позволяет молодому автору отточить свое мастерство, ведь сразу создать что-то действительно новое практически невозможно. Более того, подражание в некотором роде несет идею преемственности. Действительно, лучше перенять идею, манеру или способы выражения чувств у уже состоявшегося автора, чем идти практически в слепую, совершая те ошибки, которые не раз уже были совершены, и которых легко можно было бы избежать. Благодаря практике подражания в поэзии сохранилось множество стилей, жанров, таких как ода, рондо, сонет и многие другие. Вполне вероятно, что сейчас эти формы стихосложения уже были бы забыты, не используй их молодые авторы в своем творчестве. Подражание для талантливого поэта является лишь толчком к дальнейшему развитию. Взяв за основу чью-то идею, он развивает ее, совершенствует, придает ей новые формы и обличья. В конечном итоге подражающее стихотворение может получиться более выразительным, чем исходное. Множество примеров подражания встречается и у классиков, дополняя и совершенствуя замыслы друг друга, они создавали гениальные творения, считающиеся сегодня величайшими литературными ценностями. Тем не менее, стоит молодому автору, впечатлившись особенно сильным стихом, создать нечто подобное, критики да и просто «искушенные» читатели не медля обвиняют его в «подражательстве» так, как будто поэт представил им откровенный плагиат. Не стоит уделять таким замечаниям много внимания. Осмысленное подражание только укрепит талант автора, расширит его возможности. В заключение стоит оговориться о том, что бывает подражание бездумное. В этом случае автор не берет на себя труд понять истинные чувства и мысли объекта для подражания. Вдохновленный красивой оболочкой, он пытается создать нечто подобное и часто терпит фиаско, ведь за созданными строками нет ни духовности, ни смысла. Такое подражание достойно осуждения и действительно очень близко стоит к плагиату. Ничего кроме разочарований поэту оно не принесет. источник: http://pishi-stihi.ru/
Президент Академии Литературного Успеха, админ портала redactor-malkova@ya.ru
|
|
| |
bokoff62 | Дата: Среда, 02 Фев 2011, 18:01 | Сообщение # 2 |
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 270
Награды: 6
Репутация: 13
Статус:
| Если Я намекну, что стихи автора похожи на другого автора и он начнёт искать свою "изюменку", то, в чём Я виноват?! Лишь в том, что очень много Я, Есть в оправдании у меня! А.Боков
|
|
| |
pakhnushchy | Дата: Четверг, 24 Май 2012, 20:09 | Сообщение # 3 |
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 2154
Награды: 83
Репутация: 259
Статус:
| Quote (redaktor) В заключение стоит оговориться о том, что бывает подражание бездумное. Ирина, есть ещё подражание на спор. Это когда, например, человек спорит с компанией, что за определённый промежуток времени напишет подражание на заданную тему (не обязательно на тему оригинала) и это не будет абсолютной чушью (т.е. ну, хотя бы абсолютной - не будет). Можно условия спора "усугУбить": условия работы ужесточаются в каждый новый отрезок времени (нипример, каждые 3 или 5 минут) очередной рюмкой водки и крепкой сигаретой (или ещё как-нибудь). Хороший спорт (без водки, конечно), хорошая тренировка.
А вообще, литературное подражание возможно только в том случае, если один автор вступает с другим в спор-диалог на тему оригинального сочинения либо переводит оригинал с одного языка на другой. С других (всех, кроме пародии) позиций литературный жанр "подражание" я бы назвал короче: "плагиат".
Александр Пахнющий
|
|
| |
geber | Дата: Четверг, 24 Май 2012, 22:49 | Сообщение # 4 |
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 110
Награды: 7
Репутация: 3
Статус:
| Quote (pakhnushchy) С других (всех, кроме пародии) позиций литературный жанр "подражание" я бы назвал короче: "плагиат". А как вы назовете вот такое?
Римейк рассказа А.И.Куприна «Путешественники»
Весна старательно промывала город тысячами ручьев и ручейков, которые несли на своих переливчатых спинах щепки, пожухлые листья и всякий мусор. Временами в текучей воде отражались белые облачка и ярко синее небо. Пахло свежестью и прелью. Пахло весной. К вечеру подмораживало и тоненький, хрустящий ледок легко ломался под ногами прохожих.
Усталый участковый Колбаскин, старательно обходя подмерзшие лужицы, вечерней порой возвращался с дежурства. Ночь выдалась тяжелая, было много задержанных, среди них буйные, пьяные...Экипажи патрульно-постовой службы, как назло, привозили все новых и новых «клиентов», не давая Колбаскину собраться с силами, чтобы, в соответствии с буквой закона провести задержание, обыск, допрос...Пришлось второпях, как помешанному, писать протоколы, выкрикивать угрозы, замахиваться кулаком или дубинкой, самому обыскивать окровавленных, бессмысленно вопящих алкашей, от которых дико несло мочой, перегаром и дешевым табаком.
А днем начальник милиции приказал ему пройти по своему участку и составить докладную по профилактике правонарушений. Поспать участковому удалось совсем немного, скорчившись на узком топчане в кабинете бывшего сослуживца. Он весь пропах отвратительной смесью пота, хлорки, табака и перегара, которыми пропитан сам воздух милицейского участка.
Переодевшись и сполоснувшись под душем, Колбаскин заваривает кипятком китайскую лапшу и вяло принимается ужинать. Жена опять убежала к подруге, чтобы вмести идти на концерт какой-то очередной поп- звезды. Сын, лицеист, за стеной спрягает французские глаголы. Участковый втягивает в рот очередную порцию безвкусной лапши и задумывается о своей собачьей службе. Постоянные вызовы на происшествия, внеочередные дежурства, дикие сцены в отделении. Нервы ни к черту. Все тебя ненавидят, сторонятся. Мент, что тут сказать! Общаться можно только со своими, а о чем с ними говорить? О бабах, пьянке, да рыбалке. Еще о задержанной зарплате...А зарплата- гроши. Поневоле берешь взятки. Другим легче, у них хоть дома все в порядке. Семейный уют какой- никакой. У Колбаскина и этого нет. Придешь домой, усталый, как собака, а жены или нет, или она лежит на диване, читает Космополитен, да трескает шоколадные конфеты. Ходит дома лахудра- лахудрой, а на концерты и вечеринки накупает себе шикарные платья, на которые уходят все деньги. Да еще орет, что Колбаскин ей всю жизнь поломал, вот и пусть достает деньги, где хочет. Давно прошло то время, когда была она Верочкой, худенькой студенткой с длинной русой косой, наивной и ласковой. Теперь она растолстела, огрубела, научилась ругаться матом , но все еще красива яркой красотой зрелой тридцатипятилетней женщины.
Жизнь поломал! Это еще неизвестно, кто кому поломал. Из-за ее бл...кого поведения Колбаскину пришлось уволиться из Армии, где он был на хорошем счету и перейти в милицию. Опозорила Колбаскина на весь белый свет, а ей хоть плюй в глаза...Куда было деваться офицеру, у которого ни связей, ни денег? А мужа она и на дух не переносит. Стелит ему на диване в гостиной, а сама спит одна, в спальне. Мол, пахнет от него ментовкой и храпит он сильно. А если Колбаскин и проявит к ней какие-то намерения, то и тут полный облом. «Отстань,- скажет, - Колбаскин, надоел хуже горькой редьки!»
А сама- вечно влюблена. Про Армию и говорить нечего. Только ей все мало. То Колин репетитор. То еще кто- нибудь. Теперь- то до него дошло, он теперь видит все эти заигрывания, жесты, взгляды, которыми жена обменивается с замом начальника милиции подполковником Бесединым.
Ну, оно, по нынешним временам, может и неплохо. Беседин перевелся в милицию из ФСБ, замом он пробудет недолго, максимум год, а потом станет начальником милиции большого города, да и Колбаскина за собой потянет. Связи у него конкретные, глядишь, и в мэры вылезет. А Колбаскин потерпит, ему не впервой. Ничего не вижу, ничего не слышу. Куда ему из милиции деваться? Ему сына надо вырастить, Коленьку. Вырастет Коленька, будет знаменитым адвокатом или пластическим хирургом, их тех, которые на «Поршах», да на «Майбахах» раскатывают. Миллиардером будет, обязательно! Уж Колбаскин постарается. Зубами всякую сволочь грызть будет, все унижения стерпит, надо кого убить- убьет! Но Колю в люди выведет. Плевать ему на остальных, Коле он дорогу пробьет.
-Коля, идем чайку попьем! Сын, такой же низкорослый и коренастый, как и отец, вошел, сел за стол и стал пить чай с сухариками. Колбаскин смотрел на него и в душе его наступала умиротворенность и спокойствие. Пока Коля рассказывал отцу о лицее, тот сминал жесткими пальцами мякиш хлеба в шарик и легонько катал его по столу. -Ничего, Колюня, осталось немного.. Потерпи. Вот сдашь экзамены и мы с тобой рванем куда-нибудь автостопом.. Мне отпуск положен. Вот в Карелию...хочешь? - Да тебя не отпустят! - Чего это не отпустят? Я три года в отпуске не был...Мне и замнач обещал. - А деньги где взять? - Не беспокойся, найдем! - Я тут скопил немного...,-признается Коля, краснея. - Ну вот! И мне премию обещали. - Мать отнимет! - А мы не отдадим. Ну половину хоть. Мне еще командировку в Финляндию обещали, по обмену опытом. -Ох, папа, вот бы в Финляндию! Там такие леса, озера... У обоих загораются глаза и они, очистив кухонный стол от посуды и крошек, разворачивают на нем старый автодорожный атлас СССР, неизвестно как завалявшийся в книгах и с увлечением начинают обсуждать маршрут. Отец и сын давно уже достигли такого единодушия, такого понимания друг друга, что все плохое забыто. И две души- ментовская, истерзанная ревностью, жестокостью и унижением и мальчишечья, подорванная насмешками сверстников над профессией отца и над смешной фамилией, раскрываются и цветут. -Так, здесь придется напрямик пройти, но немного, километров десять. Зато потом выходим на трассу и- фьююууть- кати себе до самого Выборга. Там трасса оживленная, машин много, кто-нибудь, да подвезет. Они начинают обсуждать дальнейший маршрут, потом переходят к нужным припасам и ласково препираясь, составляют список необходимых вещей. Глаза их горят, весенний ветер, врываясь в открытую форточку, кружит им головы.
Наконец они утомляются, глаза их начинают слипаться и они, одарив на прощание друг друга доверчивыми взглядами, расходятся спать.
Поздно ночью в квартире появляется нетрезвая Вера и, пробираясь в спальню, она слышит сонный бред Колбаскина: - Сколько до Выборга? Она кривит губы в усмешке и не включая свет в спальне, падает на постель, вспоминая руки и губы Беседина. А Коле снится Финляндия, огромное голубое озеро, словно небо, упавшее в сосны, озерная форель и красивые финки, улыбающиеся ему. И он улыбается им в ответ и машет рукой, в которой зажат Атлас автомобильных дорог СССР.
Утром они снова окунутся в повседневную, скучную жизнь, полную унижения, ругани и тревоги. До вечера. А вечером, поужинав, они вновь будут строить планы заманчивых путешествий, разглядывать виды недоступных им курортов, южных островов и мечтать. Только эти мечты и доставляют им истинную и единственную радость в этой пошлой и серой жизни.
И не надейся! Я справлюсь!
|
|
| |
dalhamun | Дата: Вторник, 03 Июл 2012, 10:34 | Сообщение # 5 |
Постоянный участник
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 141
Награды: 13
Репутация: 14
Статус:
| Всё зависит от того зачем человек подражает. Если молодой автор ищет себя, и занимается этим не долго, и только для того чтобы попробовать себя в том или ином стиле, то это ему во благо.
Сергей Амфора
|
|
| |
Анд-Рей | Дата: Среда, 25 Июл 2012, 14:31 | Сообщение # 6 |
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1016
Награды: 24
Репутация: 90
Статус:
| Так и хочется возразить чем-то , типа:" А в музыке всего семь нот и все мелодии - подражания или того хуже - плагиат!" Нет. Лично я не считаю чем-то плохим подражание авторам известным в народе. Во-первых, потому что это неизбежно. Когда учишься у кого-то , то вольно или невольно перенимаешь его (её) стиль. И это не только в литературе и вообще - не только в творчестве. Во-вторых, а разве плохо подражать хорошему? Другое дело, что это делать надо как-то по своему, превносить что-то от себя. Вот представьте себе, что речь идет не о литературе, а, к примеру, о...прыжках в высоту. Все сегодня прыгают известным способом "фосбери флоп". Его автор - Дик Фосбери в 68 году с помощью детища своего прыгнул на 2.24 м и выиграл Олимпиаду. С тех пор практически все (если не фактически все) высококлассные прыгуны прыгают этим способом. А результаты уже давно гораздо выше. Так и тут. Можно подражать, но нужно расти.
Анд-Рей БорисСыч Чернышев
http://poeziyasp.ucoz.ru/
http://and-rey.ucoz.ru/
|
|
| |
Nechrist | Дата: Пятница, 27 Июл 2012, 14:56 | Сообщение # 7 |
Группа: Удаленные
| Анд-Рей, это означает - быть последователем, а не подражателем.
|
|
| |
Анд-Рей | Дата: Понедельник, 30 Июл 2012, 08:46 | Сообщение # 8 |
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1016
Награды: 24
Репутация: 90
Статус:
| Nechrist, абсолютно нет! Последователь - это несколько иное, к тому же определенная цель жизни. Подражатель - это тот, кто (в данном случае) пишет в той же манере, исповедует определенные принципы стихосложения осознанно. Но не имеет целью писать исключительно так.
Анд-Рей БорисСыч Чернышев
http://poeziyasp.ucoz.ru/
http://and-rey.ucoz.ru/
|
|
| |
elegie111 | Дата: Понедельник, 30 Июл 2012, 12:08 | Сообщение # 9 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 3408
Награды: 76
Репутация: 132
Статус:
| Quote (redaktor) любой автор вырастает на определенных книгах, чаще всего на классической литературе, и нет ничего удивительного в том, что создавая уже свои стихотворения, он берет одного из состоявшихся поэтов в качестве образца для подражания. Но почему - "одного"? Вполне вероятен какой-то собственный "симбиоз", подражание совсем не обязательно. Мне думается, что человек с творческим началом как раз, впитывая и осмысливая многое, непременно найдёт что-то своё. Даже неосознанно, интуитивно. Quote (Анд-Рей) Другое дело, что это делать надо как-то по своему, превносить что-то от себя. По моему мнению, каждый варится в котле собственных эмоций, и "на выходе" получается совершенно неоднотипный результат. Если у автора есть когда-то в чём-то перекличка с известными поэтами или писателями, он может и не догадываться об этом. В таком случае ничего предосудительного в этом не вижу: даже поступки разных людей иногда бывают типовыми, но это ещё не означает подражания кому-либо. Просто человек выбирает то, что ему ближе, что по душе, и в этом направлении работает. Сознательное же подражание мне кажется ошибочным путём. Во всяком случае, мне это - не нравится.
Татьяна Новак Надоедать я не хочу. Но – буду.
Из осени в осень
Когда душа молчать не может
Через тысячи дней
Против течения
|
|
| |
Виктор_Бойков | Дата: Понедельник, 30 Июл 2012, 13:09 | Сообщение # 10 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3223
Награды: 77
Репутация: 188
Статус:
| Quote (redaktor) Абсолютно любой автор вырастает на определенных книгах А как назвать те стихи, которые автор создаёт не осознавая, что он кому-то подражает, хотя его литературные приёмы и философия мышления во многом совпадают с теми, на которых он был воспитан? Ещё бывает такое, когда два автора, совершенно незнакомых, живущих за тысячи километров друг от друга пишут разные стихи, но читая и сравнивая их прослеживается одна и та же мысль. Это можно назвать плагиатом, или подражанием? В современной поэзии очень сложно, а подчас и невозможно найти такие мысли и идеи, которые никто до тебя не отражал в своём творчестве. Другое дело, что писать надо особо, с присущей только тебе одному изюминкой.
Виктор Мой творческий сайт Моя страничка в авторских библиотеках "Пассажирский автобус" "Тет-а-тет с самим собой"
|
|
| |
pakhnushchy | Дата: Понедельник, 30 Июл 2012, 13:35 | Сообщение # 11 |
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 2154
Награды: 83
Репутация: 259
Статус:
| Quote (viktor22081961) Это можно назвать плагиатом, или подражанием? Речь не идёт о совпадении мыслей, Виктор. Очевидно, речь идёт о повторении приёмов и средств поэтического языка. Плагиат - это даже не подражание, это - повторение написанного ранее с с определённой степенью совпадений. Для того, чтобы литературный труд (всё, что сюда может причисляться), не был назван несамостоятельным (юридически) сочинением, кол-во совпадений не должно превысить 40% при условии, что совпадающие 40% в том же тексте имеют ссылку на оригинал. Т.е. например, в стихотворении из 8-ми катренов я повторяю один катрен из Пушкина, но не указываю авторство в том же исходном тексте - это всё равно плагиат вопреки тому, что цитируемость менее 40%... Не надо лукавить и искать оправдания, - подражание от плагиата так же далеко, как одалживание от воровства... Добавлено (30.07.2012, 13:35) ---------------------------------------------
Quote (viktor22081961) А как назвать те стихи, которые автор создаёт не осознавая, что он кому-то подражает, хотя его литературные приёмы и философия мышления во многом совпадают с теми, на которых он был воспитан? Отсутствие самосознания, детская безответственнось - вот что это такое.
Александр Пахнющий
Сообщение отредактировал pakhnushchy - Понедельник, 30 Июл 2012, 13:34 |
|
| |
Виктор_Бойков | Дата: Понедельник, 30 Июл 2012, 14:14 | Сообщение # 12 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3223
Награды: 77
Репутация: 188
Статус:
| Quote (pakhnushchy) Отсутствие самосознания, детская безответственнось - вот что это такое. Наверное, Вы правы, Александр. Юридическим языком это можно сформулировать так:"Незнание закона не освобождает от ответственности за правонарушение." Но, если исходить из таких постулатов, то очень многих современных авторов можно отнести к категории воров. Конечно, молодые, ещё не сформировавшие свой неповторимый почерк авторы часто прибегают к неосознанному подражанию и им кажется, что они пишут так, как могут писать только они. И говоря слово "молодые" я не имею ввиду возраст. Много начинающих авторов, которые стали пробовать перо в уже зрелом возрасте. Я считаю, что для таких людей подражание вполне простительно и с ростом поэтического уровня автор сам рано, или поздно уйдёт от него и найдёт свои идеи и технику, если он действительно поэт, а не "погулять вышел".
Виктор Мой творческий сайт Моя страничка в авторских библиотеках "Пассажирский автобус" "Тет-а-тет с самим собой"
|
|
| |
Ворон | Дата: Пятница, 30 Ноя 2012, 10:40 | Сообщение # 13 |
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
| Почему-то все забывают одну истину : " Всё новое есть хорошо забытое старое ! " Если бы , каким-то чудом , в одном месте и в одно время , собрались писатели и поэты всех времён , то тут же бы выяснилось , что кто-нибудь из великих современных поэтов есть подражатель Софокла . Писать в подражании не есть плагиат или отказ от самостоятельности мысли , нет , это иносказания прошлого в переводе на современную платформу ! Вспомним цепочку Лафонтен-Крылов-Михалков , неужели кто-нибудь обвинит незабвенных Ивана Андреевича и Сергея Владимировича в неспособности найти самостоятельную нишу !
|
|
| |
pantera2 | Дата: Четверг, 22 Авг 2013, 23:01 | Сообщение # 14 |
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2479
Награды: 47
Репутация: 82
Статус:
| Подражать стилю того или иного автора полезно в качестве литературной учебы. Подражая, можно освоить многие приемы в литературе. Это то же самое для писателя, что для художника копирование шедевров живописи. Нужно научиться технике, мастерству, прежде чем создавать свое.
Марина Новиковская
Авторская библиотека http://soyuz-pisatelei.ru/forum/35-3697-1
Сообщение отредактировал pantera2 - Четверг, 22 Авг 2013, 23:02 |
|
| |
гал_ал | Дата: Среда, 11 Сен 2013, 11:19 | Сообщение # 15 |
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 76
Награды: 2
Репутация: 2
Статус:
| Каждый человек – это целый мир. И совершая, казалось бы, схожий поступок, он всё одно остается только поступком данного индивидуума. У хорошей литературы, будь-то классика или современная, нужно учиться. Это обязательно, без учебы и труда ничего не получится. На первом этапе своего творчества подражает каждый автор. Но со временем настоящий автор уходит от подражания и становится Автором со своим лицом. Другие так и остаются подражателями. А темы – они вечны. Любовь, предательство и т.д. Главное, как передать своё понимание всего этого.
|
|
| |