Чрелашвили Гиви
pakhnushchyДата: Среда, 18 Июл 2012, 09:29 | Сообщение # 101
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 2154
Награды: 83
Репутация: 259
Статус:
Quote (glukin)
историю надо исключить из числа наук и перевести в разряд религий.

Вот-вот-вот! Вот-вот-вот!.. Давно уже пора реализовать сию объективную потребность. biggrin


Александр Пахнющий
ТалиесинДата: Среда, 18 Июл 2012, 17:17 | Сообщение # 102
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 254
Награды: 8
Репутация: 37
Статус:
Пластилиновый мякиш

Мякиш пластилиновый прилип
К антикварной плоскости стола,
На ресницах - дикий недосып,
Ты уже жалеешь, что дала
Не тому,
Кто был мудр,
А тому, кто был добр.
Ведь не дать
Как-то неудобно,
Но кровать
Заскрипела злобно.

Ты по доброте душевной лярва,
Летом уезжаешь в Кохтла-Ярве,
Чтоб себе нарядик подобрать,
Раз уж блядь.

Пальцы надо чем-нибудь занять,
Только так, чтоб ногти не сломать,
Это ведь единственное нужное
Грозное оружие.

Потому, когда приходит сплин,
Мнут твои фаланги пластилин,
Но сейчас он выпал, как ненужное,
Нет досады, только равнодушие,
И в постылой позе твой изгиб,
А твоя одежда на полу,
Смотришь, как доверчиво прилип
Мякиш пластилиновый к столу.

Катафалк надежд

Медленно тащился по дороге
По убогой
Катафалк
Надежд,
Черный бархат строгий,
Словно неопровержимый всеми факт,
Надев,
Черными собаками, сворой обстоятельств,
Зачернен,
Как месть,
Едет, приглашенный
К Вашему Сиятельству,
Принцесса Смерть.

Над дорогой вороны
Гадят в обе стороны,
Кто тут посторонние?
Кто кого проворнее?

Изредка встречалось редколесье белоствольных берез,
Их слез
Явно не хватало,
Плакальщиц тех мало,
Вдоль могил
Враги
Слезы облизали
И слезы поклевали,
Много псов с вороньем,
Едет по привычке
С полным безразличьем
Катафалк под дождем.

Дроги похоронные
Облепили вороны,
Все тут посторонние,
Но зато довольные.

Добавлено (18.07.2012, 17:17)
---------------------------------------------
Ноябрь

Осенний натюрморт, любых оттенков листья
Рассыпаны вразброс, так ветхи старики,
И бахрома стволов ворсисто-шелковиста,
Напоминая тем кокоток парики.

Безумцев кличет страсть печалью птичьих спевок
Хозяйка блудных дел, что осенью зовут,
Заботливо раздев деревья, точно девок,
Чтоб похотливцам снять невыносимый зуд.

Как выкидыш кровав, больнично-красным цветом
Взрывая гамму чувств, сознанье теребя,
Валялась листьев прядь, состриженная ветром,
Осенних ножниц труд, побои ноября.

Разбившись о тоску безмолвного бессилья,
Лучи упали в тень кладбищенских крестов,
Подобье воробьев идет, как эскадрилья,
И огибает вскачь периметры кустов.

Унылая пора и разочарованье
Надежд на встречу с тем, чему нельзя придти,
А, может, не пора, а просто очертанье
Чего-то, что давно уже сошло с пути.

Пляска

Пляшут злые маски,
Оцепив костер,
Как в свирепой сказке,
Всюду хищный взор.
Замирает сердце,
Зыбкая стезя,
Не дают погреться,
И уйти нельзя.
Похожу по кругу,
Может, отыщу
Хоть подобье друга,
Нет, так не взыщу.

Музыка тревожно
Разрывает слух,
Жутко и безбожно
Пляшут все вокруг,
Взгляды злы и дики,
Ими бы колоть,
Освещают блики
Голых женщин плоть.
Каждому поближе
Хочется к костру,
И в зловонной жиже
Догорает трут.

Тех, кто послабее,
В жертву принесут,
Чем сильней плебеи,
Тем страшней их суд.
Вот бы разразился
Дождь, как приговор,
Чтоб водой залился
Чертов тот костер.
А пока пляшите
На манер жреца,
Может, опалите
Злобные сердца.

StillhetДата: Среда, 18 Июл 2012, 17:32 | Сообщение # 103
Группа: Удаленные





[Хозяйка блудных дел, что осенью зовут,
Заботливо раздев деревья, точно девок,
Чтоб похотливцам снять невыносимый зуд.] − обнажённые деревья в ноябре smile Нравится сравнение осени с "хозяйкой блудных дел". Лучшее стихотворение из последних..
OlgagardeyДата: Среда, 18 Июл 2012, 18:53 | Сообщение # 104
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 557
Награды: 9
Репутация: 12
Статус:
Quote (Талиесин)
На ресницах - дикий недосып,
Ты уже жалеешь, что дала
Не тому,
Кто был мудр,
А тому, кто был добр.
Ведь не дать
Как-то неудобно,
Но кровать
Заскрипела злобно.

Quote (Талиесин)
Нет досады, только равнодушие,
И в постылой позе твой изгиб,
А твоя одежда на полу,
Смотришь, как доверчиво прилип
Мякиш пластилиновый к столу

Quote (Талиесин)
Дроги похоронные
Облепили вороны,
Все тут посторонние,

Quote (Талиесин)
Осенний натюрморт, любых оттенков листья
Рассыпаны вразброс, так ветхи старики,
И бахрома стволов ворсисто-шелковиста,
Напоминая тем кокоток парики.

Безумцев кличет страсть печалью птичьих спевок
Хозяйка блудных дел, что осенью зовут,
Заботливо раздев деревья, точно девок,
Чтоб похотливцам снять невыносимый зуд.

Quote (Талиесин)
Пляска
- оень интересный образ.


Люди, как книги в библиотеке, вроде бы все вместе, но у каждого своя история и главные герои.
NechristДата: Воскресенье, 22 Июл 2012, 15:22 | Сообщение # 105
Группа: Удаленные





Гиви, ты не пропадай, а то литературы не хватает
artsvet37Дата: Воскресенье, 22 Июл 2012, 17:41 | Сообщение # 106
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 598
Награды: 36
Репутация: 32
Статус:
Гиви, талант Ваш многогранен, глубок! Спасибо за прекрасную поэзию!

Светлана Артемьева
Авторский сайт
irtyaДата: Пятница, 27 Июл 2012, 12:14 | Сообщение # 107
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11224
Награды: 248
Репутация: 465
Статус:
Гиви! С Днём рождения тебя!!!
Твой
Quote (Талиесин)
Ноябрь
восхитителен, однако есть мелочи, которые не дают мне покоя.
Quote (Талиесин)
Осенних ножниц труд

эта фраза какая-то лишняя, учитывая, что ей предшествовала такая строка:
Quote (Талиесин)
Валялась листьев прядь, состриженная ветром

в ней всё уже сказано.
И что такое
Quote (Талиесин)
Подобье воробьев идет, как эскадрилья

Добавлено (27.07.2012, 12:14)
---------------------------------------------
прости за вредность!


Ирина Кузнецова

авторская библиотека
ТалиесинДата: Четверг, 02 Авг 2012, 17:27 | Сообщение # 108
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 254
Награды: 8
Репутация: 37
Статус:
Довольно долго отсутствовал я вот по какой причине.
Писал довольно обширное эссе на тему того, как использовать античную метрику в русском стихосложении.
При написании этого эссе (а оно вышло довольно большим, около 50 страниц) мне пришлось поизучать нечто дополнительно. Я открыл для себя несколько интересных фактов, связанных с редкими античными пятисложными и шестисложными стопами, которые в античной поэзии употреблялись настолько редко, что и названия их до нас не дошли. Так вот, оказывается в русской поэзии эти стопы звучат очень даже гармонично.
Эту тему я продолжу чуть позже, а пока отвечу Ирине.
Во-первых, Ира, спасибо за поздравления с днем рождения.
Действительно, меньше недели назад оно имело место быть.
Во-вторых, по твоим замечаниям.
Первое - это, если честно, несерьезно. Тавтологии здесь нет, а есть дополнение к образу. Поскольку я - автор, то сам могу решать, как мне такой образ делать. Фраза "осенних ножниц труд" вовсе не лишняя. Она дополняет фразу
"Валялась листьев прядь, состриженная ветром", давая новый образ: ветер предстает в образе некого виртуального садовника, который осенными ножницами стрижет листья. Это явно не ассоциируется просто с причастием "состриженная".
А вот второе замечание весьма дельное. Я могу понять, что это место тебе непонятно. В то же время, делать сноску к этому месту мне не хотелось. Теперь я понимаю, что нужно.
Это чисто американский прикол. Есть тут такая птичка, которая величиной чуть больше воробья, очень на него похожа, но с черной головой и черной спиной. Так вот, на земле эта птичка собирается в огромную стаю, которая и начинает в поисках корма проходит этакой волной по земле. Причем, плотность такой стаи довольно высока. Птички в ней находятся практически впритирку друг к другу. Это особенно характерно для северных районов Пенсильвании, во время, когда еще не очень холодно, но уже не жарко. Начало ноября - самое характерное время, когда можно увидеть эту картину. Издалека кажется, что по земле движется этакая черная река, которая иногда местами припрыгивает. Я не знаю точно, как называется эта птичка, потому и вижу определенную проблему в написании комментария к этому месту.

Добавлено (02.08.2012, 17:27)
---------------------------------------------
Возвращаясь к написанному, хочу сказать об одном интересном открытии. Была в античная метрике такая шестисложная стопа - стопа из шести гласных звуков - которая, как часть сложного комбинированного античного размера, встречалась у древнегреческих поэтов буквально считанные разы. Никаких сведений о названии этой строфы до нас не дошло. Строфа эта имела сначала две метрически безударных гласных, потом две метрически ударных, потом снова две метрически безударных. Чтобы это представить, нужно просто соединить вместе стопу анапеста и стопу дактиля. Получим именно этот размер. Однако это именно единая шестисложная стопа. Как просто комбинацию анапеста и дактиля - двух трехсложных стоп, употребленных одну за другой - ее рассматривать нельзя вот по какой причине. Эти размеры несочетаемы, поскольку имеют противоположную направленность. Анапест имеет удар на третий слог и считается восходящим метром, идущий от слабой доли к сильней, а дактиль ведет себя с точностью до наоборот. Это нисходящий метр, идущий от сильной доли к слабой. Однако название подобной стопы мне удалось восстановить без особых усилий. Скорей всего, она называлась димесомакром. Ибо некий ее аналог в пятисложной стопе - месомакр - до нас дошел. Такая стопа имеет в самом центре одно ударение, а двух боков окружена безударными гласными: без. + без. + удар. + без. + без. "Месо" - означает по-гречески "центральный", "средний" (вспомните хотя бы Месопотамию), макр - это ударная доля (брахий, например, безударная). Приставка "ди" означает "двойной". Таким образом, димесомакр - это ритм со сдвоенным ударным центром. Почему именно димесомакр меня заинтересовал ? Да потому что я встретил некоторые его примеры в русской народной поэзии. В ней он звучит на редкость красиво и гармонично, чего нельзя сказать о древнегреческой поэзии, где димесомакр является лишь вспомогательной стопой для связки двух размеров разной направленности - восходящего и нисходящего. Полностью русского народного стиха, написанного димесомакром, я не обнаружил, но отдельные отрывки звучат просто замечательно. Однако это всё теория, а для наглядности нужен пример. Поэтому я придумал свой собственный стих, полностью написанный димесомакром, однако, чтобы подчеркнуть источник его использования я специально это стих стилизовал под русский народный. Посмотрите, как этот ритм замечательно звучит в русском стихосложении ! Оцените...

Вот уже затемно...

Вот уже затемно,
У окна села я,
Принесли платье мне,
Принесли белое.

Мой родной суженый,
Мне судьбой даренный,
Ты один нужен мне,
Мы душой спарены.

За порог выйду я,
Скоморох клетчатый
Мне сказал-выдумал,
Что с другой венчан ты.

В этот день пагубный
Подошла к церкви я,
Там – обряд свадебный,
Для меня – реквием.

У стены с дверцами
Затушу свечи я,
Ты разбил сердце мне,
Ты разбил девичье.

Как вернусь с паперти,
Дни сочту смело я,
Не сберег платье ты,
Не сберег белое.


Сообщение отредактировал Талиесин - Четверг, 02 Авг 2012, 18:32
NechristДата: Четверг, 02 Авг 2012, 18:01 | Сообщение # 109
Группа: Удаленные





Гиви, суженый с одной «н» пишется. Странно, что ты только заметил этот размер (пятистопный) в русском стихосложении в то время, как я использовал его уже в стихотворении «Чёрная Баба» (2011).
ТалиесинДата: Четверг, 02 Авг 2012, 18:11 | Сообщение # 110
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 254
Награды: 8
Репутация: 37
Статус:
Эти шестисложный размер, Руслан, а не пятисложный (пятисложный - просто месомакр - всем хорошо известен).
(Не говори "пятистопный", пятистопный - это просто пять стоп в строке, им и ямб может быть).
Кроме того, его нужно хорошо обосновать с точки зрения античной метрики. Потому что многие, стилизовывая под него свои русские народные стихи, считали, что пишут комбинацией анапеста и дактиля. Так вот, это неверно. Такая комбинация неправомочна. Эта не комбинация, а единый шестисложный размер.
Вот это надо хорошо понимать.
За "суженый" спасибо. Действительно, чего ради я туда второе "н" воткнул ?


Сообщение отредактировал Талиесин - Четверг, 02 Авг 2012, 18:14
NechristДата: Четверг, 02 Авг 2012, 18:18 | Сообщение # 111
Группа: Удаленные





Тут про пятисложный вроде сказано, а не только про шести... «Я открыл длясебя несколько интересных фактов, связанных с редкими античными пятисложными и шестисложными стопами, которые в античной поэзииупотреблялись настолько редко, чтои названия их до нас не дошло. Таквот, оказывается в русской поэзии эти стопы звучат очень даже гармонично.» так редкий или всем известный пяти...? smile ну, а вобщем люблю писать разными размерами, а то одним скучно и выказывает плоскоумие smile
В этом день пагубный- в этот день надо бы напечатать, не так ли? Эти опечатки показывают авторское отношение к читателю.
ТалиесинДата: Четверг, 02 Авг 2012, 21:44 | Сообщение # 112
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 254
Награды: 8
Репутация: 37
Статус:
За опечатку - опять-таки спасибо.
Руслан, месомакр - это всем известный размер.
Когда я говорил о пятисложных тоже - я имел в виду совсем другие размеры. Я ведь не один димесомакр нашел.
А месомакр я привел только для того, чтобы на основании его восстановить название его шестисложного аналога - димесомакра. А примеры остальных пятисложных стоп, открытых мной, я еще не привел. Ты торопишься.
В частности, под пятисложной стопой я имел в виду совсем другую: промакриамб (пятисложная стопа с первым и пятым ударными слогами, а остальными - безударными). Кроме того, есть и еще одна шестисложная - промакропиррихиямб - это такая же, как промакроамб, но шестисложная, с первым и шестым ударными слогами, остальные - безударные.

Добавлено (02.08.2012, 18:57)
---------------------------------------------
Вот список пятисложных стоп, названия которых до нас дошло, как и сочинения древнегреческих поэтов, в которых они часто употреблялись. Их список есть на Википедии:

— U U U U промакр
U — U U U парапик
U U — U U месомакр
U U U — U пиррихотрохей
U U U U — пиррихиямб
U U — — U антамебей
U U U — — дасий
U — U U — киприй
— — U U — амебей
U — — U — дохмий
— — — U U моллоссопиррихий
U — U — — париамбод
U — — — — пробрахий
— — U — — месобрахий
— — — U — моллоссиямб
— — — — — молоссоспондей

http://ru.wikipedia.org/wiki....8%D0%B5

Правда, она пропустила еще один известный пятисложный размер: пентабрахий.
Это пятисложная стопа из всех безударных гласных.
Однако нам известно, что древние греки использовали 32 комбинации пятисложных стоп. Здесь их всего 17 (с пентабрахием вместе). Месомакр, кстати, входит в их число, видишь ?
По-другому, это называется третьим пентоном.
Таких пентонов - пять. Соответственно, первый - с первым ударным (промакр), второй - со вторым ударным (парапик), третий - с третьим ударным (месомакр), четвертый - с четвертым ударным, пиррихотрохей, пятый - с пятым ударным - пиррихиямб. Все они отлично известны. Еще и киприем можно классно писать по-русски. Я давал свой стих, им написанный. Это совмещение второго и пятого пентонов (парапика и пиррихиямба), пятисложная стопа
с ударением на вторую и пятую позиции.
Но, оказывается, есть еще интересные комбинации, которые прекрасно можно использовать в русском стихосложении, несмотря на то, что в античном они использовались так редко, что даже их названия до нас не дошли. Я вот восстановил (с большой долей вероятности того, что это будет правильно), такие комбинации
(даю прямо выдержку из недавно написанного моего труда):

– стопа с первой и пятой ударными гласными и второй, третьей и четвертой безударными гласными; она может быть образована при слиянии стопы хорея и стопы анапеста или стопы дактиля и стопы ямба и имеет трохеическую часть стопы; ее можно считать совмещением промакра (пентона с первым ударным слогом) и пиррихиямба (пентона с пятым ударным слогом); назовем ее промакриамбом;
– стопа с третьей и пятой ударными гласными и первой, второй и четвертой безударными гласными; может быть образована при слиянии стопы анапеста и стопы ямба или стопы пиррихия и стопы амфимакра (амфимакр по-другому называется кретиком, или критской стопой, которая является трехсложной и в которой первая и третья гласные являются метрически ударными, а вторая – метрически безударной); ее можно считать совмещением месомакра (пентона с третьим ударным слогом) и пиррихиямба (пентона с пятым ударным слогом); назовем ее месомакриамбом;
– стопа с первой и четвертой ударными гласными и второй, третьей и пятой безударными гласными; может быть образована при слиянии стопы дактиля и стопы хорея или стопы хорея и стопы амфимакра и имеет трохеическую часть стопы; ее можно считать совмещением промакра (пентона с первым ударным слогом) и пиррихотрохея (пентона с четвертым ударным слогом); назовем ее промакротрохеем;
– стопа с первой и третьей ударными гласными и второй, четвертой и пятой безударными гласными; она может быть образована при слиянии стопы амфимакра и пиррихия или стопы хорея и дактиля и имеет трохеическую часть стопы; ее можно считать совмещением промакра (пентона с первым ударным слогом) и месомакра (пентона с третьим ударным слогом); назовем промакриамбопиррихием;
– стопа со второй и четвертой ударными гласными и первой, третьей и пятой безударными гласными; может быть образована при слияние стопы амфибрахия и стопы хорея или стопы ямба и стопы амфибрахия; ее можно считать совмещением парапика (пентона со вторым ударным слогом) и пиррихотрахея (пентона с четвертым ударным слогом); назовем ее париамбобрахием;
– стопа с первой, третьей и пятой ударными гласными и второй и четвертой безударными гласными; может быть образована при слиянии стопы амфимакра и стопы ямба или стопы хорея и стопы амфимакра и имеет трохеическую часть стопы; ее можно считать совмещением промакра (пентоном с первым ударным слогом), месомакра (пентона с третьим ударным слогом) и пиррихиямба (пентона с пятым ударным слогом); назовем ее
промакродиамбом.

Таким образом, можно добавить еще шесть комбинаций пятисложных стоп, доведя их общее количество до двадцати трех. Отмечу, что последний из перечисленных мною вариантов восстановленных пятисложных стоп, если проанализировать, оказывается неинтересным для рассмотрения. В русском стихосложении он вырождается в самый тривиальный размер – строку трехстопного каталектического хорея, где последняя стопа –
это неполная стопа хорея (с одним ударным слогом). То есть, для имитации промакродиамба достаточно написать всё стихотворение строками трехстопного каталектического хорея, затем объединить несколько строк в одну (количество их определится в зависимости от того, сколько стоп промакродиамба нужно иметь в одной строке) и воссоздастся полная картина того, что всё произведение написано промакродиамбом.

Добавлено (02.08.2012, 21:44)
---------------------------------------------
Думаю, данная тема многим будет интересна .
Хочу сказать о том, каким образом возникли имена метрических размеров, некоторые из которых мы сплошь и рядом называем, но понятия не имеем об их этимологии. Не все названия размеров характеризуются теми положениями ударных и безударных гласных, которые характеризуют данный размер, но некоторые мнемонически вполне понятны. Тем же, что непонятны, обычно привязаны к именам людей, местности или действий, которые связаны с этими размерами, особенно если это очень древние размеры.

1. Так, например, самым древним является размер, который и сейчас в русском стихосложении наиболее популярен.
Это ямб. Этимология его точно не ясна. Однако есть одна старая древнегреческая легенда, которая является, пожалуй, самой объяснимой версией, откуда это название происходит.
Греческим городом, который издавно был местом поклонения богине Деметре, являлся город Элевсин. Именно в нем и возникли знаметитые элевсинские мистерии, связанные с сущностью богини Деметры - богини растительности и плодородия. Связаны они с тем, что растительность как бы умирает зимой, а потом весной снова воскрешается.
Известно, что богиня Деметра впала в глубокую печаль, когда Аид похитил ее дочь Персефону, и ничто не могло отвлечь ее от горестных мыслей и заставить даже улыбнуться. Однако дочери элевсинского царя Келея, которую звали Ямба (Иамба) удалось развеселить богиню Деметру с помощью каких-то обсценных жестов и выражений.
2. Название другой двухсложной стопы - хорей (иногда его называют трохеем). Трохей происходит от глагола "трохайос" (это не то, о чем можно изначально подумать), что означает "бежать". Хорей (от хорейя) означает хоровую пляску. Типы мелодий, под которые вершилась эта пляска, характеризовались двухтактовым ритмом с характерной первой сильной долей.
3. Еще одна двухсложная стопа - пиррихий (два безударных слога) происходит от имени дорийца Пирриха, который был родоначальником военной пляски.
4. Последняя двухсложная стопа - спондей (оба слога ударные) происходит от слова "спонде" (возлияние), ибо как бы два ударных слога сливаются.

Пока, как мы видим, функциональной мнемоники, характеризующей эти размеры, мало.
Но перейдем к трехсложным размерам.

5. Дактиль - дословно означает "палец". Отсюда и "дактилоскопия" - определение личности по отпечаткам пальцев.
Связь с размером такая, что есть характерный жест указательного пальца, указывающий направление вперед.
Таким образом, идет намек на первый "передний" ударный слог. Связь с функцией стопы тоже весьма далекая.
Но дальше мы имеем кое-что поинтересней.
6. Анапест - дословно означает "отраженный назад". Это уже ближе к функции стопы. Ритм действительно отражен назад, на последний ударный слог. Но этимология тоже не вполне четкая.
7. Гораздо четче этимология у других трехсложных стоп. Амфибрахий - происходит от "амфи" - крайний - и "брах(ий)" - безударный. Два безударных слога по краям. Второй слог подразумевается ударным.
8. Противоположная ему стопа - амфимакр (макр - ударный). Два крайних ударных. Второй подразумевается безударным. Амфимакр, впрочем, известен также под названием "кретик" - критская стопа - ибо родиной его считают остров Крит.
9. Трибрахий - понятно. Три безударных слога подряд.
10. Бакхий - трехсложная стопа с первым безударным и двумя другие ударными слогами. Происходит от эпитета бога Диониса - Вакх. Означает "вакхический". Связано с мелодиями, под которые шли вакхические пляски.
Впрочем, я в свое время встречал более мнемоническое название - ямбод. Смесь ямба и одного ударного звука в конце стопы. К русскому стихосложению эта стопа неприменима.
11. Три подряд ударных слога в трехсложной стопе - молос. Происходит от названия греческого города Молоссия, бывшей в на севере Греции, как считают, родиной этой стопы. Впрочем, у нее есть и другое название - тримакр, что вполне мнемонично. В русском стихосложении стопа не используется.
Тема будет вскоре продолжена.


Сообщение отредактировал Талиесин - Пятница, 03 Авг 2012, 00:20
glukinДата: Четверг, 02 Авг 2012, 23:12 | Сообщение # 113
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2699
Награды: 48
Репутация: 111
Статус:
потрясающе. можно, конечно, писать стихи, не зная этого всего. но знать ведь интереснее. у меня, кстати, тоже где-то стих был месомакаром этим написаный. про незабудки.
ТалиесинДата: Пятница, 03 Авг 2012, 00:06 | Сообщение # 114
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 254
Награды: 8
Репутация: 37
Статус:
Ладненько.
Теперь продолжим. Перейдем к четырехсложным стопам.

12. Прокелевсматик - все четыре слога в стопе безударные.
Дословно буквально означает - "прокрикиваемый раньше". Установить мнемоничность трудновато.
Дело в том, что самостоятельного эта стопа не использовалась. Она заменяла при необходимости другие стопы.
Это трудновато объяснить тому, кто не знает концепции долгих и кратких гласных в античном стихосложении.
Долгая гласная (гласная которая произносилась растянуто) означала ударный звук, а краткая (произносимая отрывисто) - безударный. Античная метрика вовсе не строилась, как русская, на грамматическом ударении слова, хотя оно, конечно, было. Грамматическое ударение в слове могло падать на краткий звук, а метрическое, естественно, на долгий. Они вполне могли не совпадать. Античную метрику вообще грамматическое ударение не волновало.
Так вот, была целая система приемов, при которых долгие гласные могли читаться, как краткие, краткие, как долгие,
две кратких могли читаться, как одна долгая (дифтонг, если гласные краткие стоят рядом) , или же... долгая, которая была дифтонгом двух рядом стоящих гласных, могла читаться (были такие специальные знаки над ними) не как дифтонг, а как две раздельные безударные гласные (это означало, что между ними вставлена диэреза - интонационная пауза). Какими образом, ударная гласная могла замениться на две безударные. Таким образом, любая из трех трехсложных стоп - дактиль, амфибрахий или анапест - могла сразу стать прокелевсматиком, если ударный слог заменялся на два безударных слога. Для русского стихосложения всего этого знать не надо.
Прокелевсматик в нем может использоваться (хоть и редко) как стопа, связываюшая при комбинированном ритме (логаэде) другие стопы. Впрочем, у нее есть более понятное второе название - дипиррихий (двойной пиррихий).

13. Пеоны. Названы по имени "пеона", хорового гимна, исполняемого в честь бога Аполлона.
Пеонов всего четыре. Они так и называются: первый, второй, третий и четвертый. Первый - ударение на первый слог
(остальные три слога безударные), второй - на второй с остальными безударными, третий - на третий (с остальными безударными), четвертый - на четвертый (с остальными безударными). Выше я писал о пентонах. Тот же самый принцип и у них, только их всего пять и соответственно, ударение у каждого на первый, либо второй, либо третий, либо четвертый, либо пятый слог. А здесь, значит, таких комбинаций четыре.
С точки зрения русского стихосложения каждый 1-ый и 3-ий пеон можно прочесть хореем, а каждый 2-ой и 4-ый пеон - ямбом. Но далеко не каждый хорей или ямб является пеоном. Чтобы быть пеоном, в строке должно быть, во-первых, слогов, кратным четырем (у полных стоп хорея или ямба слогов должно быть четное количество, но необязательно равное четырем). Кроме того, урезанных стоп хорея или ямба в конце строки быть не может.
Ну, и еще всякие мелочи должны выполняться. Пеоны в русском стихосложении используются, может, и не очень часто, но случаев их использования в русской поэзии было достаточно много (когда весь стих был написан пеонами).
Кроме того, стопа пеона (или даже две подряд) вполне могут встретиться в логаэде.
14. Ионики. Их два.
Один восходящий (первые две гласные безударные, вторые две - ударные), один нисходящий (здесь, наоборот, первые две ударные, вторые две - безударные). Название от слова "ионийский". Первоначально ионийцами именовались жители области Аттика, затем возник древнегреческий диалект - ионийский (на нем Гомер писал), потом в Анатолии (полуостров Малая Азия) , недалеко от Трои, возникла область Иония, а море, омывающее западное побережье Греции, было названо Ионическим.
В русском стихосложении не используются. Вы должно понимать, что если в стопе стоят две или более рядом стоящие гласные, использовать ее в русском стихосложении очень трудно, поскольку у нас метрическое ударение базируется на грамматическом, а оно в слове может быть только одно.
15. Эпитриты. Их, как и пеонов, четыре. Это обратные пеонам размеры. Если в пеоне все безударные гласные заменить на ударные, а ударную гласную - на безударную, мы и получим четыре эпитрита - первый, второй, третий и четвертый. Если пеоны характеризуются наличием позиции одного ударного слога при трех безударных, то эпитриты, наоборот, наличием позиции одного безударного слога при трех ударных. Естественно, в русском стихосложении их использовать нельзя. Дословно "эпитрит" означает "занимающий одну треть". Греки вкладывали в это несколько другой смысл, чем мы. Ибо возникает вопрос: какая же это одна треть ? Безударный слог - это 25% стопы, ибо ударных слогов - 75% в стопе. То есть, это одна четверть. Здесь, однако, имелось в виду другое: соотношение одно к трем. Один безударный слог на каждые три ударных. Весьма мнемоническое название стопы, жаль, что в русском стихосложении ее использовать нельзя.
Таким образом, из четырехсложным стоп в русском стихосложении чаще всего используются пеоны.
Прокелевсматик (или дипиррихий) можно использовать, только как стопу с строке с комбинированным размером
для связи с другими стопами. Ионики и эпитриты в русском стихосложении не используются совсем.
Потом продолжим с пятисложными стопами, хотя много про них я уже и сказал.


Сообщение отредактировал Талиесин - Пятница, 03 Авг 2012, 00:12
glukinДата: Пятница, 03 Авг 2012, 00:23 | Сообщение # 115
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2699
Награды: 48
Репутация: 111
Статус:
вопрос из зала.
а чем месамакр от третьего пентона отличается?
ТалиесинДата: Пятница, 03 Авг 2012, 00:33 | Сообщение # 116
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 254
Награды: 8
Репутация: 37
Статус:
Ничем. Это одно и то же. Нюанс только вот в чем. В Древней Греции пеоны (четырехсложные стопы) назывались по порядковому номеру: 1, 2, 3, 4 (пеон). Название же пентоны употреблялось, когда говорилось в общем виде о всех пяти пентонах. Если же, в частности, акцентироваться на каком-либо конкретном пентоне (на третьем, например), то называли его месомакр, но никак не 3-ий пентон (в отличии от пеонов), хотя по сути это 3-ий пентон и есть.
Вот и всё различие. Только в названиях, но не в сути. А вот были гекзоны еще (шесть штук, шестисложная стопа, при каждом одном ударении от первой до шестой позиции на каждый гекзон)). Правда, их в Элладе употребляли крайне редко. А в русском стихосложении можно только так. Так вот их снова по номерам называли.


Сообщение отредактировал Талиесин - Пятница, 03 Авг 2012, 00:34
glukinДата: Пятница, 03 Авг 2012, 00:37 | Сообщение # 117
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2699
Награды: 48
Репутация: 111
Статус:
ясно, гиви. спасибо. давайте ещё.
кстати, по-моему на сайте есть спецраздел, можете ещё туда всё продублировать, чтобы искать было удобно, в случае чего.
ТалиесинДата: Пятница, 03 Авг 2012, 03:49 | Сообщение # 118
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 254
Награды: 8
Репутация: 37
Статус:
Вот же я - дырявая голова !
Совсем забыл сказать еще о двух очень важных четырехсложных стопах ! А ведь они имели очень важное значение как в античной метрике,
так и имеют важное значение в русском стихосложении. Это, пожалуй, самые важные четырехсложные стопы.
16. Хориямб - стопа состоящая из четырех слогов, в которых первые два слога составляют хорея, а вторые два - ямб.
Формула: уд. + без. + без. + уд.
Экстремально важная стопа.
Дело в том, что в античной метрике, да и русской тоже, нельзя комбинировать между собой стопы разной направленности - нисходящей и восходящей или восходящей и нисходящей. То есть, нельзя напрямую в одной строке комбинировать хорей и ямб, ямб и хорей, или, допустим, дактиль и анапест, или хорей и анапест и т.д. Если только нет стопы-переключателя.
Хориямб как раз-таки является такой идеальной стопой-переключателем из нисходящей направленности в восходящую.
То есть, строку можно начать в хорее, потом поставить хориямб и продолжить ее в ямбе. Напомню, что это не две скомбинированные стопы хорея и ямба, а одна единая четырехсложная стопа, у которой начало совпадает с хореем, а конец - с ямбом. Более того, вместо хорея перед хориямбом может быть дактиль, а вместо ямба после хориямба может быть анапест. То есть, возможны любые комбинации с участием перед хориямбом хорея или дактиля, а после хориямба - ямба и анапеста.
Название стопы тоже говорить само за себя - стопа из сочетания хорея и ямба.
17. Антиспаст - четырехсложная стопа, противоположная хориямбу, то есть, стопа, у которой два первые слога являются ямбом, а вторые два - хореем. Стопа, которая является идеальным переключателем из восходящей направленности в нисходящую.
Строку можно начать ямбом, потом поставить стопу антиспаста и переключить направленность в нисходящую, продолжив строку в хорее.
А также, возможны любые комбинации с участием перед антиспастом ямба и анапеста, а после него - хорея и дактиля.
Дословно антиспаст переводится как "тянуть в противоположные стороны".
Древнегреческий поэт Гиппонакт придумал один интересный размер, который дословно переводится, как хромой ямб - холиямб (не путать с хориямбом). Суть его заключается в том, что в шестистопном ямбе (ямбическом гекзаметре) последняя шестая стопа заменялась с ямба на хорей. Да, это противоречит совмещенности противоположных размеров. Но, на самом деле, реально выходило вот что:это был четырехстопный ямб (ямбический тетраметр), скомбинированный с одной четырехсложной стопой антиспаста.


Сообщение отредактировал Талиесин - Пятница, 03 Авг 2012, 15:19
Мила_ТихоноваДата: Пятница, 03 Авг 2012, 11:00 | Сообщение # 119
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19709
Награды: 344
Репутация: 742
Статус:
Господи помилуй!!! Гиви! Где вы столько буков набрали! Вот это да!
Перечитала всё. Уж теперь-то писать буду со знанием дела. Огромное вам человеческое спасибо! applause applause applause flower flower flower biggrin biggrin biggrin biggrin


Играть со мной - тяжёлое искусство!
smelaia1Дата: Пятница, 03 Авг 2012, 11:22 | Сообщение # 120
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 4438
Награды: 74
Репутация: 244
Статус:
Это на самом деле очень познавательно, но лично мне не хватает примеров, иллюстрирующих приведённые выше размеры.

И не только "из античности", но и современные случаи интересны, даже более интересны, нежели "из античности".
Глю, про незабудку покажите, пожалуйста.
Мила_ТихоноваДата: Пятница, 03 Авг 2012, 11:34 | Сообщение # 121
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 19709
Награды: 344
Репутация: 742
Статус:
Quote (smelaia1)
Глю, про незабудку покажите, пожалуйста.

Глю! Покажите!


Играть со мной - тяжёлое искусство!
ТалиесинДата: Пятница, 03 Авг 2012, 15:21 | Сообщение # 122
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 254
Награды: 8
Репутация: 37
Статус:
Примеры тоже будут.
smelaia1Дата: Пятница, 03 Авг 2012, 15:32 | Сообщение # 123
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 4438
Награды: 74
Репутация: 244
Статус:
Quote (Талиесин)
Примеры тоже будут.


Отлично. Просто я когда читала, всё думала: неужели такое возможно? Неужели это существует? Было бы здорово в этом убедиться
glukinДата: Пятница, 03 Авг 2012, 17:26 | Сообщение # 124
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2699
Награды: 48
Репутация: 111
Статус:
сообщение №508 у меня на 11 страничке
ТалиесинДата: Суббота, 04 Авг 2012, 00:09 | Сообщение # 125
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 254
Награды: 8
Репутация: 37
Статус:
Итак, примеры.

1. Пример стиха, который написан размером, именуемым амфимакр, или кретик, или критская стопа.
В сноске будет сказано, что такое амфимакр.
Стих я уже давал в "Гостиной", но там он затерялся.
Здесь же он будет более кстати.

Минос 1

Знал бы кто из жрецов: для чего и зачем к ним попал белый бык?
А Дедал, видно, знал. Он скучал, но молчал, он болтать не привык.
В этот день дочь царя, жрица снов и луны, справить культ не пришла,
Лáбрис так и лежал. Лег Лелáп между лап. И сползла с неба мгла.

Минос зол. Больше чтят не его, а жену. Та добрей, хоть и блядь.
Царь-то сам не скучал и поял всех подряд, был он рад всех поять,
Тут еще, как на зло, белый бык взял жену, ведь красив же, стервец!
Зря его он тогда не убил, ведь просил сделать так главный жрец.

Снова шторм у брегов, злится бог, Зевса брат, гнев на Кносс гонит он.
"Белый бык – корень зла, не его ль в том вина ? – крикнул царь через стон, –
Выбить мозг из него б, как из пса, вырвать уд, да к тому ж и язык!
Только где эта тварь ? Бык удрал. Кто бы знал где сейчас белый бык?"

Минос спит. Странный сон видит он: сын жены – бог и бык, Мин и тавр.
Не к добру это всё, быть беде, ведь в саду у него высох лавр.
Сын воскрес, но ему быть царем не дано, ведь уже лавр усох.
Крит падет, царь умрет, все умрут: Федра, Главк, даже бык, даже бог.

1 Стихотворение написано критским гекзаметром.
Критской стопой (или кретиком, или амфимакром) называлась трехсложная стопа, у которой два долгих слога окружают с двух сторон краткий. Иными словами, в стопе первый и третий слоги – ударные, а второй – безударный. Характерной особенностью критского стиха (или кретика) является то, что его можно читать как дактилем (у которого первый слог ударный, а остальные два – безударные), так и анапестом (у которого первые два слога безударные, а последний третий – ударный).
Критский гекзаметр – это шестистопный кретик.
Кретик является одним из древнейших античных стихов, родиной которого был остров Крит.

Добавлено (04.08.2012, 00:09)
---------------------------------------------
2. Пример стиха, написанного размером, именуeмым киприем.
Киприй - это пятисложная стопа, у которой под ударением второй и пятый слоги, остальные - безударные.
В сноске всё будет написано подробно.

Остров любви 1

На остров любви нахлынула вновь душистая ночь, струя теплоту; заснул Амафунт.
Заснул, да не весь. На смятой траве бесстыдно тела свои отдают пять проклятых жриц,
Но Пигмалион в покоях дворца в любовные сны свои погружен, отчаянный бунт
Служительниц-шлюх, свои ложеснá у всех на виду соитью отдав, откинувшись ниц,
Ему нипочем; над ложем его сам воздух застыл и не шелохнет сомкнýтых ресниц.

Спи, Пигмалион, несущий покой. Сражений и войн воинственный Бел, сводящий с ума,
Уже никогда здесь не учинит. А что до любви – все формы ее присутствуют тут.
А как же еще? Здесь – остров любви, у чьих берегов была рождена богиня сама,
И волен избрать любой для себя кого полюбить и как полюбить, когда позовут
Внезапно его томленье души и плотская страсть, в раба превратив эротовых пут.

Ты видишь во сне, царь Пигмалион, как выглядит та, кто вся для тебя – предел красоты,
Такой ты ее во мрамор решишь с утра воплотить искусством своим, наградой небес,
Да будет же так, как быть суждено, что будет потом – потом и поймешь, покуда же ты
В покой погружен, и остров любви творит для тебя, Урании 6 вняв, виденье чудес
В то время, как ночь, вдыхая Зефир, пришедший с морей, окутала мглой таинственный лес.

Что будет потом? Она оживет, творенье царя, черты перейдут из мрамора в плоть,
И Пигмалион познает любовь, которую сам увидит сейчас в блаженственном сне,
Он – праведный царь, он эту любовь вполне заслужил, он ненависть смог добром побороть,
Иначе-то как? Здесь – остров любви, Пандемос сама господствует тут, подобно весне,
И счастье тогда настанет для всех, но что-то не то и что-то не так в прекрасной стране.

Богиня любви, о женщине той подумала ты? О, как же порыв твой был неумен!
Был камень, сейчас там сердце живет, живая душа, любовью полна, и может страдать,
Покуда вдвоем им так хорошо, но годы пройдут, однажды умрет царь Пигмалион,
А как же она? Как стáтуе, быть ей вечно такой, какой создана, и не умирать,
Ей мрамора век отпущен судьбой и та же судьба ее обрекла всегда тосковать!

1 Стихотворение написано пятистопным киприем.
Киприем называется пятисложная стопа, в которой долгие слоги являются вторым и пятым, а краткие – первым, третьим и четвертым. Иными словами, киприй – это стопа, в которой второй и пятый слоги являются ударными, а первый, третий и четвертый – безударными. По идее, киприй можно назвать ямбоанапестом, поскольку он представляет из себя пятисложную стопу, скомбинированную из двухсложной стопы ямба и трехсложной стопы анапеста. Однако для того, чтобы наглядно показать стихотворением, что оно написано киприем, все стопы из последовательности ямба и анапеста составлены так, что конец стопы анапеста попадает на границу слова, как бы отчетливо выделяя стопу, являющуюся комбинацией двух стоп – ямба и анапеста.
Киприй также можно представить как стопу, являющуюся как бы пересечением парапика (второго пентона) и пиррихиямба (пятого пентона).
Парапик – это пятисложная стопа, в которой ударным является второй слог, а все остальные слоги – безударные, а пиррихиямб – это пятисложная стопа, в которой ударным является пятый слог, а все остальные слоги – безударные. Таким образом, киприй всегда можно прочесть как парапиком, так и пиррихиямбом.


Сообщение отредактировал Талиесин - Суббота, 04 Авг 2012, 01:25
Поиск: