Хороший чтец - природный дар или профессиональное умение? - Литературный форум
ГлавнаяХороший чтец - природный дар или профессиональное умение? - Литературный форум
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Хороший чтец - природный дар или профессиональное умение? (об умении красиво читать (декламировать) стихи)
Хороший чтец - природный дар или профессиональное умение?
TanitaДата: Суббота, 09.02.2013, 15:20 | Сообщение # 1
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Статус:
Вот уже много лет я пытаюсь научиться игре на пианино и постепенно прихожу к выводу, что знание нотной грамоты и определённые технические умения сами по себе не могут сделать из меня хорошего исполнителя. Какой-то изюминки не хватает - того особого и неуловимого, что приводит в восхищение, когда ты наблюдаешь игру первоклассного музыканта. Я позволю себе провести параллель между стихотворчеством и музыкой. Поэт - это как в музыке композитор. Хороший чтец - это как музыкант-исполнитель, только в отличие от музыканта ему нужно прочесть и озвучить не нотные знаки, а текст стихотворения.

Неоднократно доводилось слушать стихи в исполнении и самих авторов и не-авторов, когда хорошее, а когда и не очень. Часто ошибки чтения в исполнении не-авторов сводятся к неправильному интонированию и постановке ударений в словах. На уроках литературоведения в педколледже нам объясняли, как подготовиться к чтению стихотворения - а такая подготовка необходима, если мы собираемся прочесть стихотворение на публику. За образец мы брали стихотворение Ф. Тютчева "Люблю грозу в начале мая..." и размечали карандашом текст: где-то нужно сделать паузу, где-то выделить слово голосом; размечали и основную мелодику - интонацию.

И вот, с одной стороны, есть совершенно определённые правила обучения хорошему чтению, а с другой - кто-то научается легче, а кому-то труднее овладеть этим навыком...

Следует сказать и о том, что не все авторы умеют хорошо донести свои произведения до слушателей-зрителей в силу отсутствия некоторых специфических навыков. А из этого следует, что нужно либо специально обучаться этому искусству, либо доверить чтение профессионалам (артистам и актёрам, как правило).

А как вы думаете, связана ли успешность обучения красивому чтению - декламации стихотворений с наличием неких врождённых особенностей (сила и тембр голоса, музыкальный слух, языковое чутьё) или хорошим чтецом при желании может стать любой?


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
noraДата: Суббота, 09.02.2013, 15:47 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1873
Награды: 105
Репутация: 89
Статус:
Цитата (Tanita)
или хорошим чтецом при желании может стать любой?


Татьяна, я думаю что не любой. Кому-то талант от Бога дан. А кто-то может обучиться и прекрасно декламировать и свои стихи, и стихи других авторов. А вот лично я, в этом плане, очень застенчивая и не могу читать на публику. Из за этого я даже бросила ходить в литкружок.
Там все авторы читали по очереди свои произведения. А когда я пыталась что-то своё прочитать, то у меня тут же начинали тряслись руки, дрожал и пропадал голос. Мне было ужасно стыдно, но я ничего не могла с собой поделать. Так что увы, но быть чтецом дано не каждому. cry


Авторская - Проза.
Ассорти - стихи для взрослых
Творческая - Конфетти - стихи для детей
"Конечно, это очень просто – писать для детей. Так же просто, как рожать их." Урсула Ле Гуин (р. 1929), американская писательница.
 
hirsahArdgaДата: Суббота, 09.02.2013, 15:53 | Сообщение # 3
Житель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 623
Награды: 18
Репутация: 71
Статус:
Цитата (Tanita)
А как вы думаете, связана ли успешность обучения красивому чтению - декламации стихотворений с наличием неких врождённых особенностей (сила и тембр голоса, музыкальный слух, языковое чутьё) или хорошим чтецом при желании может стать любой?

Я могу ответить как фонетист (ставлю английское произношение и обучаю правильному интонированию). 90 процентов студентов овладевают этим нехитрым умением. Процентов 20 делают это легко с первого раза (но я говорю про студентов-лингвистов). Процентам 10 ти так и не удаётся.
Так что, мне кажется, что учиться читать свои стихи надо каждому поэту. Это, кстати, интересно и увлекательно. Интонация, паузация - добавляют в стихотворение неповторимые оттенки.
Кстати, не смотря на то, что я работаю с интонацией, если начну читать с листа русское стихотворение- не факт, что не наделаю глупых "ошибок". Несмотря на все свои знания и умения в этой области. Иногда надо подумать, разметить, потренировать...
Помните замечательный фильм с Колином Фертом "Когда говорит король"?


С уважением, Татьяна

Every way of seeing is a way of not seeing.


Сообщение отредактировал hirsahArdga - Суббота, 09.02.2013, 22:20
 
ВоронДата: Суббота, 09.02.2013, 17:50 | Сообщение # 4
Хранитель форума
Группа: Автор
Сообщений: 10388
Награды: 264
Репутация: 289
Статус:
Это целое искусство... Не каждому надо прочувствовать стихи автора, а тем более передать его при помощи изменения тембра голоса. По себе знаю...Был когда-то чтецом...Но и не всякий автор может передать то, что он хотел сказать своим творением...
Василий Лановой -- блестящий пример сочетания всех необходимых качеств чтеца!
 
Galina66Дата: Суббота, 09.02.2013, 17:56 | Сообщение # 5
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1419
Награды: 102
Репутация: 152
Статус:
Интересная тема. Однажды мне надо было сделать звуковую запись письма солдата своей матери. Я долго искала среди студентов нужный голос по тембру, а когда нашла, мои ожидания сменились разочарованием - я не лингвист, как Татьяна, и не смогла добиться от парня нужного результата. Зато со случайно проходившим парнем (с не ярко выраженным голосом) мы записали отличный материал. У него выразительность речи от природы или от Бога, говорят.
А ещё был случай на бардовском фестивале. У меня был интересный весёлый текст песни, а музыка совсем простая и Ирина Орищенко, ведущая отбор для финального концерта, попросила меня просто выступить, как автор текста и дала мне репетитора. Я недоумевала - мне - и репетитор (да я сама, кого хочешь, научу). Но когда я прослушала себя в записи, от моей самоуверенности и следа не осталось, серьёзно поработав над собой перед концертом, я стала в тот вечер лауреатом фестиваля. Поэтому, Татьяна права: учиться
Цитата (hirsahArdga)
читать свои стихи надо каждому поэту. Это, кстати, интересно и увлекательно. Интонация, паузация - добавляют в стихотворение неповторимые оттенки.


Галина Безменова
Моя страница


Сообщение отредактировал Galina66 - Суббота, 09.02.2013, 17:59
 
hirsahArdgaДата: Суббота, 09.02.2013, 18:07 | Сообщение # 6
Житель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 623
Награды: 18
Репутация: 71
Статус:
Galina66, Я, кстати, когда первый раз попробовала и просмотрела себя в записи - очень переживала. Ибо со стороны очень хорошо видно все ошибки, а когда читаешь - не замечаешь этого, конечно. :-)
Вообще, в чтении стиха главное и не переиграть, и не прочитать совсем плоско, невыразительно. Да с мимикой осторожным надо быть. По каплям. Пусть слова сами говорят за себя.


С уважением, Татьяна

Every way of seeing is a way of not seeing.
 
morozДата: Суббота, 09.02.2013, 18:31 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





У меня приличный стаж работы лектором. Чтобы тебя
слушали, нужно хорошо представлять, что волнует людей.
И никакие интонации, жесты не помогут установить связь
с аудиторией, если ты не знаешь их чаяния, помыслы.
Посмотрите на своей страничке, у каких ваших стихов больше
всего читателей. И вы сразу увидите их интересы.
Впрочем, и вы, как читатель, так же поступаете. Почему-то
вам интереснее читать Волошина, а не Бродского. И наоборот. Вы плачете, читая стихи о собаке Есенина, и вас
совершенно не волнуют стихи о проклятой любви поэтессы
с громадным рейтингом.
 
jbazisДата: Суббота, 09.02.2013, 19:21 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





Tanita, любой ли может стать актером? Наверное, нет. Но, в принципе, научиться читать так, чтобы приятно было слушать со стороны, думаю, можно. Смотря на что будущий чтец замахивается. Имеет смысл поработать с диктофоном, может быть, с видеокамерой (любого качества; цифровой фотоаппарат тоже подойдет). Может быть, можно поподражать кому-нибудь (например, я - для себя - передирал манеру чтения стихов Иосифа Бродского у Михаила Козакова - "Дуэт для голоса и саксофона" - конечно, этим всем нужно еще и заниматься, упрямо долбя свое долбаное неумение).
 
glukinДата: Суббота, 09.02.2013, 22:10 | Сообщение # 9
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2699
Награды: 48
Репутация: 111
Статус:
А мне нравится, как читает Михаил Ефремов. Послушайте, не пожалеете.
 
МарЗДата: Суббота, 09.02.2013, 22:39 | Сообщение # 10
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9498
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
Цитата (moroz)
Чтобы тебя слушали, нужно хорошо представлять, что волнует людей. И никакие интонации, жесты не помогут установить связь с аудиторией, если ты не знаешь их чаяния, помыслы.

Они примерно у всех одинаковые)) Талантливый чтец с не слишком сложными текстами заставит себя СЛУШАТЬ. Имеется в виду усредненная аудитория - мы с вами)))


Марина Зейтц.
Моя авторская библиотека
Организатор обучающих конкурсов на сайте СП
Член Союза Писателей России
 
TanitaДата: Понедельник, 11.02.2013, 10:47 | Сообщение # 11
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Статус:
Ой, как много отзывов по этой теме! Спасибо всем вам огромное за неравнодушие и активное участие в обсуждении! Прошу прощения, что задерживаюсь с комментариями. Рада, что предложенная мною тема оказалась актуальной м интересной.

Цитата (hirsahArdga)
Так что, мне кажется, что учиться читать свои стихи надо каждому поэту.

Вот и я прихожу к этому выводу.

Цитата (hirsahArdga)
Помните замечательный фильм с Колином Фертом "Когда говорит король"?

К сожалению, не видела этого фильма. Но теперь захотелось посмотреть.

Цитата (verwolf)
Был когда-то чтецом...Но и не всякий автор может передать то, что он хотел сказать своим творением...

Опыт чтеца - это интересно! Да, к сожалению, это так... Не всякий автор может передать - "донести" своё произведение до аудитории.

Цитата (Galina66)
Но когда я прослушала себя в записи, от моей самоуверенности и следа не осталось

В точности то же самое... ))

Цитата (hirsahArdga)
Ибо со стороны очень хорошо видно все ошибки, а когда читаешь - не замечаешь этого

Точно. Почему-то когда читаешь, то не замечаешь, а в записи все недочёты сразу слышны.

Кстати, может быть, эффективно и самообучение-подражание. По крайней мере, в случае с иностранным языком мне именно этот метод помог: слушание аутентичного чтения и копирование самой манеры чтения текста на английском вслед за носителем языка...

Но для подражательного самообучения ещё нужно подыскать себе образец - не просто тот, который по душе, но и близкий по тембру голоса. Так как тембр у каждого индивидуален, и мы все разные в этом плане.


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
ТомскаяДата: Понедельник, 11.02.2013, 12:00 | Сообщение # 12
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
Татьяна, вы, как обычно, выбрали актуальную тему. Безусловно, согласна с предыдущими участниками дискуссии: и наличие природного таланта необходимо, и технику требуется развить, и обучение предпочтительно, и предварительная запись выступления. Но мне бы хотелось сделать ещё один акцент. Тому, кто берётся читать стихи, прозу необходимо обладать литературным вкусом и чувством меры.
Цитата (moroz)
Чтобы тебя слушали, нужно хорошо представлять, что волнует людей. И никакие интонации, жесты не помогут установить связь с аудиторией, если ты не знаешь их чаяния, помыслы.

Согласна. Аудиторию необходимо знать досконально. И обращать внимание при подготовке выступления не только на то, что уже интересно этой аудитории, но и думать, что ты можешь им предложить. Не навязать, а именно показать, пригласить их разделить свои интересы. Не опускаться до потребностей публики, а попытаться вместе с ними "подняться на ступеньку", но только вместе, только уважая слушателей.
И ещё очень важно учесть место чтения и количество слушателей. Думаю, переносить технику чтения наших признанных мастеров слова, выступающих с большой сцены, в камерную гостиную, не совсем продуктивно? По опыту знаю, что и выбор репертуара для чтения в кругу небольшой группы разнится с тем, что читаешь с большой сцены.
И музыкальное оформление может или помочь, или здорово помешать. Мелодекламация-отдельная, интересная тема. Вот уж где без музыкального образования не обойтись, на мой взгляд? А если ты используешь ещё и оформление (экран, движение фигур...), тут без режиссёра я бы лично не рискнула.
Но в тот момент, когда ты видишь глаза слушающих тебя людей, вся эта подготовка оправдана.
На мой взгляд, чтение стихов и прозы-это такой же акт творчества, как и их сочинение, и это дар и труд.


Томская
 
Galina66Дата: Понедельник, 11.02.2013, 16:16 | Сообщение # 13
Долгожитель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 1419
Награды: 102
Репутация: 152
Статус:
Людмила, как Вы хорошо сказали - просто нечего добавить. applause

Галина Безменова
Моя страница
 
ТомскаяДата: Понедельник, 11.02.2013, 18:47 | Сообщение # 14
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
Спасибо, Галина, за тёплые слова! Воздушный поцелуй моему любимому Барнаулу. Людмила.

Томская
 
TanitaДата: Вторник, 12.02.2013, 08:54 | Сообщение # 15
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Статус:
Людмила, благодарю за участие в дискуссии! И за ценный комментарий.

Цитата (Томская)
На мой взгляд, чтение стихов и прозы-это такой же акт творчества, как и их сочинение, и это дар и труд.

Да, полностью согласна.

Цитата (Томская)
И ещё очень важно учесть место чтения и количество слушателей. Думаю, переносить технику чтения наших признанных мастеров слова, выступающих с большой сцены, в камерную гостиную, не совсем продуктивно? По опыту знаю, что и выбор репертуара для чтения в кругу небольшой группы разнится с тем, что читаешь с большой сцены.

Ну, конечно, нам не нужно замахиваться на професстональное исполнительство, но и, с другой стороны, уповать на то, что "и так сойдёт", не годится.


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
Mihail_KДата: Вторник, 12.02.2013, 10:41 | Сообщение # 16
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1540
Награды: 34
Репутация: 67
Статус:
Цитата (Tanita)
А как вы думаете, связана ли успешность обучения красивому чтению - декламации стихотворений с наличием неких врождённых особенностей (сила и тембр голоса, музыкальный слух, языковое чутьё) или хорошим чтецом при желании может стать любой?

Добрый день, Татьяна! Очень рад, что Вы будоражите нас такими темами, такими вопросами, вообщем, не даёте уснуть. :)))
Думаю, что человеку с писклявым голосом очень трудно, если вообще возможно, стать хорошим чтецом.
Цитата (Tanita)
Вот уже много лет я пытаюсь научиться игре на пианино и постепенно прихожу к выводу, что знание нотной грамоты и определённые технические умения сами по себе не могут сделать из меня хорошего исполнителя

Сочувствую. Такая же история была и со мной - очень хотелось научиться играть, но однажды понял, что лучше не надо. А потом, переносить пальцами нотные значки на клавиши - это неинтересно.
Цитата (Tanita)
Поэт - это как в музыке композитор. Хороший чтец - это как музыкант-исполнитель, только в отличие от музыканта ему нужно прочесть и озвучить не нотные знаки, а текст стихотворения.

Да, но между ними пропасть. Композитор переносит образы, картины в звуки, записывая их нотными значками,
а исполнитель переводит эти значки в образы. Вроде бы они одно дело делают, но дело композитора важнее - он творец, не будь этих нотных значков, исполнителю было бы нечего играть. Точно также, как машинистке нечего было бы перепечатывать, не будь исходного текста.
 
ТомскаяДата: Вторник, 12.02.2013, 11:41 | Сообщение # 17
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
Цитата (Tanita)
Ну, конечно, нам не нужно замахиваться на профессиональное исполнительство, но и, с другой стороны, уповать на то, что "и так сойдёт", не годится.

Татьяна, не совсем меня поняли, я писала о другом: выбор репертуара для различных аудиторий и есть показатель профессионализма и литературного вкуса, а если уж взялся читать, то читать надо одинаково качественно, даже если перед тобой три -четыре человека, а не полный зал.
Кстати, вспоминаю, как меня наставляли учителя-мастера в те времена, когда я только начинала преподавать литературу в школе. То, что читаешь: прозу, стихи- обязана знать наизусть и готовиться к чтению на уроке досконально. Прежде, чем задать детям учить текст, ты должна его с детьми проработать до точки, ударения, звука. У нас, порой, урок литературы напоминал урок рисования: и цвета разные для выделения, и круги-квадраты... И было потом очень приятно слушать детей.
Цитата (Mihail_K)
Вроде бы они одно дело делают, но дело композитора важнее - он творец, не будь этих нотных значков, исполнителю было бы нечего играть.

А меня, в своё время, учили по-другому: сочинитель (музыки, текста) создаёт одно, исполнитель интерпретирует в меру своего таланта, а слушатель внимает в силу своих возможностей. И, порой, в результате мы имеем три разных произведения.
Кстати, вспомнила И.Андронникова. Разве он не творец? Или недавно повезло послушать интерпретацию оркестром Плетнева - Чайковского. И это ещё близко в оригиналу, но тем не менее, там уже не только Чайковский, но и Плетнёв.
Не хочу ни с кем вступать в спор, думаю, каждый волен выразить своё понимание.


Томская

Сообщение отредактировал Томская - Вторник, 12.02.2013, 16:29
 
Mihail_KДата: Вторник, 12.02.2013, 12:50 | Сообщение # 18
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1540
Награды: 34
Репутация: 67
Статус:
Добрый день, Валерия. Я тоже (по конституции) могу выразить своё понимание. :))) Есть такая шкала наших способностей и талантов: раб-потребитель-талант-гений-творец-и, наконец, мудрец. Это очень условная шкала и для нас необидная, потому что мы, в течении своей жизни, можем побывать, если повезёт, на всех её ступенях.
Давайте по порядку.
Цитата (Томская)
меня наставляли учителя-мастера

Цитата (Томская)
в своё время, учили по-другому

Вот именно, какие времена, какие преподаватели, такое и обучение. Я очень уважаю труд наших педагогов, но...
Вспоминаю такую вещь. Попадаешь к новому педагогу, слышишь - забудьте всё, чему вас учили прежде. Видимо, какое место в вышеприведённой шкале занимает педагог тому он скорее всего и научит. Чтобы быть мудрецом, надо учиться у мудреца, быть гением - у гения, ну и тогдалее. Горького никто не учил. Мать его бросила на попечение бабушке, бабушка пила горькую и Пешков учился сам. Но, тем не менее, часть нашей железной дороги названа его именем, и не только железной. Вопрос, у каких таких педагогов учился Горький? К счастью учился он у педагогов мало и поэтому смог сохранить свой самобытный талант. Но если бы он попал к педагогу-потребителю, который от зари-до-зари твердит одни и те же вещи, предписанные ему программой, был
бы конфликт - ученик по дарованию, даже изначально, бывает уже выше своего учителя. Горького учил самый лучший педагог - наш мир, природа, к которой он умел прислушиваться, запоминать и делать выводы. Он был самоучкой, бравший бесплатные уроки у самого мудрого учителя, не отягощённого людскими регалиями и титулами.
Цитата (Томская)
Или недавно повезло послушать интерпретацию оркестром Плетнева - "Е.Онегина" Чайковского. И это ещё близко в оригиналу, но тем не менее, там уже не только Чайковский, но и Плетнёв.

Импровизация, сама по себе как жанр, близка к подражанию. Есть один оригинал и миллионы копий с него.


Сообщение отредактировал Mihail_K - Вторник, 12.02.2013, 12:51
 
ТомскаяДата: Вторник, 12.02.2013, 16:15 | Сообщение # 19
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
Цитата (Mihail_K)
Я тоже (по конституции) могу выразить своё понимание.

Интересно было узнать ваше мнение, Михаил.


Томская

Сообщение отредактировал Томская - Вторник, 12.02.2013, 16:28
 
jbazisДата: Вторник, 12.02.2013, 19:59 | Сообщение # 20
Группа: Удаленные





Цитата (Mihail_K)
дело композитора важнее - он творец, не будь этих нотных значков, исполнителю было бы нечего играть.

Цитата (Томская)
сочинитель (музыки, текста) создаёт одно, исполнитель интерпретирует в меру своего таланта, а слушатель внимает в силу своих возможностей.

smile Музыкант играет не ноты, а пространство между ними. (Кто-то умный сказал, кто, не знаю. Но умный.) Но ведь есть такая штука как импровизация (или, что занятнее, вариация на тему) - в энтом случае музыкант и есть композитор.
Цитата (Mihail_K)
Думаю, что человеку с писклявым голосом очень трудно, если вообще возможно, стать хорошим чтецом.

Нууу... Амплуа, наверное, тут будет штукой немаловажной.
Цитата (Томская)
То, что читаешь: прозу, стихи- обязана знать наизусть и готовиться к чтению на уроке досконально.

А вот это в случае с чтецом верно. Очень трудно что-то нормально прочитать с листа и уж тем более в первый раз (М.Ефремов, например, умудряется - но он Актер).
Кстати. Когда чтец читает по бумажке, он, во-первых, легко может потеряться в тексте, стоит ему отвлечься (если не профи), во-вторых, он не видит зал (иначе см "во-первых"), в-третьих, ему бывает проблематично "войти в роль" (чтец, размахивающий руками и чего-то там изображающий, кося одним глазом в листочек с текстом - и опять же см "во-первых" - выглядит достаточно нелепо).

ЗЫ
Цитата (Mihail_K)
Импровизация, сама по себе как жанр, близка к подражанию

Там была "интерпретация", и подражание тут ни при чем (разве что исполнитель будет подражать другому исполнителю) уже просто потому, что человек (музыкант или дирижер - а он тоже музыкант, и его музыкальным струментом является оркестр) изначально работает с чужим материалом. Импровизация - это другое wink
 
Mihail_KДата: Вторник, 12.02.2013, 20:53 | Сообщение # 21
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1540
Награды: 34
Репутация: 67
Статус:
Цитата (jbazis)
Импровизация - это другое

Да, да, конечно же, интерпретация и импровизация вещи разные. Это я впопыхах не заметил, прошу прощения. Но шкала творческих ценностей и определений от этого никак не меняется. Допустим, вы написали прекрасное стихотворение и миллионы чтецов его читают в своей, конечно, интерпретации: один здесь громкости прибавит, другой там; один здесь слезу пустит, другой вообще на этом месте высморкается - не важно. Вопрос: что-нибудь в вашем стихотворении изменилось, в творческом плане, конечно, для чтецов будущих поколений, и что сотворили своей работой те чтецы, что декламировали ваше произведение до них?


Сообщение отредактировал Mihail_K - Вторник, 12.02.2013, 20:53
 
ТомскаяДата: Среда, 13.02.2013, 11:20 | Сообщение # 22
Автор
Группа: Друзья
Сообщений: 2830
Награды: 92
Репутация: 187
Статус:
Цитата (jbazis)
Музыкант играет не ноты, а пространство между ними.
Абсолютно! И каждый своё, в меру того внутреннего пространства, что есть в нём.
Цитата (jbazis)
в-третьих, ему бывает проблематично "войти в роль" (чтец, размахивающий руками и чего-то там изображающий, кося одним глазом в листочек с текстом - и опять же см "во-первых" - выглядит достаточно нелепо).

Да, об этом тоже стоило бы поговорить, о том, что чтецу было бы совсем не плохо владеть хотя бы основами актёрского мастерства. Ну, положим, взять несколько уроков, голос поставить, дыхание. Мне пришлось! С дыханием были большие проблемы, пока не позанималась.
Конечно, мне могут возразить, что поэту, от случая к случаю читающему свои произведения на творческих встречах, это не нужно. Но кто знает? Вот уже в течение нескольких лет наблюдаю за выступлениями наших местных поэтов на пушкинском празднике: те, кто выходит без подготовки, выглядит очень бледно. И сразу видно, кто себя уважает, тренируется, имеет опыт чтения. На мой взгляд, если поэт не уверен в том, что он достойно представит своё творение, лучше поручить это сделать профессионалу.


Томская
 
jbazisДата: Среда, 13.02.2013, 18:09 | Сообщение # 23
Группа: Удаленные





Цитата (Mihail_K)
Но шкала творческих ценностей и определений от этого никак не меняется. Допустим, вы написали прекрасное стихотворение и миллионы чтецов его читают в своей, конечно, интерпретации: один здесь громкости прибавит, другой там; один здесь слезу пустит, другой вообще на этом месте высморкается - не важно. Вопрос: что-нибудь в вашем стихотворении изменилось, в творческом плане, конечно, для чтецов будущих поколений, и что сотворили своей работой те чтецы, что декламировали ваше произведение до них?

Тяжело сказать, что меняется. Точно знаю, что воспринимать стихи И.Бродского в исполнении И.Бродского значительно труднее, чем в исполнении М.Козакова. Вполне возможно (сейчас уже не проверишь), что я не стал бы пытаться читать и записывать аудио (для себя, конечно) стихов Бродского, не услышав Козакова (косвенное доказательство, что читать вслух я бы не стал - из одного стихотворения я в свое время сделал песню).

Добавлено (13.02.2013, 18:09)
---------------------------------------------

Цитата (Томская)
Вот уже в течение нескольких лет наблюдаю за выступлениями наших местных поэтов на пушкинском празднике: те, кто выходит без подготовки, выглядит очень бледно. И сразу видно, кто себя уважает, тренируется, имеет опыт чтения.

Да, я тоже за этим понаблюдал (изнутри).
Цитата (Томская)
На мой взгляд, если поэт не уверен в том, что он достойно представит своё творение, лучше поручить это сделать профессионалу.

Тут, видимо, играет уверенность в том, что "не важно, как прочитано, важно, что прочитано". Это, по-моему, сродни нежеланию поэтов прорабатывать как следует тексты, очень уж похоже.

Цитата (Томская)
Ну, положим, взять несколько уроков, голос поставить, дыхание.

Можно уроки (хотя - помогает не всем, а некоторых, наоборот, такие уроки только портят...), а можно действительно просто поработать, сейчас все-таки с техникой (диктофоны там, компутеры) чучуть попроще. Ну и неплохо бы еще самокритику включать smile
 
TanitaДата: Среда, 13.02.2013, 20:13 | Сообщение # 24
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Статус:
Цитата (Mihail_K)
Добрый день, Татьяна! Очень рад, что Вы будоражите нас такими темами, такими вопросами, вообщем, не даёте уснуть. :)))

Добрый вечер, Михаил! И Вам спасибо за активное участие!

Цитата (Mihail_K)
Такая же история была и со мной - очень хотелось научиться играть, но однажды понял, что лучше не надо.

Может, и надо? Почему нет? wink Весь вопрос в том, что одарённому человеку на это достаточно нескольких лет обучения, а неодарённому, обычному человеку может понадобиться несколько десятков лет. Только и всего... Если б наша жизнь измерялась веками, а не годами... Эх!

Цитата (Томская)
Татьяна, не совсем меня поняли, я писала о другом: выбор репертуара для различных аудиторий и есть показатель профессионализма и литературного вкуса, а если уж взялся читать, то читать надо одинаково качественно, даже если перед тобой три -четыре человека, а не полный зал.

Да, теперь я вижу. Понятно. Хорошо, что прояснили.

Цитата (Томская)
У нас, порой, урок литературы напоминал урок рисования: и цвета разные для выделения, и круги-квадраты... И было потом очень приятно слушать детей.

Неудивительно. А что за круги-квадраты? Вы меня заинтересовали.

Цитата (jbazis)
Музыкант играет не ноты, а пространство между ними.

Эк Вы далеко хватили-то! surprised Мне как музыканту ноты бы дай Бог сыграть на память, не сбиваясь и не путаясь. Читать с листа я их так и не научилась и уже вряд ли научусь...

Цитата (jbazis)
Когда чтец читает по бумажке, он, во-первых, легко может
потеряться в тексте, стоит ему отвлечься (если не профи)

...и если не автор... Всё-таки автору стать чтецом своих стихов легче - он изначально в выигрышном положении, так как с текстом хорошо знаком, даже не уча. Ведь, пока пишешь, много раз проговариваешь про себя некоторые строки, потом ещё раз, если набиваешь на клавиатуре записанное от руки. занося в компьютер. Потом дополнительно просматриваешь текст при подготовке к печати... А если над текстом ведётся работа - то тем более.

Цитата (Томская)
чтецу было бы совсем не плохо владеть хотя бы основами актёрского мастерства. Ну, положим, взять несколько уроков, голос поставить, дыхание.

А не подскажете, где этому обучают?

Цитата (Томская)
На мой взгляд, если поэт не уверен в том, что он достойно представит своё творение, лучше поручить это сделать профессионалу.

Вот и я озадачилась на эту тему, тем более, что презентация, можно сказать, на носу... cry


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
Mihail_KДата: Среда, 13.02.2013, 20:15 | Сообщение # 25
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1540
Награды: 34
Репутация: 67
Статус:
Цитата (jbazis)
Точно знаю, что воспринимать стихи И.Бродского в исполнении И.Бродского значительно труднее, чем в исполнении М.Козакова.

Да, я тоже слышал, что хуже всего стихи Бродского читал сам Бродский.
Цитата (jbazis)
косвенное доказательство, что читать вслух я бы не стал - из одного стихотворения я в свое время сделал песню)

Вот это интересно - я имею ввиду сравнить чтение стихов с исполнением песни. Мне всегда было почему-то немножко смешно, когда я слышал, как со сцены в большой зал читают стихи, но всегда серьёзно воспринималась песня, пусть даже написанная на те же самые стихи. Почему так? Ну не знаю, быть может это что-то субъективно моё. Вообще, я за то, чтобы читать стихи про себя. Тут не исказишь стихов каким-нибудь неприятным тембром собственного голоса и, самое главное, подключается твоё собственное воображение, не отягощённое эмоциями, волнением от присутствия зрителей. И потом, настоящая поэзия это всегда стремление к выражению чувств потаённых, глубоко личных, а чтение вслух, тем более актёром, это зачастую игра, спектакль. Я кстати не припомню, чтобы видел, как зрители плачут при исполнение стихов, а вот при исполнении душевной песни - да, такое не редко. Чаще всего на лицах слушателей стихов, в исполнении какого-нибудь выразительного мастера этого жанра, этакая полу-улыбка, а что она означает, не знаю.
 
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Хороший чтец - природный дар или профессиональное умение? (об умении красиво читать (декламировать) стихи)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: