[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Чувство рифмы (Поэт и Рифма)
Чувство рифмы
Tanita Дата: Вторник, 17 Янв 2012, 18:01 | Сообщение # 1
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Неточность и приблизительность рифм для поэта - как недостаточно хорошо развитый музыкальный слух для музыканта. Чем дольше и вдумчивее занятие поэтическим творчеством - тем лучше, глаже, точнее и приятнее на слух рифмы. Рифмование по одному ударному гласному звуку, так характерное для непрофессионалов, подобно неразличению полутонов в музыке. Разницу в полутон в музыке способен услышать только тот, кто непосредственно музыкой занимается или тот, кто имеет хорошо развитый музыкальный слух. То, что профессионалу "режет слух", для непрофессионала может казаться безупречным. Всё зависит от остроты восприятия. Но ведь острота восприятия поддаётся тренировке... Как же можно развить хорошее чувство рифмы, так называемый "рифмо-слух"?

Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
Mihail_K Дата: Вторник, 17 Янв 2012, 21:57 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1636
Награды: 35
Репутация: 67
Quote (Tanita)
Как же можно развить хорошее чувство рифмы, так называемый "рифмо-слух"?

Татьяна, эту сложность можно легко обойти, если присоединиться, например к футуристам.
У них свой рифмо-слух. Привожу стихотворение А.Кручёных

дыр бур щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз

И ремарку его автора: Кстати в этом пятистишии больше русского национального чем
во всей поэзии Пушкина.
Во как.

Добавлено (17.01.2012, 21:57)
---------------------------------------------
Над этим можно было бы посмеяться и только, но вспомнишь как мы говорим: эти бесконечные
ага..., как бы..., по любому..., начинаешь думать, что Кручёных в чём-то был прав и наш словарный
запас ближе к словарю футуристов, а не Пушкина.

 
eugenics Дата: Среда, 18 Янв 2012, 01:07 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Я умалчиваю... Мое творчество является противопоставлению рифмы.

Простите Татьяна, но этим вопросом я не владею.


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.
 
Tanita Дата: Среда, 18 Янв 2012, 12:38 | Сообщение # 4
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Quote (Mihail_K)
Над этим можно было бы посмеяться и только, но вспомнишь как мы говорим: эти бесконечные
ага..., как бы..., по любому..., начинаешь думать, что Кручёных в чём-то был прав и наш словарный
запас ближе к словарю футуристов, а не Пушкина.

Ну, во-первых, речь идёт не о словарном запасе. Во-вторых, думается, искусство всё-таки должно быть высоким и вести людей за собою вверх, к развитию, а не наоборот. Поэзия - это искусство. Стоит ли его принижать, приспосабливая к примитивному восприятию некоторых людей, отказывающихся понимать искусство таким, какое оно есть?

Quote (eugenics)
Я умалчиваю... Мое творчество является противопоставлению рифмы.

Виталик, рада тебя видеть! Давно тебя не было видно! Но отвечать в этой теме, если нет никаких идей по этому вопросу, ведь никто не обязывает.

Добавлено (18.01.2012, 12:36)
---------------------------------------------
...У меня самой с чувством рифмы проблемы. Даже стишок такой написался, полемический, про ритм и рифму:

Яйцо иль курица - вот вечная загадка,
Пытливый ум её не разгадал.
Всё жаждет разум наш Вселенского порядка
Раскрыть непостижимый идеал.

Яйцо поэзии, ты - пенье вдохновенья,
Ты - наш сердечный пламень, перво-ритм.
Куриное лицо стихосложенья
Теории вдруг захотело рифм!

РодИлись рифмы, строгих правил своды,
А ритм сердечный словно в тень ушёл -
Забытый ритм божественной природы
Был в рифмоплётство вскоре обращён.

Царица рифма властвует на троне,
Все соревнуются - кто рифмой удивит,
И поклоняются той Рифме как иконе,
Но сердце отзывается - на ритм!

Ритмически диктует вдохновенье,
Стихийно - появляются стихи!
Стихии трепет - вот стихотворенье!
А стихотворцы к ритму не глухи!

Кто сердце своё слушал - Бога слышал
И Голос Божий может передать
В стихах, где ритмом вдохновенье дышит,
Творение такое - благодать!

Но рифмами плениться гордый разум
Готов: всегда он к ритму сердца глух.
Перебирают рифмы раз за разом
Умом, не сердцем - ублажают слух.

18.11.11

Добавлено (18.01.2012, 12:38)
---------------------------------------------
Но есть ведь и другая крайность, к которой вряд ли кто-то захотел бы стремиться: стихи с чётким ритмом, но без рифмы, без созвучий. Вот, навскидку, такой пример неказистого стихосложения:

Уже рассвет,
Седой туман,
И мы сидим
На берегу.

Стихи ли это???


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
scherzo Дата: Среда, 18 Янв 2012, 21:09 | Сообщение # 5
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Знаете, у меня с рифмами взаимоотношения сложные... Их обычно слишком много, а вот подобрать слово, которое по звуку, по размеру, по смыслу бы подходило - четкий синоним и чтоб еще и рифмовался... это уже сложней.
Тут мне кажется, структура стиха очень определяет рифму. Не всегда рифма с одной опорной плоха,не всегда розы-морозы режут слух: Пушкин обошелся с этой рифмой мастерски: "Читатель ждет уж рифмы "роза"?\\На же, возьми ее скорей" - рифма избита, а читаешь и слюнки текут.
У Цветаевой: "Как бы дым твоих не горек труб\\глотать его все НЕга\\от того, что ночью город\\Опрокинутое НЕбо"
Мало, что рифма через строку, так еще и доударная с оттенком ассонанса, так как "о" и "а", если не ударные, чаще всего взаимозаменяемы.
На мой взгляд именно умение гармонично ставить неполные или избитые рифмы - и есть признак высокого поэтического слуха. Природного. Умение слышать гармонию там, где она не очевидна и показать ее другим.
Подбирать точные рифмы можно научиться, на крайняк есть словари.
Но ведь, любой музыкант скажет, что улавливать грубое отличие звуков, гораздо проще, чем полутон. Нет, не

Quote (Tanita)
Рифмование по одному ударному гласному звуку, так характерное для непрофессионалов, подобно неразличению полутонов в музыке.

А именно нахождение неявных гармонических нитей.

И этому уже научить нельзя.
А полная рифма хороша не всегда. Иногда - это из пушки по воробьям. Из одного мажора симфонию не построить. Однообразность наполненности рифм делает стих очень скучным. Так мне кажется.
Так же и глагольная - оплевана несправедливо. Если удалось срифмовать глаголы в разных формах, это куда большая находка, чем рифма двух существительных в одном падеже.
Хуже всего, когда рифмуются слова одного склонения, падежной формы, множественные числа, местоимения... Даже хуже однокоренных, ей богу...
Все зависит от гармонии - чувствует ее человек или нет. А гармония не только формы, форма должна сочитаться еще и со смыслом и с интонацией. Чтоб читатель увидел именно то, о чем поэт. Иначе, какой в нас смысл?
Вот Вознесенский - большой мастер играть на рифмах. Там целая палитра...

Добавлено (18.01.2012, 21:09)
---------------------------------------------

Quote (scherzo)
Уже рассвет,
Седой туман,
И мы сидим
На берегу.


Не стих. Он дисгармоничен с точки зрения структуры в целом. Нет ритма, нет рифмы, нет образа, нет чувства. Главное - нет чувства отсюда и дальнейшее. Оно и в прозе не проканает. Низкая художественная плотность. Есть такое понятие. Его, по моему Лотман ввел, если не ошибаюсь.


Нина Ваксман
 
Tanita Дата: Четверг, 19 Янв 2012, 12:35 | Сообщение # 6
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Нина, спасибо за участие! В принципе, всё верно: нам необходимо прежде всего уяснить, что такое хорошая рифма. Я тоже не любительница прямых рифм с буквальным совпадением окончаний. Но вот что интересно: с течением времени чувство рифмы у меня всё-таки стало острее. Если раньше я попускала себе рифмование через строку и только по одному ударному гласному и не видела в этом ничего зазорного, теперь я всё же стараюсь соблюдать рифму более аккуратно и добавлять к одному ударному гласному хотя бы один созвучный согласный. Теперь я уже не зарифмую "перо" и "плечо", что мне однажды поставили в упрёк, но стих-то был давно написан, 12 лет назад!.. Теперь я бы рифмовала так: "перо" - "широк", "плечом" - "смешон", ну или что-то подобное. Согласные. по-моему, не обязаны в точности совпадать, но созвучны быть должны: м-н, б-в, ш-ч, ц-с, и так далее.

Quote (scherzo)
На мой взгляд именно умение гармонично ставить неполные или избитые рифмы - и есть признак высокого поэтического слуха. Природного. Умение слышать гармонию там, где она не очевидна и показать ее другим.

Ага! good

Quote (scherzo)
Quote (scherzo)
Уже рассвет,
Седой туман,
И мы сидим
На берегу.

Не стих. Он дисгармоничен с точки зрения структуры в целом. Нет ритма, нет рифмы, нет образа, нет чувства. Главное - нет чувства отсюда и дальнейшее.

Прошу пояснить свою позицию. Мне, например, кажется, что ритм там есть: сама придумывала специально под анти-пример, а уж с ритмом я дружу! wink Образ тоже есть, разве нет? Не могу согласиться! Чувства? Так это же всего лишь начало, может быть, большой поэмы, и о чувствах пойдёт речь дальше - но вот всё так же, без рифмы, даже приблизительной. И что это получится? Белые стихи? smile Насколько я помню, белые стихи имеют ритм, но не имеют рифмы. Те же "вредные советы" Г.Остера - это, по сути, белые стихи:

Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.

biggrin Это моё любимое! Вот, наверное, более удачный пример стихов без рифмы. Но это хорошо для юмористических стихов, а вот для серьёзной поэзии, наверное, не подойдёт? Какие будут мнения?


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области


Сообщение отредактировал Tanita - Четверг, 19 Янв 2012, 12:36
 
NikoYr Дата: Четверг, 19 Янв 2012, 12:53 | Сообщение # 7
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 93
Награды: 6
Репутация: 15
Если солнце рано утром
Не взошло над небосклоном.
Значит ночью,по над кручей,
Проскакал четвёртый всадник...


Никого, ни о чём не прошу,
Это правило стало законом.
Да я лучше язык откушу
И залью себе глотку бетоном.


Сообщение отредактировал NikoYr - Четверг, 19 Янв 2012, 13:52
 
scherzo Дата: Четверг, 19 Янв 2012, 21:02 | Сообщение # 8
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Tanita, Не знаю, у меня тоже с чувством ритма все ок, вроде бы...
Позиция такова:
Я воспринимала его как законченное произведения. Нечто вроде хайку.
Там нет конфликта и чувства. Стыкнуты 2 вещи между которыми не выстроено взаимосвязи. Ритм не уловила. Я воспринимаю ритм, за счет определенной связки звуков. Ведь прочитать вещь можно с любой интонацией. За что цепляться читателю? для него должен быть маячок. Маячок можно вешать на размер или на созвучие. Если размера нет, автоматически ставится сильная доля на более "яркие" согласные или в конец строки.
Согласные между собой не перекликаются. Они похожи на россыпь цветных стеклышек, где зеленое спокойно соседствует с красным, а желтое с фиолетовым. Целостности нет и ставить сильную долю мне некуда.
Наверное стоит оговориться, что все элементы стиха, для меня визуальны. В итоге, ткань стиха похожа на полотно авангардистов, по гармоничности переплетений форм и цвета, я и сужу о стихе.
У каждой буквы - свой цвет, у каждого размера свой свет... Ритм - линия. тут, как будто две перпендикулярные линии чуть не доходят друг до друга и одна толстая, другая тонкая и с каким-то мелким слабым завитком. Они пестрят несочетаемыми красками.
Простите за сумбур, именно из-за такого восприятия, я редко критикую чужие стихи. Очень сложно перекладывать ощущение на язык без стиха.


Нина Ваксман
 
Tanita Дата: Пятница, 20 Янв 2012, 07:14 | Сообщение # 9
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Нина, для меня удивительно Ваше видение! А определить сильные доли ведь проще простого: по ударным слогам! ту-ТУ-ту-ТУ-ту-ТУ-ту-ТУ - вот и пошёл уже чёткий ритм, ямб! У меня всё с точностью наоборот: я слышу стихи - и либо понимаю их музыку, или нет... Для меня стихи - это прежде всего музыкальное произведение; проза - живописное, читаешь прозу и видишь её, как фильм, прокручивающийся в голове. Стихи должны звучать!

Quote (NikoYr)
Если солнце рано утром
Не взошло над небосклоном.
Значит ночью,по над кручей,
Проскакал четвёртый всадник...

Для меня такие строчки без рифмы звучат как "детские стихи" или - стихи для детей. Очень что-то народное здесь слышится, на заговор-причитание похожее! Но это, по-моему, не стихи в обычном понимании нами этого слова!


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
scherzo Дата: Пятница, 20 Янв 2012, 16:37 | Сообщение # 10
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Tanita, А, что делать, если размер не однороден? Ведь не всегда мы ставим четкое ударение по размеру. Есть пропуски, сбивки... Это делает стих живым, но... Сознание человека воспринимает мир по аналогии... Теперь дайте человеку размер с большим кол-во переносов, со сбивками - он не восстановит его. Он не сможет приноровиться к скачкам ритма (сильная, слаба, сильная) если они не периодичны (слабая, слабая сильная слабая сильная)... Вот в такие моменты необходим маячек, т.к. с разбега стих не прочтешь.

Нина Ваксман
 
Tanita Дата: Пятница, 20 Янв 2012, 18:00 | Сообщение # 11
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Quote (scherzo)
Вот в такие моменты необходим маячек, т.к. с разбега стих не прочтешь.

Да "с разбега" даже прозу не всегда хорошо удаётся прочесть! Расставить заранее акценты перед озвучиванием на аудиторию всегда нелишне. Ведь одно дело - читать текст глазами, совсем другое - передавать голосом...


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
eugenics Дата: Пятница, 20 Янв 2012, 23:06 | Сообщение # 12
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 3497
Награды: 62
Репутация: 70
Quote (Tanita)
совсем другое - передавать голосом...

Передать - это целый талант, им обладает круг избранных. К сожалению, "пишущий" зачастую не может передать содержание своей мысли.


Философия - эта та система знаний, где можно ввести собственный закон.
 
Tanita Дата: Воскресенье, 22 Янв 2012, 18:54 | Сообщение # 13
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Quote (eugenics)
Передать - это целый талант, им обладает круг избранных.

Гм... а как насчёт того, что чтение стихов - это тоже своего рода их озвучивание, интерпретация, которую осуществляет сам читающий, сам для себя?


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
NikoYr Дата: Вторник, 24 Янв 2012, 14:03 | Сообщение # 14
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 93
Награды: 6
Репутация: 15
Quote (Tanita)
Для меня такие строчки без рифмы звучат как "детские стихи" или - стихи для детей. ...Но это, по-моему, не стихи в обычном понимании нами этого слова!

Т.е. Вы полагаете, что "Песня о Буревестнике" это не поэзия?
Или это:
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…


Никого, ни о чём не прошу,
Это правило стало законом.
Да я лучше язык откушу
И залью себе глотку бетоном.
 
Tanita Дата: Среда, 25 Янв 2012, 16:46 | Сообщение # 15
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Quote (NikoYr)
Т.е. Вы полагаете, что "Песня о Буревестнике" это не поэзия?

Я думаю, что белые стихи - скорее, всё-таки исключение для поэзии, чем правило. Назовите хотя бы одного родноязычного поэта, который писал исключитльно белые стихи, в творчестве которого не было обычных стихотворений с классическими ритмом и рифмами.

Представьте, кто-то бы спросил: " А разве рэп - это не музыка"? Что бы Вы ответили? wink


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области


Сообщение отредактировал Tanita - Среда, 25 Янв 2012, 16:47
 
NikoYr Дата: Четверг, 26 Янв 2012, 11:52 | Сообщение # 16
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 93
Награды: 6
Репутация: 15
Quote (Tanita)
" А разве рэп - это не музыка"? Что бы Вы ответили?

Рэп это музыка biggrin


Никого, ни о чём не прошу,
Это правило стало законом.
Да я лучше язык откушу
И залью себе глотку бетоном.
 
Tanita Дата: Четверг, 26 Янв 2012, 18:42 | Сообщение # 17
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Хорошо, но для всех ли рэп совпадает с понятием "музыка"?

Добавлено (26.01.2012, 18:42)
---------------------------------------------
О рифме в Википедии:

Ри́фма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу). Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время.

Воздействие рифмы на слушателя

С психологической точки зрения действие рифмы двояко: со стороны формы и со стороны содержания. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая её приятнее для слуха и легче для восприятия; разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Роль рифмы аналогична с ролью ритма, но не тождественна; ритм также расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к этому ещё созвучие. В нормирующем характере рифмы и лежит источник её художественного действия. «Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той лёгкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства» (Вундт).

Знаменуя собой заключение ритмического ряда (стиха) и связывая его наглядно с другими аналогичными рядами, рифма служит одним из способов объединения отдельных представлений. Приподнятое и вибрирующее в лад с настроением поэта, чувство воспринимающего (слушателя, читателя) ждёт рифмы и поэтому испытывает наслаждение, услышав её. Бессознательно при звуке второй рифмы в нас оживает представление о первом рифмующем слове, и таким образом внутренняя связь содержания закрепляется, уясняется внешним выражением. Поэтому-то в теории иногда выставляется требование рифмовать значительные по содержанию слова стиха: «если рифмуются слова бессодержательные, незначительные, в нас возникает противоречие, неудовольствие: звуки говорят не то, что мысль» (Карьер). В связи с этим находится антиэстетическое действие повторения одного слова в конце двух рифмующих стихов: рифма должна созвучием соединять разнообразное, а не повторять тождественное. Значение рифмы, как элемента, связующего разрозненный представления, указывает на пределы, в каких можно увеличивать расстояние между двумя рифмованными стихами: если это расстояние будет слишком велико, то сознание может не уловить рифму. Как на образец умелого увеличения до крайности расстояния рифмического периода можно указать «Koptisches lied» Гёте (обычный способ обозначения последовательности рифмованных стихов: одинаковые буквы означают рифмованные между собой стихи. Например, формула «Песни о вещем Олеге» — ababcc, abcbcadeec) и «Первый лист», Тютчева (формула: abcababcba). Зрение могло бы отметить рифму и при большем расстоянии, но её не уловило бы ухо, а рифма — таково общее и неизменное правило — как явление музыкальное, рассчитана только на слух.

Можно, поэтому, рифмовать, руководствуясь произношением, а не начертанием.

Такого — строго, изобрёл — осмотрел — не рифма; наоборот, употребительны вольности, оправдываемые слухом: миг — роковых (Фет), звучат — разлад (А. Толстой), тучи — могучий и тому подобное. Комбинации различных рифм могут быть разнообразны до бесконечности.

Русскому языку рифма свойственна в высокой степени; чтобы убедиться, что она не является здесь элементом заимствованным, достаточно обратить внимание на произведения народного творчества. Если примеры рифмы, исключительно глагольной, в богатырском эпосе можно считать случайными, то этого никак нельзя сказать о рифме в лирике и особенно в таких древних народных произведениях, как пословицы, загадки, заговоры, где отсутствие рифмы — редкое исключение. «Искусственная» стихотворная поэзия, испытавшая влияние западных образцов, с самого начала — в киевских «виршах» — должна была держаться рифмы уже потому, что этого требует силлабическая система стихосложения. Тредьяковский думал, пока держался старой системы, что русскому языку свойственны одни лишь женские рифмы, «так как красота русского стиха непременно требует, чтобы созвучие двух рифм всегда чувствовалось на предпоследнем слоге». Лишь для строф или стансов он ввёл «смешанные рифмы, похожие во всем с теми, которые есть у французов и немцев». В этом случае он обратился к польскому стихосложению, «которое почти одинаково с нашим, за исключением некоторых частностей — и тем не менее оно допускает столько же рифму непрерывную, сколько и так называемую смешанную, и в этом отношении такая смесь не противна нежности уха» (француз. письмо к Штелину, 1736). Из драматических произведений Тредьяковский решительно изгонял рифму: «Что есть драма? Разговор. Но природно ль есть то собеседование, кое непрестанно оканчивается женской рифмой, как на горе — море, и мужской, как на увы — вдовы». Это рассуждение блестяще опровергнуто бессмертными рифмами «Горя от ума».


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
scherzo Дата: Пятница, 27 Янв 2012, 03:47 | Сообщение # 18
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Вот глава из моей статейки про инструменты поэтики. "Рифма и смысл"

Рифма – один из сильнейших инструментов. Но используется, увы, топорно. Почему-то считается, что зарифмованная строка – уже поэзия. Это не так. Иначе не могли бы существовать верлибры, белый стих и стихи в прозе. А. Грин, Н.Гоголь и «Старуха Изергиль» Горького – это поэзия. А вот Э. Ассадов, да простят меня его поклонники, это не поэзия, хотя бесспорно – стихи.
Почему? У Асадова нет образности и нет работы со звуком. А у этих ребят есть. Хотя Ассадов писал в рифму, а они нет.
Следовательно, рифма – не обязательна. Но полный отказ от рифмы, тем не менее, обедняет поэзию. И вышеперечисленные мастера, все же условно отнесены к прозе. Для меня рифма – сильнейший прием привлечения внимания, акцентирования. Именно по этому стих состоящий целиком из точных рифм, так же скучен, как монотонная речь. Разве что, внимания отвлекают перебои ритма, звука и сильнейшая метафорика.
Мы – поколение привыкшие к сильным возбудителям. В мире, где все постоянно меняется, мелкие перемены кажутся рутиной.
Если человека слепить яркими цветами – он станет не восприимчивым к полутонам. Так и мы – в непрекращающемся потоке информации, в постоянном гуле, реагируем не на резкий звук, а на вдруг возникшую тишину. Нам не достаточно уже тех приемов, которыми пользовались еще в первой половине 20-го века. Не то, что мы не способны это воспринять, но поразить наше воображение, привлечь к себе внимание подобные приемы уже не могут. Это стало повседневностью. А поэт всегда немного впереди своего времени. Его приемы из века будущего. Тем и свежи. Он будущее то ли строит, то ли улавливает…
Двадцатый век оставил нам инструмент, еще не до конца нами воспринятый – новые рифмы. И пора бы уже с ними разобраться.
Рифм набралось много. Большинство точных рифм – заезженно. Глагольные и падежные рифмы – слишком ожидаемы. Есть еще ассонансные – в которых рифмуются гласные звуки (мОрЕ – бОлЕ) и диссонансные – рифма, основанная на согласных (КРоН – КРеН; ДуШу -ДольШе) Желательно, чтоб в подобной рифме, ударение падало на один слог. Кроме них – «Евтушенковская рифма» - все звуки за исключением опорных согласных рифмуются (СНЕгА – С НЕбА) и «доударная» - в отличие от приведенных выше «заударных» рифм, здесь рифмуются звуки предшествующие ударной гласной: (ПОЖАрным – ПОЖАловаться; КОЛонн – КОЛЛег). Внутри, почти каждой приведенной мной категории, есть так же свои градации.
Поскольку в конечном итоге, в любом цельном произведении важен заложенный в нем смысл, то и рифма должна работать на него. Почему бы не сыграть партитуру на рифмах? Когда я пишу свои стихи, то рифмы расставляю, как паузы в музыкальном произведении. Т.е. те строки, в которых заключается основной «мажорный» смысл – рифмуются за счет точной рифмы, а те, которые этот смысл поддерживают – за счет рифмы более бедной. Это позволяет играть со смыслом. Если я закладываю в произведение несколько слоев – то самый основной смысловой слой зарифмую точно. Другие, в зависимости от их важности, все менее и менее созвучно - по нисходящей. Вплоть до полного отсутствия, в предложениях, разъясняющих смысл. Отдельные, важные для выделения смысла слова, можно подчеркнуть за счет аллитераций и внутренних рифм.
Такой подход к рифме, я вывожу из прикладного свойства рифмы – чтобы запоминались строки. Когда читатель станет вспоминать стихотворение, по цепочке, он в первую очередь вытащит образ, а к нему рифмующиеся строки придающие образу смысл. Именно по этому, кстати, часто использую сквозную рифму – зарифмовав пару, к концу стиха у меня может быть еще одна или несколько строчек с такой же рифмой. Я это называю «эффектом эха». Потому, что в сознании читателя, эхом отзывается предыдущая строка.
Поясню на примере:

a - Нас считывают со страниц -
b - За слоем слой.
И пахнут слезы

b - Чернилами и целлюлозой,
a - Ручьем сбегая с книжных лиц.
c - Но эта боль всего дороже!
d - В желании апофеоза -
c - Морщины стягивают кожу.
d - На переплеты горькой прозы,
e - Как правило, идет шагрень.
c` - Но человеческая кожа
c` - Еще теплее и дороже,
e - Когда читатель бросит тень
f - На переплет. И вот - не спится:
f - Шуршат под пальцами страницы
f - И жаждет слово – воплотиться
g - Преуменьшая дни творца. – не зарифмованная, как бы обрывающаяся строка
h - И с каждым взглядом между строчек,
h - Читатель от поэта хочет
i - Еще желаний и огня
i - Морщин все больше,
Меньше сна…

f` - И скоро кожа истончится.
f` - И вот, на титульной странице,
g - Смеется фото мертвеца
g - Он умер, но не до конца. – две зарифмованные строки-концовки (посылка)

Творца – мертвеца - не до конца. Вот по этой цепочке и идет основной смысл стиха. Как подлежащее и сказуемое: «Творец, даже, когда мертвец - мертвец не до конца». (Он живет в своих творениях smile )
Вот, что должно засесть в сознании читателя.
Именно по этому – для рифмы был выбран такой звонкий запоминающийся звук, как «Цэ» - он звенит в ушах и гораздо звонче других. За счет ударной «А» после него. Так как второй слой смысла это две связки: спится – страницы - воплотиться и истончится – странице. Они поддерживают основной смысл и объясняют, почему «творец – мертвец - не до конца». Слышатся мягче за счет того, что ударение находится до звука «Цэ» и понятно – менее точны, чем рифмы основной связки.
А в начале сходная по звуку, рифмованная пара «страниц – лиц» звуком намекает на грядущую кульминацию. Она самостоятельна по смыслу, но в ней, как в зерне зародыш смысла стиха.
А можно и наоборот – на фоне классической рифмы, определенные строки выделять за счет меньшего созвучия рифмы.
Такая работа с рифмой, на мой взгляд, обогащает стих, создавая обертона и многозначность. Она воздействует впрямую на подсознание. И в послевкусии стиха, в памяти читателя остается основное.


Нина Ваксман
 
Nikolay Дата: Пятница, 27 Янв 2012, 11:13 | Сообщение # 19
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Очень понравились мысли в статьях Татьяны и Нины. Обе статьи дополняют друг друга и позволяют посмотреть на проблему "из нутри". Это вполне профессиональный подход.
Молодцы, спасибо вам, Татьяна и Нина, за глубину рассмотрения вопроса о рифме и о поэзии в целом.
applause applause applause applause good good good good


Редактор журнала "Азов литературный"
 
maalax Дата: Пятница, 27 Янв 2012, 18:59 | Сообщение # 20
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 934
Награды: 28
Репутация: 26
Да, соглашусь с Николаем. А Эдуард Асадов- поэт, в независимости от личного мнения, думать каждый может, что угодно)). И лирика его - поэзия. Хотите вы этого или нет. Он уже давно состоялся. Он может нравиться или нет, но категорично судить не уместно : " не поэзия, стихи". Как- то по- детски)). Можно сказать и Ван Гог не художник)), от этого он меньше художником не станет, так и Э. Асадов- поэт . Желаю вам достичь его высот.

Мне говорили: «Ты злой», и я соглашался.
Мне говорили: «Ты не злой», и я не находил возражений.
Сам-то я не хотел ни Добра, ни Зла и даже не думал об этом.
Я просто шел своим Путем, а люди потом подбирали названия для моих Поступков. maalax.
 
scherzo Дата: Пятница, 27 Янв 2012, 19:53 | Сообщение # 21
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
maalax, Поэт по искренности, но техника, простите хромает основательно.
Я как-то предпочитаю высоты Вознесенского и Маяковского. Спасибо.


Нина Ваксман
 
maalax Дата: Суббота, 28 Янв 2012, 02:52 | Сообщение # 22
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 934
Награды: 28
Репутация: 26
Это ваше мнение. Он собирал миллионы почитателей своего таланта. Ему завидовали и при жизни, и после смерти. Он получал сотни тысяч писем со всей страны.
Что касается техники: вы профи- критик? Он закончит лит. Институт им. Горького и получше вас разбирался как в поэзии, так и в критике. А первые стихи он послал для критики К. Чуковскому, который был один из лучших критиков. Тот сделал многочисленные комменты и резюме:" вы истинный поэт.."Можно еще долго рассуждать на тему его творчества, он был людьми больше востребованней, чем два столпа сов. Поэзии))). В том числе Вознесенского)). Это мое мнение. С уважением Алекс.


Мне говорили: «Ты злой», и я соглашался.
Мне говорили: «Ты не злой», и я не находил возражений.
Сам-то я не хотел ни Добра, ни Зла и даже не думал об этом.
Я просто шел своим Путем, а люди потом подбирали названия для моих Поступков. maalax.


Сообщение отредактировал maalax - Суббота, 28 Янв 2012, 02:54
 
scherzo Дата: Суббота, 28 Янв 2012, 04:16 | Сообщение # 23
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
Вы требуете, что бы уважали ваше мнение - уважайте чужое.
В данной статье я выступаю, как критик, так что имею право на однозначные утверждения. Это допустимо в данном формате.
Блатные песни тоже востребованы - это не критерий.
Все остальное, о чем вы пишите не так уж однозначно. Как детского поэта - я его вполне воспринимаю. Как человека - более чем.
В одно ветке здесь как-то спорили - является ли Высоцкий поэтом... или только песенником smile Сколько людей - столько мнений. Не нужно меня эмоционально убеждать в вещах, о которых у меня есть рационально обоснованное мнение.


Нина Ваксман
 
maalax Дата: Суббота, 28 Янв 2012, 05:07 | Сообщение # 24
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 934
Награды: 28
Репутация: 26
Во- первых: я ничего не требую))).
Во- вторых: я начал предыдущий пост со слов:"Это ваше мнение." А закончил пост:" Это мое мнение. С уважением Алекс."
В третьих я не эмоционален: я не являюсь его фанатом. Как личность он мне очень нравится, настоящий человек.
В четвёртых : я всегда уважаю мнение других людей, где даже намек, что я не уважаю ваше мнение.
В пятых: я не претендую на однозначность, и славу Богу)).
Вы, замечу, извините , если задену ваше эго, мнение уважаю ваше)), тоже неоднозначны. И я несколько не ставлю целью унизить Вас, без обид, наши мнения об этом поэте не совпали, всего то. Не берите в голову. С Уважением Алекс.


Мне говорили: «Ты злой», и я соглашался.
Мне говорили: «Ты не злой», и я не находил возражений.
Сам-то я не хотел ни Добра, ни Зла и даже не думал об этом.
Я просто шел своим Путем, а люди потом подбирали названия для моих Поступков. maalax.
 
scherzo Дата: Суббота, 28 Янв 2012, 17:13 | Сообщение # 25
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 841
Награды: 35
Репутация: 71
maalax, извините за прозвучавшую резкость smile
Я, наверное немного изменю фразы связанные с Асадовым, что бы это точнее отражало мой подход. Я не умаляю его человеческих качеств и глубокой искренности в его вещах. Все, что мне хотелось передать в статье, это то, что понятие высокой поэзии (по моему мнению) должно включать в себя большее, нежели просто рифмование строк. И привела его пример, как наиболее наглядный. Я глубоко убеждена, что кроме приятного время припровождения и положительных эмоций поэзия должна двигать цивилизацию вперед, развивать язык и предлагать новое. В противном случае она не является поэзией в полном смысле этого слово, а лишь отчасти.
Мне надо научиться не тащить в спор флешбеки из других разговоров.
Простите еще раз за резкость smile


Нина Ваксман
 
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Чувство рифмы (Поэт и Рифма)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: