[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Трудное это и запутанное дело - писательство. (Размышления учёного-литературоведа о писательском искусстве.)
Трудное это и запутанное дело - писательство.
eugenics Дата: Четверг, 12 Янв 2012, 02:14 | Сообщение # 26
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Quote (Mihail_K)
Виталий, вы литератор прямо-таки по "Вересаеву". Вот бы удивился старик, когда бы узнал, что его рецепты не всем подходят. Эх, жалко, не дожил он до наших дней, когда так сильно развилась обратная связь с народом.
Я бы и так сказал: выписал доктор лекарство, а больному нехорошо.

Но... Это его мнение, а возможно всего лишь образ!
Quote (Юлианна)
Человек должен писать о том, в чем он разбирается. Иначе смысл отсутствует.

Quote (Юлианна)
Лично я могу полностью раскрыть только ту тему, в которой соображаю. Если я ни разу не сидела за рулём авто, то каким может быть пособие "Вождение в экстремальных условиях"? Конечно, если я прочту 10-15 изданий на данную тему, я смогу написать что-нибудь. Но для начала мне нужно изучить литературу, попробовать самой вывернуть руль так и эдак и пр.
Ну, а если ничего не изучать, тоже можно написать... это, конечно, будет из области фантастики, ну сейчас это "модно", пользуется спросом...

Но если человек намеревается написать произведение, то он конечно должен сначала разобраться в некоторых темах.

Например, касаясь тем памятников, я хорошо изучаю их историю, события связанные с ними и т.д.
И Вы делаете тоже самое: сначала пытаетесь понять суть вещей, а потом писать, а не наоборот... Другое дело, когда написанный Вами образ (события) не будут совпадать с мнением других. И кто тогда будет прав, а кто вьет сеть обмана?


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.
 
Mihail_K Дата: Четверг, 12 Янв 2012, 06:03 | Сообщение # 27
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (Юлианна)
Конечно, если я прочту 10-15 изданий на данную тему, я смогу написать что-нибудь. Но для начала мне нужно изучить литературу, попробовать самой вывернуть руль так и эдак и пр.

Спасибо, Юлианна, что зашли на наш "огонёк". Труд литератора я бы сравнил с актёрским. Хоть у актёра и есть своё амплуа, ему часто приходится играть разные роли: сегодня сталевара, завтра врача-стомататолога.
Как тут быть? Приходится вживаться в образ, не брать же отпуск в театре, чтобы поработать и тем и другим.
Да без образования ещё и на работу не возьмут. Эти "самоучители"и "справочные пособия" как-то незаметно влезли в нашу Тему, а Тема-то была немного о другом. Вот вы помните, как в романе "М иМ",
Булгаков описывает среду литераторов из Союза. Не кажется ли вам, что тон его повествования ироничен?
Не согласен ли здесь Булгаков с Вересаевым? Писатели сидят после "работы" в кафе, обсуждая кому дадут дачу,
а кому нет, а Мастер, автор ненапечатанного гениального романа, сидит в психушке, и считает, что там ему самое место ?


Сообщение отредактировал Mihail_K - Четверг, 12 Янв 2012, 10:26
 
Механик Дата: Четверг, 12 Янв 2012, 10:55 | Сообщение # 28
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Quote (Юлианна)
На мой взгляд это верно лишь тогда, когда мы говорим о жанре "фантастика". А если говорить о более реалистичных сюжетах, то всё-таки основа - это факт, событие.

"Более реалистичный сюжет" - это что? Даже мемуары страдают от личного взгляда на жизнь при довольно большом наборе фактов и событий. Мало того, популярная ныне стезя "альтернативной истории" тоже основана на фактах и событиях. Просто их трактовка иная, чем традиционная. Так что же такое реалистичный сюжет?


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль


Сообщение отредактировал Механик - Четверг, 12 Янв 2012, 10:56
 
Юлианна Дата: Четверг, 12 Янв 2012, 16:03 | Сообщение # 29
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1186
Награды: 45
Репутация: 47
Quote (Mihail_K)
Труд литератора я бы сравнил с актёрским. Хоть у актёра и есть своё амплуа, ему часто приходится играть разные роли: сегодня сталевара, завтра врача-стомататолога. Как тут быть? Приходится вживаться в образ, не брать же отпуск в театре, чтобы поработать и тем и другим.

Михаил, вы правы. Чтоб сыграть стомотолога, следователя и пр. нужно вживаться в образ. Для этого актёр должен ну как минимум иметь представление что значит "доктор" и/или получить консультацию, что и как делать. А вот сценаристу всё же нужно знать "изнутри". Согласны? К примеру актёру нужно сыграть доктора, а он ничего о нём не знает, кроме как то, что все врачи носят белый халат (хотя в последнее время сейчас спец_одежда и корпоративный цвет в моде). Трудно ему будет... отсюда и все ляпы в кино.
Представьте такую картину: актёр не знает что такое "доктор", сценарист только поверхностно... консультантов нет, и окружающие на площадке тоже ничего не знают. И вот - "камера, мотор!" Сняли. Что получилось, то получилось. Отправляем в прокат... Кто будет смотреть и верить герою? Насколько успешным получился фильм?
У меня нет уверенности, что это будет успешным проектом. По крайне мере, я бы не взялась за него зная такую "начинку". Потому как, один раз побывав у того или другого врача, вижу какие манипуляции он делает, что пишет. Но если этого нет на экране, то не могу поверить в сюжет и ГГ. В лучшем случае фильм будет иметь успех, если записать его в жанр комедии. Там такая "фишка" может прокатить.
Думаю залог успеха любого литератора - в изучении того, о чём собираешься писать. Кое-где, конечно, уместна фантазия (я и не прошу от неё совсем отказываться!), но и достоверность должна быть хоть чуть-чуть.

Добавлено (12.01.2012, 16:03)
---------------------------------------------
Quote (Механик)
Так что же такое реалистичный сюжет?
Владислав, по моему мнению, реальность - то, что было или есть.

Quote (Механик)
Даже мемуары страдают от личного взгляда на жизнь при довольно большом наборе фактов и событий.
Это трактовка автора. Но в основном события описываются так, как были.
Ну, смотрите, если я родилась в небольшом закрытом поселке, и я так напишу в своих мемуарах - это достоверный факт. Ну а если я напишу: "Родилась в Бразилии", это вымысел. Здесь факт один только - что я всё-таки родилась, а не аист меня принёс)))
Реалистичный сюжет включает и событие, и трактовку, и фантазию. Но опорой здесь будет именно факт, а всё остальное - это по вкусу читателя/зрителя.


Юлия Рущак, координатор ЛК "Голоса Оренбуржья"
(г.Орск, Оренбургская обл.)

Авторская страница (поэзия)
Галерея "Города мира"
Творческая гостиная (проза)


Сообщение отредактировал Юлианна - Четверг, 12 Янв 2012, 16:04
 
Mihail_K Дата: Четверг, 12 Янв 2012, 20:47 | Сообщение # 30
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (Юлианна)
К примеру актёру нужно сыграть доктора, а он ничего о нём не знает, кроме как то, что все врачи носят белый халат (хотя в последнее время сейчас спец_одежда и корпоративный цвет в моде). Трудно ему будет... отсюда и все ляпы в кино.

Ну. уж если мы всерьёз взялись за кино и за актёров, хочу заметить, что хороший актёр должен уметь изобразить не только доктора, но и даже неодушевлённые вещи, например, стол или стул, не говоря уж о цыплёнке-табака.
Quote (Юлианна)
А вот сценаристу всё же нужно знать "изнутри". Согласны?

Сценарист создаёт образ героя в своём воображении и описывает его словами. Возьмите любой сценарий, там одни монологи и ремарки. Актёру же, приходится этот образ "материализовать", а тут надо много чего добавить: и голос, и жестикуляцию, и мимику, и движение. Так что пожалуй актёру сложнее. Мы в своей голове можем придумать красивого и умного принца, а станем искать вокруг - одни водопроводчики.
Quote (Юлианна)
Думаю залог успеха любого литератора - в изучении того, о чём собираешься писать.

Тут уж не поспоришь. Говорят, что в художественной литературе главный объект - человек, но и человек только
часть целого. Природа тоже имеет свою душу и разум. Поэтому литератору приходится изучать целый мир!


Сообщение отредактировал Mihail_K - Четверг, 12 Янв 2012, 20:48
 
Юлианна Дата: Четверг, 12 Янв 2012, 21:17 | Сообщение # 31
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1186
Награды: 45
Репутация: 47
Михаил, так на актёров тоже учатся. Если я завтра приду к соседу (он водитель маршрутки) и скажу, изобрази мне "стол", он у виска покрутит и отправится звонить в 03... для меня happy

Quote (Mihail_K)
Актёру же, приходится этот образ "материализовать", а тут надо много чего добавить: и голос, и жестикуляцию, и мимику, и движение.
Поэтому и проводятся кастинги. Именно на пробах можно найти подходящего актёра.

А есть и такие сценаристы, которые пишут роли под конкретных актёров.

Quote (Mihail_K)
приходится изучать целый мир!

Но зато как это увлекательно и интересно!!! smile smile smile


Юлия Рущак, координатор ЛК "Голоса Оренбуржья"
(г.Орск, Оренбургская обл.)

Авторская страница (поэзия)
Галерея "Города мира"
Творческая гостиная (проза)
 
scherzo Дата: Пятница, 13 Янв 2012, 00:57 | Сообщение # 32
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Честно говоря не понимаю предмета спора. Такой спор, мог родиться только в нашем безумном 21-м веке.
Само собой разумеется, что актер не должен быть врачом, что бы играть врача. Писатель не должен умирать от удара ножа в печень, что бы описать смерть в закоулке.
НО! Почему сегодня такое недоумение вызывает элементарная добросовестность? Раньше, как-то само собой разумелось, что писатель описывая кого-то... Ну скажем Каверин "Открытая книга" - он не был химиком или биологом, но прочитал уйму лит-ры на эту тему, прежде чем написал роман. И так любой писатель. Актеры, между прочим, ради того, что бы сыграть в сказке Ивана Дурака, пол нашей домашней библиотеки перелопачивали (у нас ок. 2000 экз. книг было - половина история культур) Папа месяц просидел в библиотеке и запрашивал межбиблиотечный абонемент, что бы поставить "Белый пароход" Айтматова, т.к. не был знаком с культурой. И все ради концепции крошечной декорации. А сейчас у нас Гугл, кот. все знает и такие странные споры.
Я, что бы написать свои Чешские заметки перелопатила дикое кол-во информации по политической истории, истории архитектуры и мифам западных славян. Это не смотря на то, что писала о том, что видела и с детства плотно интересуюсь славянской культурой и историей Европы. А почему?
Самое большое ругательство в театре - "приблизительность". Сегодня, скажи такое, только плечами пожмут. А в моем детстве, актеры морщились от него, как от пощечины. А ведь это было - всего-ничего - конец 80-х.
Да, писатель, это специалист по постижению мира и людей. А еще, это человек способный перевоплотиться в кого угодно. Любознательный и ответственный.
Субъективное восприятие объективной действительности. Мир - дан в ощущениях, ощущения - материал для творчества. Но, даже в фантастике, планета совсем без гравитации вызовет у читателя пароксизм смеха. Надо давать внутреннее оправдание действию, событиям, характеру... А для этого надо не полениться и почитать. Творчество такой же труд, как и любой другой. Даже потяжелее.
Вспомнился у Вознесенского (горячо мной любимого, но не имевшего в 60-70 информационной бездны интернета): "В человеческом организме 90% воды\\Как наверное в Паганинни - 90% любви..." Какой образ убил! 78% непоэтичных процентов в человеке. А 90 - в огурце. Стих вызывает смех, хотя весь, целиком из находок. Явно писался на вдохновении. Бывает, что в таких стихах - не находишь силы изменить что-то, даже узнав о ляпе.
Но у прозы - другой коленкор.


Нина Ваксман

Сообщение отредактировал scherzo - Пятница, 13 Янв 2012, 00:58
 
Mihail_K Дата: Пятница, 13 Янв 2012, 11:19 | Сообщение # 33
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (scherzo)
Честно говоря не понимаю предмета спора.

Честно говоря, я тоже. Наверное, случилась обыкновенная история. Люди подходят, читают последние Посты
и принимают это за Тему. Тема-то была другая. Поэтому я, обыкновенно, читаю только авторский, первый пост
и отвечаю. Но в любом случае, надеюсь, что мы не спорим, а делимся своими соображениями. В нашем
безумном, как вы говорите, веке ощущается недостаток общения не "на бегу", поэтому всё это, наверное, и сказывается. Но в любом случае, спорить не будем, споры от истины далеки.
А то что век сумасшедший... Еклесиаст считал, что нет ничего нового на этом свете. Бывали и раньше века, когда люди говорили: "ужасный век, ужасные сердца!".
Спасибо, Нина, что заходите. Очень интересно было прочитать о той среде в которой вы росли.
 
kalinkin Дата: Пятница, 13 Янв 2012, 17:25 | Сообщение # 34
Группа: Удаленные





Безоговорочно согласен с Вересаевым, с Басурманом, рискнувшим первым поддержать его позицию. Но этот риск, казалось, должен был бы быть нулевым, а обернулось дискуссией с оппонентами.
Неверно упрощать позицию классика, согласно которой о конкретном должен писать специалист, например, строитель о стройке. Ту или иную сторону жизни может и вправе описывать тот, кто эту сторону знает. А как иначе? Толстой Л.Н. имеет право писать об эпохе наполеоновских войн, потому что он изнутри знает предмет: дворянское общество, тактику ведения той войны, русского солдата. Его опыт Крымской и Кавказской войн без значительного преломления переносится на его повествование. Почти ничего не изменилось!
И Достоевский не убивал, но он был знаком с материалами следствий, протоколами.
Что касается фантастов. Они-то сами присваивают себе роль первого специалиста, нет знатоков в этой придуманной ими предметной области.
Согласен с потерями в киноискусстве и их причинами.
И ради нового платья тоже вряд ли напишешь «вещь», только если пополнить те три четверти мусора, который читатель пролистнет и, наконец-то, вот он знакомый стиль, любимый автор, если повезет.


Сообщение отредактировал kalinkin - Пятница, 13 Янв 2012, 17:29
 
Basurman Дата: Суббота, 14 Янв 2012, 15:48 | Сообщение # 35
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 777
Награды: 16
Репутация: 32
Добрый вечер, друзья. Сколько всего тут было уже без меня...
Постараюсь ответить на последние вопросы Михаила, обращенные ко мне. Если говорить о писателях, пишущих в домашнем углу, я считаю, что только в уютном домашнем углу и можно что-нибудь написать, когда ничто не отвлекает от работы (творческой). Но это - лишь стадия... (помните историю про картину Уистлера?) Любое произведение должно уходить корнями в жизнь, в переживания, приобретенный опыт... Из пустого вымучивания, я считаю, ничего путного получиться не может... Писатель, на мой взгляд, это человек, живущий Жизнью (идущий своим путем), но, в отличие от других, еще и пишущий.
Я не выступаю за писателя-отшельника, и считаю, что писательские сообщества чрезвычайно важны, но общество сегодняшнее я не считаю здоровым, а Союзы эти, как и любые другие объединения - лишь срез общества.
Молодые ребята (как правило) пишут "в стол" и стараются лишний раз не высовываться, чтобы не попасть под шквал яростных нападок людей, считающих себя профессионалами... Я всегда считал (по наивности, вероятно), что удел профессионалов - в помощи "подрастающему поколению". К сожалению, далеко не всегда это так.
Люблю честных писателей, глубоко знающих предмет: Уайлдера, Уилла Генри, того же Толкина (тролли и эльфы - его профессия, к тому же, участник битвы на Сомме), Пьюзо (у меня советские издания), Бажова, Шишкова, Черкасова, Ефремова. Что касается последнего - у меня есть чудная позднесоветская потрепанная брошюра с четырьмя рассказами: Юрта ворона (Хюндустыйн Эг), Озеро горных духов, Голец Подлунный и Алмазная труба. Перечитываю с удовольствием.
kalinkin, Виктор, благодарю Вас за поддержку!
Благодарю всех собеседников за интересную дискуссию. Готов продолжить и развить тему...

Сергей Ерофеев.
 
scherzo Дата: Воскресенье, 15 Янв 2012, 01:03 | Сообщение # 36
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Mihail_K, то, что я думаю о словах Версаева, писала сообщением выше.
Первый пост в ветке, только повод к дискуссии, в дальнейшем она живет сама по себе. Отвечала я на дальнейшие рассуждения. Думаю, вполне лигитимно отвечать на сказанное другими оппонентами?
Собственные примеры - примеры самые достоверные - то, что видел своими глазами. Не смотря на обилие личного опыта, я думаю смысл сказанного остался доступен для понимания.


Нина Ваксман
 
Mihail_K Дата: Воскресенье, 15 Янв 2012, 21:14 | Сообщение # 37
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (kalinkin)
Безоговорочно согласен с Вересаевым

Спасибо, Виктор, что приняли участие в нашем разговоре.
Всё-таки мне кажется, мы как-то однобоко рассматриваем позицию Вересаева. Вот, представил я себя писателем. Недавно ставшим литератором, но уже известным или, как сейчас говорят, модным. Всё у меня получается, всё удаётся. Настроение превосходное, взгляд острый, краски живые, тем куча. А потом вдруг раз... И куда что девалось. Куда ни глянь всюду серо, за что ни возьмись из рук валится. Кризис. Был бы маляром, рука сама по старой памяти ходила, и столько, сколько нужно: год, два, пока настроение не поменялось.
А тут писатель. Всё написал, всё продал, а счета за свет и за газ приходят. Куда теперь, обратно в маляры? Поздно, навык уже пропал. Помните, у Тарковского в Сталкере «исписавшегося» писателя? Очень убедительная фигура.
Вот, может быть, Вересаев предупреждает об этом.
Гончаров, как известно, написал три значительных романа, но государственной службы так и не оставил.
Но писатель эпохи Гончарова и Толстого, по-моему мнению, отличается от писателя сегодняшнего. Если сегодняшний пишет обществу потребителей, которому в своём развитии дальше уже ехать некуда,
тогдашний писал, видя героев нового типа и чувствуя, что грядут перемены.
Он становился фигурой уже политической, социальной. К нему прислушивались, спрашивали совета,
считали за пророка. Нынешних же героев отличает только местоположение на потребительской лестнице.
Где те идеалы и мечты которым собирались служить Рудины, что и делало их интересными? Что же остаётся нашему «герою» теперь, служить идеалам общества потребителей и кооператоров?
Все уже давно стали Базаровыми, поступающими по мере своих возможностей и прихоти, а Базаровы уже описаны.
Читал немного ваш рассказ, тот что был на рецензии.
Вы знаете, кажется понял идею этого рассказа, если понял правильно, то поздравляю, идея потрясающая.
Михаил.


Сообщение отредактировал Mihail_K - Воскресенье, 15 Янв 2012, 21:19
 
kalinkin Дата: Воскресенье, 15 Янв 2012, 21:57 | Сообщение # 38
Группа: Удаленные





Quote
Если сегодняшний пишет обществу потребителей, которому в своём развитии дальше уже ехать некуда, тогдашний писал, видя героев нового типа и чувствуя, что грядут перемены.

Это констатация, нельзя не признать, как не обидно.

О Вересаеве. Конечно, его высказывание следует рассматривать в контексте. Безусловно, не может быть однозначности, это противоречит природе. Поэтому в дискуссии у каждого доказуемая правда и не обязательно упорствовать оппонентам.
За оценку рассказа спасибо. Он несколько обновлен, выглажен и помещен в "Авторские библиотеки". Пока еще он доставляет мне много "хлопот", слишком свеж и спорен. Создавался без плана, в течение тех двух недель после операции, когда за долгую ночь не мог заснуть. А коль от сердца, значит, должна была постепенно проявиться и идея или идеи. Их можно свернуть в одну: "Добро выше истины". В маленькой повести, как я ее называю, много неоднозначного опять же . И главный герой - не главный. И его похождения не сюжет, а только фон тех событий, где героиня поставлена перед необходимостью идти на риск пожертвовать собой ради близких. В эти дни она спешит взять от жизни чуть больше, чем та ей дала.
Спасибо, Михаил.


Сообщение отредактировал kalinkin - Понедельник, 16 Янв 2012, 22:11
 
Mihail_K Дата: Понедельник, 16 Янв 2012, 17:58 | Сообщение # 39
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (scherzo)
Mihail_K, то, что я думаю о словах Версаева, писала сообщением выше.

Нина, пусть это и "не в тему", но хочу вас поздравить с выходом в свет вашей книжки "Песни Диогена".
Это и радость для вас большая и труд большой. Я знаю. Моя супруга года три назад издала свою книжку о музыке, так я, помнится, всё лето вечерами после работы просидел за компьютером, набирал все эти музыкальные закорючки. Это прекрасно, когда можно делиться своими мыслями и переживаниями с другими.

Проза, как муж строгий,
Рассудительный и полный.
А стихи, как девушка-невеста,
Не поймёшь её и не догонишь...

Вот видите, как хороший пример заразителен, так и стихи начнёшь писать.

Добавлено (15.01.2012, 22:39)
---------------------------------------------
Quote (kalinkin)
Он несколько обновлен, выглажен и помещен в "Авторские библиотеки".

Намёк понял. Постараюсь как-нибудь собраться с мыслями и изложить идею как я её ухватил.
Читаю сейчас Д.И. Писарева "Базаров". Сильная вещь. На одном форуме похвалили за рецензию книжки,
так решил поучиться у наших классиков.

Добавлено (16.01.2012, 17:58)
---------------------------------------------

Quote (Basurman)
Готов продолжить и развить тему...

Рад, Сергей, что вы не оставляете нашего разговора, и, что после скупых:«писатель прав» - говорите теперь в полную силу, а судя по последним словам готовы и к развитию темы.

Я не поленился и нашёл тот отрывок из романа «Мартин Иден» про стол:

«Он сел, задумчиво уставился на стол. На нем полно
чернильных пятен. Кляксы, кляксы... и вдруг ощутил самую
настоящую нежность.
--Дружище,-- сказал он столу,-- я провел с тобой немало
счастливых часов, и, в сущности, ты был мне предан. Ты ни разу
не отверг меня, ни разу не послал мне листка с незаслуженным
отказом, ни разу не пожаловался, что работаешь сверх сил.
Он уронил руки на стол, уткнулся в них лицом.»

Для того чтобы провести счастливые часы много ли, действительно, писателю надо. Тихое место, стол
и воображение.

Мы по своей наивности выстраиваем жизнь, как роман собственного сочинения, помещая себя в центр и пытаясь заставить всё остальное вертеться вокруг себя, забывая при том, что роман-то этот уже написан до нас, и нам остаётся только найти тот персонаж, который нам надо сыграть. Если нам уготована роль художника, глаголом жгущего сердца людей, то мы либо предъявляем на это место
права, работая не покладая рук, либо этим правом не хотим воспользоваться, пытаясь занять чужое место.
Если молодые ребята, пишущие «в стол» напали на свою «золотую жилу», то рано или поздно их заметят и похвалят за верный выбор. Сильно ли они зависят от помощи состоявшихся уже «профессионалов» и в чём эта помощь?

Был в нашей литературе такой тип, как Базаров. Это конечно, модель, собирательный образ, но я им хочу воспользоваться, чтобы пояснить свою мысль. Так вот, Базаров этот был полный, как говорит Писарев, эмпирик. То есть такой человек, который не поверит чужому мнению, пока сам не положит на язык, не понюхает, не пощупает руками. Он верит только тем знаниям, которые добыл сам, пусть там о них тысячу лет до него уже трубили, он всё равно проверит, а потом скажет годиться ли. Стал бы Базаров скрывать свои выверенные знания или свои суждения не с «чужого плеча», а им же и добытые и не оставил их лежать в столе, боясь, что на него «шикнут» товарищи постарше ? Не думаю. Такой нигилизм полезен, думаю, любому начинающему писателю. Ведь, любой начинающий писатель начинает с повторения, копирования стиля особенно любимых им авторов. Если уж в этом замечают и Пушкина и Толстого, то что говорить о тех кто поменьше. Но вот, наступает момент, когда автор способен плыть не отталкиваясь каждый раз веслом от полюбившегося ему берега, а отдаляется от него
и гребёт всё увереннее и сильнее, держа курс в открытое море, различая зрением острова, до того не видимые со своего прежнего места. Наконец, автор выстраивает свой стиль и манеру, где его уже не путают ни с кем другим. Пройти этот путь он должен самостоятельно. Помощь же ему будет лишь в
подсказке: крутится ли он на месте, совершая одни и те же промахи или делает удачные опыты, и обнаруживает своё собственное, неповторимое лицо. И вот в этом помощь его товарищей по перу ему сильно может пригодиться, которые в отличии от читателя, которому достаточно вкусового ощущения - нравится, не нравится, знают писательскую «кухню» и могут дать рецепт, перечислив входящие ингредиенты.
Важно лишь, чтобы эти контакты, эти встречи не были случайными, только тогда можно будет верно отмечать пройденные «вешки», когда не случится значительных перерывов в общении. Стало быть, начинающему писателю совсем не лишне участие в каком-нибудь клубе. Одно только важное требование будет к этому клубу, а именно, чтобы его не перепутали с кружком одиноких сердец, где под видом научения писательскому мастерству, станут распивать чай с принесённым из дома вареньем, и обсуждать друг с другом последние литературные новости и сплетни. Боюсь, что в таких «пушистых» компаниях вы останетесь в счастливом неведении относительно своего уровня.

Писатель, уверенный как и Базаров в своей правоте, и, пишущий «в стол», в общем-то ничего и не теряет. Рукописи как известно не горят, настанет час и всё выйдет наружу, всё узнается. Другое дело если молодому писателю хочется известности сейчас и сегодня. Он видит, что пишет не хуже остальных и хотел бы ещё при жизни встретиться со своими читателями, в каком-нибудь клубе, ответить на их вопросы и раздать всем автографы. Поездить по свету, похлопать по плечу своих коллег по перу, мировых знаменитостей, купить наконец яхту и дачу под Москвой, где не будет соседа над головой с перфоратором. Тогда «высовываться» придётся и надо готовить боксёрские перчатки и выходить на ринг.
С одной стороны, сегодня, как никогда ранее, удобно писать.
Найдётся не только стол, а и компьютер и принтер и Интернет и, наконец, Издательство, рискующее работать с начинающими авторами. С другой же, трудно привлечь к себе внимание и не раствориться в массе пишущих, таких же, как и сам. К тому же, есть и те, кто давно на виду и не новичок.
Тут мне вспоминается аналогия с рыбной ловлей. Один рыбак приходит с удочкой на берег, где он впервые, другой стоит на прикормленном месте. Так и у писателей. Кто-то прикормил читательский интерес одной-двумя удачными книжками и «бросает» следующие в уже плотные стайки «рыбок», а кто-то ждёт, когда отбившаяся от общей стаи рыба попробует его наживку и, может быть, если она ей понравится своей сочностью и новизной, расскажет другим. Или возможно в тот момент,
когда он выйдет на берег по счастливой случайности, старый «рыбак», устав стоять на ногах, отойдёт перекурить. Всяко тут может случиться, но возникает интересный вопрос.
Какого же рода корм, лучше всего давать обществу, которое, как выясняется, ещё и не совсем здорово?

У-ф, устал. Сергей, беру тайм-аут, а не написал ещё и десятой части того, что хотел. Если наткнётесь на эту писанину, буду рад, если переймёте эстафету и чего-нибудь напишите в ответ.
Михаил.


Сообщение отредактировал Mihail_K - Воскресенье, 15 Янв 2012, 23:43
 
kraft-cola Дата: Вторник, 10 Апр 2012, 19:40 | Сообщение # 40
Группа: Удаленные





писатель должен читатель должен а скакой такой стати никто никмоу ничего не должен
я например могу сидеть месяц ничего не писать а потом как попрет, так попрет мама не горюй, в час ночи среди бела дня в путь утра встаю иду за комп и вперед........ за деньги писать увы не предлагали пишу для себя, потому что не могу по другому, а что там ктото сказал по поводу мне честно говоря до лампочки............ smile
 
Консуэло Дата: Среда, 18 Апр 2012, 12:41 | Сообщение # 41
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 2225
Награды: 69
Репутация: 104
Весьма интеrесная тема!!! С мнением В.В.Веrесаева согласна частично:
Писатель должен не
наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдать ее не снаружи, а изнутри.- согласна полностью. Писатель, создавая обrазы, своих геrоев, постепенно уходит в rеальность, котоrая течет на стrаницах его книг...он видит жизнь "изнутrи", то есть так, как видят ее геrои, так, как он бы, возможно, хотел ее видеть... И в этой особой rеальности, он чувствует жизнь иначе...
И нет уж писателя. Начинающий писатель,
если он уважает свой талант и дорожит им, не должен "жить" литературой. Чем
угодно добывай средства к жизни, только не писательством. - совсем не согласна! Если литеrатуrа пеrестает быть для человека пrосто литеrатуrой и становиться чем-то большим (Смыслом, котоrой пrонизывает его изнутrи и не дает свободно дышать), если он пишет и "Болеет" письмом, чувствует каждое слово и пеrеживает так, будто то, о чем пишет, пrоисходит здесь и сейчас с ним...то он "живет" литеrатуrой и по-дrугому не может. А если он ею живет, дышит, почему бы не заrабатывать писательством? Не вижу в этом ничего плохого. Был бы талант.
Но писатель, становясь профессионалом, сам
вырывает себя из жизни- не согласна. Не думаю, что автоr, становясь пrофессионалом, выrывает себя из жизни...скоrее наобоrот, он начинает ощущать дикую стrасть...стrасть к самой жизни, и то, что в ней тяготит человека, гнобит, быть может, теrяет смысл...- все ее наслаждения и печали он стrемится пеrеложить на бумагу... И тут он чувствует коrень жизни. Жизнь есть то, что он пишет. Его жизнь. (мое мнение).
Мне кажется, если писатель любит свое дело и считает литеrатуrу жемчужиной своей жизни, он будет писать как можно больше. И это даст ему необыкновенное счастье...ибо истинный писатель, котоrый донес до читателя смысл, кrасоту, будет снеобыкновенно счастлив знать, что кто-то находит в его тrудах истину и что эта истина гоrит в людских сеrдцах...
 
Volckov Дата: Четверг, 19 Апр 2012, 03:28 | Сообщение # 42
Житель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 1171
Награды: 54
Репутация: 118
Саша! Вы молодец, дискуссию поддержали.
Начал читать только из-за Вас - увидел, что оставили комментарий.
Очень интересная тема. Все еще не прочитал, но так захотелось и свое слово сказать.
Если вспомнить самых замечательных поэтов и писателей XIX века, то они все были "вересаевскими" поэтами и писателями - почти ни для кого из них литература не была профессией. Они были госслужащими, военными... И свои шедевры составляли в свободное от работы время.
И еще, про Толкина на глаза попалось... О том, что он среди хоббитов не жил. :-) Немного знаком с биографией этого писателя и могу сказать, что он с детства был фантазер и романтик. Когда ему было 16 лет, влюбился в соседскую девушку. Она стала для него образом Лучиэнь. Именно тогда он написал балладу о Лучиэнь и Берене. Потом - война, думать о литературе некогда. А потом родились дети, и рассказывая им сказку, Толкин придумал забавного героя - получеловека, полукролика. Слияние слов "человек" и "кролик" и создало новый персонаж - хоббита. Думается, прототипами хоббитов были его дети - смешливые, непосредственные, наивные. Да, дети - хоббиты, жена - эльф. :-) А образ Сэма (по словам самого писателя) - это "не литературная находка, таких парней было много там, на войне".
Получается, что Толкин жил среди своих героев. И описывал исключительно свои переживания. Значит, знал их изнутри. Поэтому и книга вышла такой реалистичной. :-)
 
bokoff62 Дата: Понедельник, 23 Апр 2012, 00:09 | Сообщение # 43
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 270
Награды: 6
Репутация: 13
Здравствуйте, милые коллеги!
Позвольте и мне выразить своё мнение.
Выше говорилось о стимуле и даже была попытка сравнения с журналистикой. Заметил, что когда в писательском труде появляется стимул, как в журналистике, писатель сразу становится представителем самой древней профессии. Не встречал заказных шедевров (конечно кроме гимна в двух чтениях). Писатель пишет о том, что затронуло его сердце, завладело его мыслями, проникло в его душу, ... А в последствии это было оценено, в лучшем случае при жизни. Всё, очём он писал, происходило с ним лично. Пусть этого никогда не существовало. Всё это происходило с ним лично. Потому, что он это пережил, перестрадал, переплакал, ... Пусть этого никогда не существовало. Кто осмелится ему сказать, что во время, когда это всё происходило, он был снаружи?

Среди моих друзей - поэтов есть "профи". Их приглашают на всяческие мероприятия где они читают свои стихи о преданной любви, о чистоте мыслей и чувств, а опосля банька, девочки, водка, ... и новые верши о преданной любви, о чистоте ... Вот это тяжёлый труд писателя!

Искренне Ваш!
 
Mihail_K Дата: Понедельник, 18 Июн 2012, 13:41 | Сообщение # 44
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (Mihail_K)
- Хорошо, а когда же тогда писать?
- Когда? После работы. В дни отдыха. В месяц отпуска.

Этот совет Вересаева хорош для тех, кто, как я, пишут для себя, но устарел для литераторов-профи. Где вы видели, чтобы по ТВ показывали матч, где взрослые дяди с "нашего двора" те, что после работы собираются погонять мяч, разыгрывают полу-финал с такими же любителями из бразильской деревушки? Везде профессионалы. Вересаев дул в ту же "дуду", в которую и наши бывшие советские чиновники от спорта, когда утверждали, что у нас спорт только любительский.

Добавлено (18.06.2012, 13:41)
---------------------------------------------

Quote (bokoff62)
Их приглашают на всяческие мероприятия где они читают свои стихи о преданной любви, о чистоте мыслей и чувств, а опосля банька, девочки, водка, ...

Эх, я бы от такой жизни тоже не отказался. Но, увы, нет таланта.
 
Nechrist Дата: Среда, 11 Июл 2012, 17:42 | Сообщение # 45
Группа: Удаленные





«] Mihail_K [13.01.2012, 11:19]

Quote ( scherzo )

Честно говоря не понимаю предмета спора.

Честно говоря, я тоже. Наверное, случилась обыкновенная история. Люди подходят, читают последние Посты

и принимают это за Тему. Тема-то была другая. Поэтому я, обыкновенно, читаю только авторский, первый пост

и отвечаю». А я всё почитал и лишний раз убедился в гениальности В.В. Абсолютно согласен с литератором, и своё согласие даже аргументировать не намерен. Всё написано в первом посте.
 
Томская Дата: Воскресенье, 25 Ноя 2012, 23:33 | Сообщение # 46
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Добрый вечер, господа! Прочитала бы и ушла из темы, если бы ни наткнулась на выражение Михаила об отличии нынешних писателей от корифеев 19 века.
Оказывается, участь сегодняшних -служить обществу потребления, зашедшему в никуда (пересказ по смыслу). Вот вам и критерий отличия: настоящий писатель не служит, он пытается разобраться сам и показать путь развития остальным.
А как он разберётся в проблемах общества, если не живёт внутри, а только наблюдает.
Если он поверхностно воспринимает события жизни, видит только негатив, не может выстроить перспективы развития общества, не обладает проектным мышлением, знаниями человеческой природы...Да, стоит ли перечислять?
Писатель не может ограничить себя рамками одной профессии, это вечный ученик. К тому же он должен быть и тонким психологом, уметь слушать людей и слышать их. Понимать природу и суть явлений.
И, конечно, он должен осваивать технологии создания литературного текста, следить за изменением потребностей общества.
Не соглашусь, что подобное развитие писательской личности возможно лишь в зрелом возрасте. Сегодняшняя молодёжь поражает своими способностями постигать мир! Я завидую возможностям молодых!
Так что истина, как всегда, где-то рядом. И с Вересаевым в чём-то соглашусь, и Булгаковский Моссолит из памяти не выкинуть.
Спасибо за интересную тему для обсуждения.
Успехов. Валерия.


Томская
 
Mihail_K Дата: Понедельник, 26 Ноя 2012, 02:25 | Сообщение # 47
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (Томская)
Добрый вечер, господа! Прочитала бы и ушла из темы, если бы ни наткнулась на выражение Михаила об отличии нынешних писателей от корифеев 19 века.
Оказывается, участь сегодняшних -служить обществу потребления, зашедшему в никуда (пересказ по смыслу).

Добрый вечер, Валерия! В служении потребительскому обществу нет ничего зазорного. Сытое, без войн, богатое - это и есть то самое вожделенное потребительское общество, в котором все бы мы хотели спокойно жить.
Quote (Томская)
настоящий писатель не служит, он пытается разобраться сам и показать путь развития остальным.

Горький попытался разобраться. Написал "Мать", "Буревестиника", ещё что-то, как член РСДРП, а когда случилась революция и начались расстрелы, уехал в Италию
пить пиво и ловить со своими гостями на острове рыбу...
Quote (Томская)
Писатель не может ограничить себя рамками одной профессии, это вечный ученик. К тому же он должен быть и тонким психологом, уметь слушать людей и слышать их. Понимать природу и суть явлений.

Безусловно, чтобы лучше служить потребителям, которые после просиживания штанов перед телевизором, перестали уже тонко понимать природу и суть явлений.
Quote (Томская)
Не соглашусь, что подобное развитие писательской личности возможно лишь в зрелом возрасте. Сегодняшняя молодёжь поражает своими способностями постигать мир! Я завидую возможностям молодых!

В зрелом возрасте у творца больше ответственности и перед людьми и перед Богом. А молодость - как разогнавшийся автомобиль: может далеко уехать, но не в ту степь.
Quote (Томская)
Так что истина, как всегда, где-то рядом. И с Вересаевым в чём-то соглашусь, и Булгаковский Моссолит из памяти не выкинуть.
Спасибо за интересную тему для обсуждения.

Истина только у Бога, здесь же, на земле, одни разговоры о ней.
Спасибо за участие в теме.
 
Томская Дата: Понедельник, 26 Ноя 2012, 12:16 | Сообщение # 48
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Добрый день, Михаил! Не совсем точно вы меня поняли. Меня не убеждает оценка нашего времени как "зашедшего в тупик", потребительского по сути. Вот общаемся мы с вами сейчас с помощью информационных технологий, а кто их развивает и поддерживает? Вокруг меня люди не только потребляют, а создают, и, поверьте, получают от этого не меньшее удовольствие. Мне кажется, сама я только в наше время профессионально раскрылась, столько всего интересного!
Ну, у Горького были и другие произведения, не такие одиозные, но в целом, мне (и не только мне) данное явление уже не интересно. На мой взгляд, жизнь расставила всех по местам. Помню, и Демьяна Бедного мы изучали как поэта! А вот о Булгакове и заговорить-то было невозможно!
На остальные реплики ответить нечего, это ваше мнение, пусть будет так! Спорить бессмысленно!
Спасибо за тему. Удачи. Валерия.


Томская
 
NikitaRain Дата: Понедельник, 26 Ноя 2012, 14:18 | Сообщение # 49
Постоянный участник
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 248
Награды: 11
Репутация: 10
Ой, вот правда....писатель не должен жить писательством, и не должен зарабатывать только писательством)Во первых много из этого не заработаешь, во вторых когда дело доходит до коммерции то произведения получаются уже не те, какие то бездушные, сухие и много, бесполезно много. А вот когда пишешь для себя, потому, что нравиться...вот тогда и рождаться самые великолепные строки! И возможном потом, именно эти строки, написанные от души, а не ради наживы принесут еще больше прибыли:)
Всему свое время как говориться;)


Никита Райн
 
Ворон Дата: Понедельник, 10 Дек 2012, 13:29 | Сообщение # 50
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10310
Награды: 264
Репутация: 289
Писатель - это не профессия , писатель - состояние души ! Не всякое написанное на бумаге может называться произведением , так же как и не всякий умеющий писать может называться писателем ! При написании произведения писатель выворачивает свою душу на изнанку , переживает за каждого своего героя и проводит бессонные ночи , когда Муза отворачивается от него . Давайте же преклоним голову перед теми , кто , ценою невероятных душевных терзаний и невыносимых сердечных болей , подарил нам свои бессмертные произведения !
 
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Трудное это и запутанное дело - писательство. (Размышления учёного-литературоведа о писательском искусстве.)
  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск: