[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Трудное это и запутанное дело - писательство. (Размышления учёного-литературоведа о писательском искусстве.)
Трудное это и запутанное дело - писательство.
Mihail_K Дата: Воскресенье, 08 Янв 2012, 16:03 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Многие из нас давно уже стали мамами и папами, а кто-то
уже и дедушкой или бабушкой и время от времени наши потомки подходят к нам с просьбой о помощи в учёбе.
Вот и моя дочка решила проверить на мне ЕГЭ по Русскому
Языку. Надо сказать я с честью выдержал испытание и допустил только три ошибки, ответив на тридцать вопросов.

Но вот какое любопытное задание мне там попалось...

Был приведён отрывок из трудов Вересаева В.В. Не знаю уж из какого тома, но тема которую он затронул очень любопытна, и я решил вынести её сюда.

Трудное это и запутанное дело - писательство. Писатель должен не
наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдать ее не снаружи, а изнутри. Между
тем обычная история жизни писателя: удалась ему вещь, обратил на себя
внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. И вот -
человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда,
когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. И на глазах свежий
росточек таланта желтеет, сохнет. И нет уж писателя. Начинающий писатель,
если он уважает свой талант и дорожит им, не должен "жить" литературой. Чем
угодно добывай средства к жизни, только не писательством. Придет время, и то
же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными
раньше.
Не говорю уж об этом. Но писатель, становясь профессионалом, сам
вырывает себя из жизни. Обычная теперь для него среда - товарищи писатели,
заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. Варка в собственном соку. А
потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и "набирает материал".
Нужно в жизни жить, работать в ней - инженером, врачом, педагогом,
рабочим, колхозником.
- Хорошо, а когда же тогда писать?
- Когда? После работы. В дни отдыха. В месяц отпуска.
- Много ли тогда напишешь?
- И очень хорошо, что немного. Все, что тогда напишется, будет
полноценно, нужно. А так, по совести сказать, взять почти у любого писателя
полное собрание его сочинений, - много ли потеряет литература, если
выбросить из него три четверти написанного?

Вы согласны с мнением учёного?
 
eugenics Дата: Воскресенье, 08 Янв 2012, 22:13 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Quote (Mihail_K)
Писатель должен не
наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдать ее не снаружи, а изнутри.

Мне лично не понятно это утверждение! Что он имеет ввиду этим?
Сам писатель и живет! Как все. Почему его автор ставит "снаружи", вне самой жизни?

Quote (Mihail_K)
И вот -
человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда,
когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. И на глазах свежий
росточек таланта желтеет, сохнет. И нет уж писателя.

Не соглашусь! Деньги - мотивация... Любой талант тоже должен стимулироваться. И если он приносит доход, то почему бы ему не творить больше. Зачем автор сводит все на деньги и акцентирует на этом внимание? Оно не является повсеместным... У каждого индивидуальный подход.

Quote (Mihail_K)
Начинающий писатель,
если он уважает свой талант и дорожит им, не должен "жить" литературой. Чем
угодно добывай средства к жизни, только не писательством.

А почему бы нет? В его контексте просматривается ругань всех начинающих журналистов. Ведь они именно этим и зарабатывают деньги. Легко сказать, что можно любыми способами заработать деньги! Если есть талант, то его никакие гонорары не испортят!

Quote (Mihail_K)
Придет время, и то
же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными
раньше.

Как? Само собой ничего не происходит!

Quote (Mihail_K)
Не говорю уж об этом. Но писатель, становясь профессионалом, сам
вырывает себя из жизни. Обычная теперь для него среда - товарищи писатели,
заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. Варка в собственном соку. А
потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и "набирает материал".
Нужно в жизни жить, работать в ней - инженером, врачом, педагогом,
рабочим, колхозником.

Выводы нелепые! Для творческого роста необходима такая среда - общение с творческими людьми. Иначе... Саморазвитие не только подразумевает "САМ".

Quote (Mihail_K)
- Хорошо, а когда же тогда писать?
- Когда? После работы. В дни отдыха. В месяц отпуска.
- Много ли тогда напишешь?
- И очень хорошо, что немного. Все, что тогда напишется, будет
полноценно, нужно. А так, по совести сказать, взять почти у любого писателя
полное собрание его сочинений, - много ли потеряет литература, если
выбросить из него три четверти написанного?

Литература бедна! И всегда такой будет... Много ли потеряет, если выбросить пару стихотворений?
Много!
Неуместно слово ВЫБРОСИТЬ... Человек должен писать тогда, когда рвется его душа, требует. А не по графику. Если человек может писать каждый день, то лично я только рад за него! Такие люди вызывают уважения.
А если перевернуть смысл и поставлю вопрос в таком ракурсе:

А можно назвать талантом пару строк за месяц, несколько произведений за год, когда мог (!) написать больше?

Quote (Mihail_K)
бросает прежнюю работу, и становится профессионалом.

Заметил слово ПРОФЕССИОНАЛ... Что мы под ним подразумеваем? То самое, что и все...

И все его умозаключения противоречат этому слову, собственному слову, которое уже не выкинуть с его контекста.


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.

Сообщение отредактировал eugenics - Воскресенье, 08 Янв 2012, 22:14
 
Basurman Дата: Понедельник, 09 Янв 2012, 12:40 | Сообщение # 3
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 777
Награды: 16
Репутация: 32
С мнением писателя - согласен.
 
eugenics Дата: Понедельник, 09 Янв 2012, 13:18 | Сообщение # 4
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Quote (Basurman)
С мнением писателя - согласен.

А как же журналистам быть и тем замечательным писателям, кто достиг писательским трудом признания, известность и деньги?
Тогда получается голословное их обвинение.
Я считаю, что здесь идет зависть самого автора.

Вот некоторые выдержки из его биографии, где есть явные противоречие между сказанным и его жизнью

Quote
В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Неведомский, Маслов, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь».

И сам же ругает других авторов в этом!

Quote
Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885 года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье».

Впервые опубликовался в 18 лет!

Quote
В 1897 году Вересаев издаёт повесть «Поветрие».


Quote
В декабре 1900 начинает выходить «Искра»


Quote
Этот процесс нашёл своё отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902 года.


Quote
В 1922 году вышел роман «В тупике», котором показано семейство Сартановых.


Quote
За первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева:
«В юные годы» (Воспоминания);
«Пушкин в жизни»;
переводы с древнегреческого:
«Гомеровы гимны»,
«Работы и дни» Гесиода.


и т.д.

Почему, критикуя других авторов, он сам ввел такой образ жизни, получал деньги от авторства и создавал себе имя?


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.

Сообщение отредактировал eugenics - Понедельник, 09 Янв 2012, 13:19
 
Basurman Дата: Понедельник, 09 Янв 2012, 15:41 | Сообщение # 5
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 777
Награды: 16
Репутация: 32
Человек должен писать о том, в чем он разбирается. Иначе смысл отсутствует.
 
Mihail_K Дата: Понедельник, 09 Янв 2012, 20:35 | Сообщение # 6
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (Basurman)
Человек должен писать о том, в чем он разбирается. Иначе смысл отсутствует.

Типа, инженер должен писать о микропроцессорах, агроном о картошке, а овцевод о стрижке овец?
А кто же будет писать стихи о любви ?

Добавлено (09.01.2012, 20:35)
---------------------------------------------

Quote (eugenics)
А как же журналистам быть и тем замечательным писателям, кто достиг писательским трудом признания, известность и деньги?

Когда я прочёл этот отрывок из Вересаева, мне сразу вспомнился режиссёр любительского драм-кружка из фильма "Берегись автомобиля", которого играет Евстигнеев, когда он рассуждает о том, насколько лучше играла бы Комиссаржевская, если бы шла вечером на сцену после дневной работы у станка.
А вообще говоря, что-то мало примеров таких писателей, по Вересаеву, я вспомнил.
Вот Гарриет Бичер-Стоу была домохозяйкой и это ещё когда не было ни пылесосов, ни стиральных машин, а умудрилась таки написать своего Дядю Тома. Да вот и Кир Булычёв ещё в каком-то институте работал.
Ох, завтра на работу, почему я не писатель!
 
eugenics Дата: Понедельник, 09 Янв 2012, 22:44 | Сообщение # 7
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Quote (Mihail_K)
А вообще говоря, что-то мало примеров таких писателей, по Вересаеву, я вспомнил.

А потому что сложно!
Представьте человека работающего на умственной работе! Приходит домой, а ему еще думать и писать... Мало кто выдержит такое напряжение...

Ведь Вы сами уже сказали
Quote (Mihail_K)
насколько лучше играла бы Комиссаржевская, если бы шла вечером на сцену после дневной работы у станка.


С Вересаевым я категорически не согласен, все его рассуждения общие, не имеют конкретики, лишены примеров и основы.
Я только учусь, но уже ощущаю, как тяжело совмещать писательство!


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.
 
Basurman Дата: Вторник, 10 Янв 2012, 05:02 | Сообщение # 8
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 777
Награды: 16
Репутация: 32
Как показывает практика, не каждый "агроном" разбирается в картошке. Если бы я собрался почитать о стрижке овец, думаю, что выбрал бы книжку овцевода, а не московского литератора. По понятной причине. Так же обстоит дело и во всех остальных случаях... О войне должны писать те, кто понимает, что это, кто ее прошел, о космосе - бывавшие в космосе, исторические романы - люди, занимающиеся историей и т. д. Иначе - нечего людям голову морочить... Что может написать о финансовых рынках тот, кто с этим не связан, что может 17-летний пацан написать о ВОВ? Вопрос близок к риторическому.
 
Механик Дата: Вторник, 10 Янв 2012, 11:20 | Сообщение # 9
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
А вы способны чётко отделить тех, кто "прошёл войну" от тех, кто её проехал? Да, было бы здорово, если бы Толстой и писать умел и на Аустерлице и под Бородино и Москву под Наполеоном поджигал... Ан вот фантазий в исторических рамках накропал...
Да, было бы хорошо если бы и это и то в одном флаконе и за плёвые деньги... Но я согласен, что дилетантизм это нехорошо.


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль
 
eugenics Дата: Вторник, 10 Янв 2012, 13:01 | Сообщение # 10
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Тогда о чем писать молодеже?

Чтобы понять некоторые вещи, необходимо прожить всю жизнь!
Тогда я ставлю под сомнения все произведения мировой литературы и можно ничего не читать! Зачем? Все равно ложь!


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.

Сообщение отредактировал eugenics - Вторник, 10 Янв 2012, 21:12
 
Basurman Дата: Вторник, 10 Янв 2012, 13:14 | Сообщение # 11
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 777
Награды: 16
Репутация: 32
Механик, о том и веду речь, что нехорошо. Если интересна какая-то тема - надо скрупулезно ее изучать...
Quote (Basurman)
исторические романы - люди, занимающиеся историей
Но и в этом случае можно говорить лишь о том, что "имело место быть", а пытаться передать, что чувствовали очевидцы, не будучи очевидцем... Это самообман, в лучшем случае... В худшем - обман читателя.

Добавлено (10.01.2012, 13:14)
---------------------------------------------
eugenics, о том, чем живет современная молодежь, например... Либо - становиться специалистами в своем деле и писать о нем... Мое мнение.

 
Mihail_K Дата: Вторник, 10 Янв 2012, 17:36 | Сообщение # 12
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (Basurman)
Иначе - нечего людям голову морочить...

Если говорить о документалистике или о литературе образовательной, опирающейся
на факты, а не на вымыслы, то бесспорно, её творцы должны быть экспертами в своём деле,но Вересаев имеет ввиду литературу явно художественную.
А тут уж...

Когда мы вместе с героями С.Лема пытаемся разгадать тайну Соляриса нам и дела нет, что сам автор ни на каких космических кораблях никуда не летал.

А откуда Толкиен так хорошо разбирается в жизни Хоббитов, он что, среди них жил?

А когда мы вместе с капитаном Немо и профессором Аронаксом рассматриваем через иллюминатор Наутилуса морских животных, разве мы вспоминаем о том, что сам Жюль Верн никогда не плавал на подводных лодках.

Болезненному же, сухопутному Стивенсону удаётся отправить нас на корабле в поиски сокровищ вместе с командой пиратов.

Фронтовики, слушавшие песни Высоцкого о войне, говорили, что так мог написать человек сам прошедший войну.

Эти примеры можно продолжать бесконечно.

Мир художественной литературы – это мир фантазии, иллюзий, создать и описать который под силу лишь художнику с развитым воображением. И тут не важно кто этот художник по профессии, маляр, врач или инженер.

Добавлено (10.01.2012, 17:36)
---------------------------------------------

Quote (eugenics)
Я только учусь, но уже ощущаю, как тяжело совмещать писательство!

Виталий, я могу вам только посочувствовать. Учёба и впрямь норовит занять всё свободное время. В этом смыслеработающему человеку даже проще. Недавно перечитывал роман Гончарова «Обыкновенная История». Надо сказать
потрясающая и актуальнейшая вещь. Пока на свете не переведутся романтики-идеалисты, роман будет жить и восхищать своим юмором и остротой взгляда на вещи.
Писался же роман Гончаровым вечерами и по ночам, когда он приходил домой со службы из департамента иностранных дел
где служил переводчиком.

«Юношеских его сил ставало на всё. Он крал время у сна, у службы и писал и стихи, и повести, и исторические очерки, и биографии. Дядя уж не обклеивал перегородок его сочинениями, а читал их молча, потом насвистывал или говорил: Да!это лучше прежнего.»

Это ведь Гончаров здесь не только об Александре говорит но и о себе, своих вечерах и своём порыве писать.
Кстати, Виталий, а какие науки вы постигаете, школьные или уже дальше?
 
Basurman Дата: Вторник, 10 Янв 2012, 18:47 | Сообщение # 13
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 777
Награды: 16
Репутация: 32
Mihail_K, не стоит лукавить, я думаю Вы прекрасно понимаете, что Вересаев говорит о литературе реалистической... да и у Толкиена основная профессия - отнюдь не писательская... smile И Лем - философ-футуролог с медицинским образованием...:)
 
eugenics Дата: Вторник, 10 Янв 2012, 21:26 | Сообщение # 14
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Quote (Basurman)
eugenics, о том, чем живет современная молодежь, например... Либо - становиться специалистами в своем деле и писать о нем... Мое мнение.

Секс, наркотики, рок-н-ролл, Единая Россия и большие деньги!
Весь круг интересов современных молодых людей...
Насмотрелись уже в 90-х годах фильмов про мафию, убийства, легкой наживы... Начитались камасутры и легких, бездарных романов.

О чем писать?
Quote (Mihail_K)
Это ведь Гончаров здесь не только об Александре говорит но и о себе, своих вечерах и своём порыве писать.
Кстати, Виталий, а какие науки вы постигаете, школьные или уже дальше?

По первому образованию инженер-технолог, сейчас постигаю юридические науки, пока есть время.
И если даже говорить об этих вещах, то о чем можно писать, например, прокурору? Всю грязь общества собрать в своей книге?

Версаев так же имеет медицинское образование и при этом так мало произведений о своей деятельности, точнее, только одно! От чего же так?

И представьте, если бы никто не передавал слова очевидцев, их чувства и эмоции? жизнь потеряла бы всякий смысл! Призыв таков: забудем ветеранов, войны нет!


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.

Сообщение отредактировал eugenics - Вторник, 10 Янв 2012, 21:27
 
scherzo Дата: Вторник, 10 Янв 2012, 22:56 | Сообщение # 15
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Basurman, Знаете, что такое писатель человек? Это специалист, по постижению мира и людей.

У меня был очень оригинальный спор на литпричале, когда меня ругали за то, что я будучи психологом принялась вслух анализировать литературу. Только маленькая проблема, оказалось, что в некоторых аспектах истории литературы, мои знания оказались глубже, чем у человека представившегося филологом. А почему? литература, как любое знание создавалось людьми и если стремишься понимать людей, в итоге можешь понять и производное от них - произведенное ими.


Нина Ваксман
 
eugenics Дата: Среда, 11 Янв 2012, 02:19 | Сообщение # 16
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Quote (scherzo)
Basurman, Знаете, что такое писатель человек? Это специалист, по постижению мира и людей.

У меня был очень оригинальный спор на литпричале, когда меня ругали за то, что я будучи психологом принялась вслух анализировать литературу. Только маленькая проблема, оказалось, что в некоторых аспектах истории литературы, мои знания оказались глубже, чем у человека представившегося филологом. А почему? литература, как любое знание создавалось людьми и если стремишься понимать людей, в итоге можешь понять и производное от них - произведенное ими.

С этим трудно не согласиться!
Через литературу мы постигаем разум людей... Совершенствуемся сами. Если оградиться только узконаправленной тематикой (знанием в конкретной области в которой работаешь), то развитие сойдет на нет!
Я уверен, что у любого автора найдутся произведения с действиями которых в обычной жизни он не столкнется. Посредством образов переживаем и сочувствуем ЛГ!


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.

Сообщение отредактировал eugenics - Среда, 11 Янв 2012, 02:19
 
Basurman Дата: Среда, 11 Янв 2012, 06:10 | Сообщение # 17
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 777
Награды: 16
Репутация: 32
scherzo, так я не спорю с этим... smile Сверим часы... smile
Я отстаиваю мысль, что человек имеет моральное право писать только о том, в чем он разбирается. Очень часто бывает, что тот, кто искренне чем-то увлекается, "утирает нос" тем, кто получает за это деньги... (Полностью солидарен с Вами) Я против обмана в литературе. Если человек не владеет предметом, стоит ли читать его "творения"... и в чем смысл этого действа?.. Когда я читаю "вещь" и вижу явные несоответствия (речь идет о темах, мне близких, разумеется, а не о микропроцессорной технике), у меня возникает резонный вопрос (выражу его в цензурной форме): "а не использовать ли для растопки?"
eugenics, Поскольку у нас не спор, а дискуссия, и мы пытаемся найти верное решение, давайте попытаемся его найти! smile Определить, где, на наш взгляд, неглубокие знания не могут повредить (и, следовательно, допустимы), где они обязательны. smile
 
eugenics Дата: Среда, 11 Янв 2012, 08:46 | Сообщение # 18
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Quote (Basurman)
Определить, где, на наш взгляд, неглубокие знания не могут повредить (и, следовательно, допустимы), где они обязательны.

Но ведь каждый написавший произведение вправе считать его знатоком!
Где та грань, которую доступна и как ее определить? Кому верить?


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.

Сообщение отредактировал eugenics - Среда, 11 Янв 2012, 20:33
 
Tanita Дата: Среда, 11 Янв 2012, 09:39 | Сообщение # 19
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Ребят, тема какая интересная! А я думаю так: писать основательные романы о жизни и судьбах людей может только человек, хорошо знающий жизнь - значит, уже проживший свою жизнь, большую её часть! Мало того, проживший её осмысленно. Оставим серьёзные реалистические художественные романы тем, кто постарше, ну, скажем, за 50 и дальше. Это, мне кажется, хороший возраст для написания серьёзных произведений литературы, которые будут нести мудрость и ценный опыт юным читателям, а читателям постарше - своего рода общение с автором через книгу. О чём писать молодому автору, не имеющему богатого жизненного опыта? Конечно же, о своих чаяниях, надеждах и мечтах о жизни - это вымысел, фантастика, какие-либо зарисовки, литература импрессионизма (впечатления). Молодому автору легче фантазировать и сочинять, придумывать что-то новое, небывалое, свою необычную реальность, чем автору в возрасте. Так мне кажется. Правда, есть и исключения: у некоторых людей настолько богатое воображение, что и с возрастом оно не теряет силы. А иные молодые люди имеют за плечами такой опыт жизни, какой их сверстникам и не снился - это "не домашние" дети, у которых либо не было родителей, либо они рано их потеряли. Они могут написать о серьёзных вещах, которые мы называем человеческой жизнью и судьбой...

Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
Механик Дата: Среда, 11 Янв 2012, 11:24 | Сообщение # 20
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Quote (Basurman)
Определить, где, на наш взгляд, неглубокие знания не могут повредить (и, следовательно, допустимы), где они обязательны

Что есть дилетантизм? И чем он опасен?
Тем что книжка пойдёт на растопку. Да Basurman, ваша книжка. А книжка соседа нет. Он не столь компетентен в вашем вопросе и просто пропустил подробности среди прочих дежурных описаний. Но отыскал в книге сюжет из собственной жизни, свои переживания, которые вам показались излишними и ненатуральными... Например. Я сталкивался с тем, что не понимаю восхищения других одними и равнодушие ко вторым книгам, фильмам, людям... Что поделать, все мы разные. И там, где одному скушно и досадно от потери времени, второй получает букварь с открытием огромных перспектив. Там, где один в восторге от подробностей и скуппулёзности, второй хмурит брови в поисках действия. Все мы разные. И дилетантизм тоже разный. Хочется как минимум не врать, хотя бы в деталях. Но ведь паровой мотор изобрели за тысячу лет до его массового внедрения. И тот, кто изобрёл его второй раз, а может в третий или пятый наверняка не знал, что чертежи подобного устройства лежат в Александрийской библиотеке с незапамятных времён.
Литература - это восновном фантазия, наблюдение и фактическая основа зачастую лишь внешний антураж, стиль если хотите... И чем подробнее детали, чем больше правил работает в книге, тем она жёсче. Чем эти правила ближе к жизни, тем больше читатетелей смогут принять её. Но станут ли читать? Ведь читают человека. Его подачу материала. Один учебник написан сухо и голову свернёшь, пока доберёшься до сути. Второй мгновенно разжёвывает правила, доступно и просто. А ведь написаны оба отнюдь не дилетантами, правда?
Но хочется не врать.

Tanita вовсе не факт, что личные переживания будут описаны интереснее и подробнее, нежели отвлечённые наблюдения за другими. Шутить над собой не всяк мастак, а уж посмеяться над незадачливым героем собственных наблюдений, да ещё обладая острым язычком и здоровой долей цинизма - читабельно до дыр. Не факт, что молодость хуже справится с реалистичными сюжетами. Может какие-то моменты не учтёт, но и старость тоже забывает молодой задор. Постоянное вращение в разном обществе даёт массу материала. Но с ним надо уметь работать, обрабатывать, извлекать обоснованные выводы. А может быть создавать эту массу материала для того, чтобы обосновать собственное мнение.
Не думаю, что молодость и зрелость достойны противопоставления. Они просто разные ипостаси одного и того-же человека. Меняющегося или неизменного. Борящегося или переживающего. Пишущего или читающего. А чаще всё в одном в разных пропорциях. И каждому нужен свой читатель и свой писатель и своя книга и у каждого своё её восприятие...


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль
 
Mihail_K Дата: Среда, 11 Янв 2012, 12:54 | Сообщение # 21
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (Basurman)
Mihail_K, не стоит лукавить, я думаю Вы прекрасно понимаете, что Вересаев говорит о литературе реалистической...

Те примеры, что я (без всякого лукавства) упомянул, не были случайны. На этой литературе вырос не я один. В семье Толстого Л.Н. Жюль Верн, например, был самым почитаемым писателем, пока росли его дети.
Литература, которая формирует наш внутренний мир с самого детства, куда уж реальней!
Реалистическая Литература... Какое интересное понятие. Что это?
Гражданин А. наехал на гражданина Б. В 12.30 по московскому времени ?
Мне представляется, что реальность, также как и правда, у каждого может быть своя. И, что самое неприятное, эта наша собственная реальность сильно зависимая штука.
Наше «Я» подвешено в этом мире на ниточках со многими названиями.
Вот, например, роман Фадеева «Молодая Гвардия»- реалистическое произведение? Написавший его был уже опытен, и как человек, и как литератор, но...
Он был коммунистом, и не рядовым, а входил в ЦК этой партии. Мог ли он свободно и реалистично выражать свои взгляды на «жизнь»? Это сейчас, членство в какой-либо партии похоже на участие в самодеятельном кружке, а в ту пору партия была одна и бралась контролировать всё, включая и литературу, её тем более.
Роман получился блестящим. Когда его читаешь, переживаешь за всех героев-молодогвардейцев и ненавидишь всю ту погань, которая терзала нашу страну.
В том что роман был реалистичен: написан на строго проверенных фактах, не было сомнений. Эти факты никто, правда, не проверял, а просто верили человеку, который выстрадал его, и к тому же, представлял самую правдивейшую партию в мире.
Но шли годы и появлялись на свет всё новые и новые факты, которые,
мягко говоря, не сходились с теми, что указаны были писателем, который к тому времени был уже генеральным секретарём Союза писателей.
Некоторые честные люди, под своими настоящими именами названные автором в романе, были записаны им в полицаи и потому требовали восстановить их честное имя. Оказалось также, что руководящих партийных работников и вблизи этой организации «Молодая Гвардия» не было, перед оккупацией они давно уже были все эвакуированы. И более того, сама организация создана была силами Гестапо как способ выявить всех борющихся с оккупационным режимом, поэтому все записывающиеся туда становились тут же им известны.
Фадеев, мучимый угрызениями совести, впал в депрессию, которая привела его к самоубийству...
Я люблю этого писателя и в особенности его роман «Разгром».
И для меня он человек, который вынужден был играть «по правилам», попав в тот тоталитарный механизм. Если этот бездушный механизм требовал жертв для своих идолов надо было их приносить...
Но, ведь среди писателей-реалистов, был не один Фадеев.
Любой писатель, пока ещё не изваяли ему чугунного памятника, остаётся человеком и, как всякий человек, зависим от своих убеждений, взглядов, симпатий, что
он и переносит на своё литературное творчество.
Так какой же «реалистической» художественной литературе мы должны верить и где она?
 
Basurman Дата: Среда, 11 Янв 2012, 15:02 | Сообщение # 22
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 777
Награды: 16
Репутация: 32
Друзья, лично я надеялся, что мы, в итоге, придем к чему-то большему, чем "постмодерн" и "каждому - свое". Думаю, для развития темы необходимо определиться, кого (и по каким критериям) считать профессиональным писателем в настоящее время, является ли членство в профессиональном союзе мерилом профессионализма, и... каким образом литература может сохранить свою культурообразующую роль (в русской культуре, которая, как известно, "литературоцентрична"), если "каждому свое" и "профессионализм" людей, "с блокнотом набирающих материал" на новую книжку, будет и дальше приветствоваться?

Сообщение отредактировал Basurman - Среда, 11 Янв 2012, 15:02
 
Механик Дата: Среда, 11 Янв 2012, 15:45 | Сообщение # 23
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 340
Награды: 28
Репутация: 19
Оно и так "приветствуется". Но выглядит иначе. ЖЖ. И мерила - клики, скачивания. Заработок - рекламные банеры на страницах.
Некомпетенстность быстро каратется и часто исправляется не в очередном издании, а мгновенно.

Премии, конкурсы - это лишь рекламные мероприятия, дающие информационный повод. Членство в союзах писателей - это как значки соответствия неким условностям, наподобие росстандарта или звёздочек на коньяке...

По-моему остаются две неизменных сущности, духовная и материальная. Первая - пойти в дорогу и справиться с ней. И вторая - открыть автобан. И обе сущности значительны и значимы. Но вторая не терпит ошибок. Потому без профессионализма никуда! Но, как показывает практика, успешный менеджер найдёт профессионала и решит вопрос быстрее, чем профессионал даже более высокого уровня. Но вот вопрос - в дифиците ли новые идеи?


Тарарыв Владислав. Белгород, Авторская библиотека, Гавань, "Восторг души. Весна 2012", "VI Поэтический конкурс 'Союзники'", журнал "Самиздат"
Дружественные ссылки: журнал Авторский стиль


Сообщение отредактировал Механик - Среда, 11 Янв 2012, 15:46
 
Mihail_K Дата: Среда, 11 Янв 2012, 21:44 | Сообщение # 24
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (scherzo)
У меня был очень оригинальный спор на литпричале

Подошёл, Нина, поздороваться и поблагодарить за участие в нашей дискуссии.
Прочитал ваш Пост и вспомнилась мне одна интересная женщина, звали её Саломе Лу.
Говорят, что мало кто мог остаться равнодушным к её беседам и устоять перед ней. Даже старик Ницше, проговорив с ней несколько дней кряду о своей философии, стал просить её руки.
Так что, женщины умеют дискутировать.
А вот интересно, образование психолога помогает вам в вашем литературном творчестве или какую-нибудь нарочитость «доктора», может быть, хотелось бы и изжить?
Помните, вы говорили, что резанули другим слух, когда заговорили о литературе как «психолог»?

Добавлено (11.01.2012, 21:27)
---------------------------------------------
Quote (eugenics)
По первому образованию инженер-технолог, сейчас постигаю юридические науки, пока есть время.

Виталий, вы литератор прямо-таки по "Вересаеву". Вот бы удивился старик, когда бы узнал, что его рецепты не всем подходят. Эх, жалко, не дожил он до наших дней, когда так сильно развилась обратная связь с народом.
Я бы и так сказал: выписал доктор лекарство, а больному нехорошо.

Добавлено (11.01.2012, 21:44)
---------------------------------------------
Quote (Basurman)
Друзья, лично я надеялся,

Уважаемый, Basurman. Что с вами? Почему ваши руки опустились? И Москва не сразу строилась. Всё в своё время
выясним и определим. Дайте только срок (в хорошем. конечно смысле).
Вы в последнем Посте подняли много интересных вопросов. Также интересно было бы услышать, как вы сами
на них отвечаете. Хотелось бы хоть немного примеров с вашей стороны, мы же о литературе говорим.
Может вы назовёте какие произведения считаете и реалистичными и высокопрофессиональными? И как вы считаете, может ли писатель вообще, и начинающий в частности, обойтись без поддержки единомышленников,
которые увы, всё ещё предпочитают собираться в союзы. Или вы за писателя-одиночку, пишущего в отведённом ему домашними углу?


Сообщение отредактировал Mihail_K - Среда, 11 Янв 2012, 21:45
 
Юлианна Дата: Среда, 11 Янв 2012, 23:09 | Сообщение # 25
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1186
Награды: 45
Репутация: 47
Друзья! Я решила вот тоже поучаствовать в дискуссии... Тема интересная, как и размышления участников форума.
Выскажу своё личное мнение, которое может не совпадать с мнением других участников. Это не значит, что я права, а оппонент - нет, впрочем, как и наоборот. Сколько людей, столько и мнений!

Quote (Mihail_K)
Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдать ее не снаружи, а изнутри.

Это точно! Красиво и достоверно можно написать лишь тогда, когда видишь ситуацию изнутри. Ну, к примеру, возьмём конфетку, если по наблюдениям её описывать, то мы видим лишь красивый фантик... А вот если вовнуть заглянуть, можно узнать какая она на вкус, шоколадная или с ликёрной начинкой.

Соглашусь с Сергеем:
Quote (Basurman)
Человек должен писать о том, в чем он разбирается. Иначе смысл отсутствует.

Лично я могу полностью раскрыть только ту тему, в которой соображаю. Если я ни разу не сидела за рулём авто, то каким может быть пособие "Вождение в экстремальных условиях"? Конечно, если я прочту 10-15 изданий на данную тему, я смогу написать что-нибудь. Но для начала мне нужно изучить литературу, попробовать самой вывернуть руль так и эдак и пр.
Ну, а если ничего не изучать, тоже можно написать... это, конечно, будет из области фантастики, ну сейчас это "модно", пользуется спросом...

Quote (Механик)
Литература - это восновном фантазия, наблюдение и фактическая основа зачастую лишь внешний антураж, стиль
На мой взгляд это верно лишь тогда, когда мы говорим о жанре "фантастика". А если говорить о более реалистичных сюжетах, то всё-таки основа - это факт, событие.


Юлия Рущак, координатор ЛК "Голоса Оренбуржья"
(г.Орск, Оренбургская обл.)

Авторская страница (поэзия)
Галерея "Города мира"
Творческая гостиная (проза)
 
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Трудное это и запутанное дело - писательство. (Размышления учёного-литературоведа о писательском искусстве.)
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск: